Анализ кризисного состояния российского образования в конце ХХ века

Анализ кризисного состояния российского образования в конце ХХ века

Оказываясь свидетелями полемики вокруг кризиса российского образования, мы невольно задаем себе вопрос: Какие главные причины кризиса? Что нужно сделать и на каком уровне, чтобы исправить ситуацию?
Данные проблемы мы рассмотрим в нашей статье.

В России, к концу ХХ века кризис системы российского образования принял экстремальный характер, наложил свой отпечаток и на российское общество.

Факты из истории развития отечественного образования

Мы не можем вести отсчет становления российского образования с постперестроечного времени, т.к. являемся наследниками великой древней культуры и образования, успехов советской школы в мировой истории. Научить человека мыслить самостоятельно,  размышлять, анализировать, уметь создавать свой интеллектуальный продукт – вот те главные принципы, на которых строилась вся система советской школы, что позволило СССР к 30 г.г. ХХ века восстановить все отрасли народного хозяйства, после разрушительной войны. Нужно отметить, что в новейшей истории, почти два последних десятилетия российское образование подвергается реформам, которые его дестабилизируют. Многие признанные в обществе эксперты от образования заявляют о том, что результаты от данных реформ привели как к снижению качества и доступности образования, так и  к разрушению накопленного потенциала в системе образования страны.

Причины кризиса российской системы образования в 90-х годах ХХ столетия

Преимущества образования и его значение могут быть не столь приоритетными, если государство не берет на себя ответственность и главенствующую роль в данной сфере, с выделением необходимых ресурсов для дальнейшего ее развития. Социально-экономический кризис конца ХХ века в России, существенно затормозил позитивные процессы в системе образования, а кризисное состояние российского образования стало наиболее ощутимым в связи с тем, что государственные органы образования во время не приняли решительных мер. Особенно серьезное отставание образовательной системы от мирового уровня началось в связи с обвальным сокращением государственного бюджетного финансирования. К катастрофическим результатам привели разрушительные действия в процессе реформирования российской системы образования (2000-е годы), а именно:

  • непродуманность введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ),
  • неподготовленность к внедрению двухуровневой системы образования,
  • перегруженность содержания школьного образования, отсутствие в нем  практической направленности и  развивающего характера,
  • разрушение системы среднего профессионального образования.

Эксперты полагают, что наряду с недостаточным финансированием, причиной развала российского образования стало отсутствие заинтересованности и продуманной политики государства в сфере реформирования всей системы образования.

Эксперты о перспективах возрождения Российского образования

Для полноценного развития образовательной системы России, считают эксперты, необходимо прекратить копирование западных систем образования. Сейчас, когда руководством страны и обществом достаточно отчетливо осознана необходимость серьезных перемен в области образования, проводятся такие преобразования, которые позволят поставить систему образования России в один ряд со странами мирового уровня, имеющими современное образование. Эксперты считают, что научная школа в России осталась и можно надеяться, что есть база, на которой можно будет строить систему непрерывного национального образования. В России достаточно людей, обладающих талантом и способных повернуть современное российское образование на верный путь.