Развитие бизнес-образования в РФ после перестройки

В современном понимании бизнес-образование рассматривают как один из новейших элементов всей образовательной системы страны. Оно является одним из главных направлений профессионального послевузовского образования.
В чем же состоит его цель? Бизнес-образование стремится к подготовке тех специалистов, деятельность которых косвенно или же прямо связана с развитием бизнеса.
Развитие бизнес-образования – первый этап.
Первый этап развития бизнес-образования на территории России в послеперестроечное время начался в одно время с гайдаровской реформой 1992 года. В это время наблюдалось свертывание финансирования, а также полный пересмотр всей государственной системы. На данном этапе отмечаются следующие особенности:

  • Главный заказчик бизнес-образования – государственный сектор экономики, устраняется от переподготовки и подготовки кадров, поскольку находится в тяжелых условиях сниженного финансирования.
  • Изменяются образовательные ценности, в частности, остаются популярными лишь краткосрочные программы по подготовке кадров за рубежом.
  • Частный сектор проявляет отсутствие интереса к дальнейшему обучению.
  • Большинство образовательных секторов разоряются.
  • Жесткая конкуренция в сфере бизнес-образования способствует выделению нескольких лидеров, которые предлагают качественные программы.

Нужно заметить, что в то время выделялось от 40 до 50 бизнес-школ, которых можно было назвать лидерами в данной сфере.
Развитие бизнес-образования – второй этап.
Начиная со второй половины 1996 года состояние бизнес-образования на территории Российской Федерации начинает улучшаться. Тенденции к стабилизации экономического состояния страны и экономическому росту стали причиной возрастания интереса частных лиц к переподготовке собственных кадров.
Нужно заметить, что на данном этапе появились следующие особенности:

  • На смену краткосрочным программам подготовки пришли долгосрочные программы по переподготовке или же еще одно высшее образование с бизнес-специализацией.
  • Большим спросом пользуются управленческие, финансовые, а также маркетинговые дисциплины.
  • Программа «Магистр делового администрирования» стала хребтом отечественного бизнес-образования.

Заметно изменились и классические краткосрочные программы. Тематика таких семинаров стала основываться на следующих моментах:

  • Подготовка кадров к новым специальностям.
  • Тренинги для руководства компании, которые своей основной целью ставят обучение качественной диагностике управления фирмы, а также созданию программ по ее улучшению.
  • Совершенствование уже имеющихся навыков в некоторых узких профессиональных областях.

Также можно сказать, что наблюдается большое количество изменений в сфере маркетинга данного вида образования. Помимо индивидуальной рекламы, направленной непосредственно на потребителя, большое значение имеют следующие факторы:

  • Узнаваемая торговая марка, которая подразумевает под собой высокое качество предлагаемых программ.
  • Полное соответствие программы, которая была выбрана, потребностям организации, заказавшей эту услугу.
  • Наличие в программе признанных преподавателей, которые имеют в своем портфолио доказательства о прохождении зарубежной подготовки.
  • Наличие документов, подтверждающих аккредитацию заведения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что после 1996 года начался новый виток в истории бизнес-образования в России, после которого наблюдалось активное развитие данной сферы.
На данный момент, качество российского бизнес-образования отвечает большинству международных стандартов.