ЕГЭ – шаг в неизвестность

Полемика вокруг введения Единого Государственного Экзамена (далее – ЕГЭ) не утихает вот уже несколько лет! Почему теперь только через ЕГЭ можно получить доступ к высшему образованию?

Анализ мнений и позиций по введению ЕГЭ

Отношение к введению ЕГЭ неоднозначно среди учительства, работников высшей школы и научных работников. Тому несколько объективных и субъективных причин. Ряд педагогов разных уровней считают, что тестирование не обеспечивает школьникам равные возможности поступления в вузы и не даёт объективной оценки качества знаний. Вузы, считают они, должны иметь большую самостоятельность при приеме абитуриентов. Другие считают, что тесты должны оставаться только рабочим инструментом для преподавателя в проверке неусвоенных разделов предмета. Третья группа педагогов и экспертов считает, что с помощью тестов сложно определить уровень знаний, а также  интеллектуальных способностей  обучающихся. Кроме того, считают они, ведение ЕГЭ отрицательно повлияло на уровень преподавания предметов, т.к. учителя вынуждены натаскивать учащихся к тестированию, отчего заметно снизился общий уровень подготовки школьников. Вместе с тем, без определенной переподготовки, многим нынешним педагогам сложно будет обеспечить достаточный уровень знаний, чтобы учащиеся успешно выполняли задания ЕГЭ.

Социальные и педагогические предпосылки введения ЕГЭ, как объективной внешней оценки результатов образования

  • Необходимость вхождения  российской системы образования в мировую систему.
  • Создание современного  механизма внешней оценки качества образования.
  • Обеспечение преемственности между школьным и профессиональным образованием.
  • Создание единого оценочного инструментария для сокращения разрыва между требованиями к школьным экзаменам и вступительным испытаниям в вузы.
  • Предоставление равных возможностей обучаться в ведущих вузах страны как выпускникам городских, так и сельских школ.

В настоящее время разрабатывается и апробируется современный инструментарий оценивания учебных достижений учащихся, когда с его помощью можно будет определить те знания учащихся, которые им потребуются в будущем. В то же время, это позволит получать  объективную информацию для проведения сравнительного анализа управленцами от образования,  о  состоянии российской системы образования по годам. Только такой подход позволит  выработать собственные пути к формированию объективной системы оценки качества образования. Так, например, результаты международного исследования по оценке учебных достижений учащихся 15-летнего возраста (PISA) подтвердили, что российские школьники имеют низкий уровень межпредметных  умений.  Учащиеся не научены работать с информацией, у них в достаточной мере не развиты коммуникативные умения (многие ученики не могут построить свой ответ в свободной форме). ЕГЭ является на сегодняшний день наиболее разработанным оценочным инструментарием в общей системе внешней оценки качества образования в России.

Перспективы развития ЕГЭ

Введением ЕГЭ будет выполнена задача по созданию важной части внешней оценки качества образования, сопоставимости ЕГЭ с исследованиями качества образования на международном уровне, с учетом сохранения лучших традиций российской школы.

Уже сегодня можно проанализировать те положительные результаты, которые получены от внедрения ЕГЭ, а именно: создан современный, единый инструментарий для оценки результатов обучения выпускников школ и вступительных экзаменов в вузы, предъявляя приближенные  требования к выпускным и вступительным экзаменам, который будет в дальнейшем отрабатываться и совершенствоваться.