Сотрудничество вузов в период интеграции в единое мировое пространство

Такие термины, как «академическая мобильность студентов», «создание консорциумов»  стали применяться в российской системе образования в связи с реалиями Болонского процесса и вхождения в него России, а также как обязательное условие формирования единого пространства высшего образования.

Можно ли было себе представить, например, лет 20 тому назад, что студенты наших вузов  смогут  уезжать на один или несколько семестров за границу, а по возвращении продолжать учебу в своем вузе?! Ведь даже перевод студента из одного вуза в другой в одном регионе был весьма проблематичным.

Что означают эти новые понятия?

Мобильность студентов – обучение в другом вузе, позволяет перенять и принять все самое передовое, что есть в образовательной системе определенного университета по выбранному направлению подготовки. Это один из рычагов, который позволяет дать студентам не только самое престижное образование, но и создать основу единого пространства высшего образования.

Создание Консорциумов рассматривается  как система межвузовского сотрудничества,  нацеленная  на развитие и совершенствование многостороннего сотрудничества в области образования, повышение контроля и гарантий качества высшего профессионального образования. Развитие этой формы сотрудничества позволяет государствам быть полноценными членами европейского образовательного пространства.

Почему это важно?

Все эксперты в области образования международного класса считают, что обмен студентами (академическая мобильность студентов) становится на сегодняшний день одним из основных показателей качества образования в вузах. А одним из инновационных подходов к международному сотрудничеству является совместная разработка и реализация наиболее востребованных образовательных программ, в рамках сетевого взаимодействия вузов.
Однако, академическая мобильность студентов рассматривается нашими вузами, как возможность поучиться студентам один семестр или несколько в университетах за границей, хотя в данном процессе предусматривается обязательное участие обеих сторон. Ведь это, по сути, борьба вузов за студентов, за которыми идут финансы за обучение. И уже сегодня, наиболее крупные российские вузы успешно обучают зарубежных студентов, зарабатывая на этом немалые деньги. Но как это сделать массовым явлением, особенно в региональном вузе?

Что предпринято для расширения сотрудничества вузов и привлечения иностранных студентов

На сегодняшний день в законодательном порядке определены условия для обеспечения такой мобильности, а именно:

  • принятый Государственный образовательный стандарт приведен в соответствие к международным нормам;
  • такой показатель, как обмен студентами (академическая мобильность студентов), введен в условия аккредитации вузов, по которому оценивается качество предоставляемых услуг;
  • определены условия и порядок закрепления сотрудничества российских вузов с университетами СНГ, европейскими и другими мировыми вузами;
  • приведены в соответствие к международным нормам программы российских вузов и наименование квалификаций и др.

Безусловно, что не все вузы, которые даже сегодня обучают иностранных студентов, готовы принимать студентов из других стран, но такой процесс запущен. Сейчас необходимо создавать качественные общежития с определенным уровнем комфорта, к которому привычны, например, европейские студенты. Это особенно касается региональных вузов. А самое главное, что все вопросы, в том числе и выдача дипломов, университеты-партнеры решают на основе межуниверситетских соглашений, которые они заключают между собой. Как показывает опыт, это положительный опыт, который позволяет двигаться вперед к партнерству с другими вузами и интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство.