Как происходит подрыв Российского образования

Как происходит подрыв Российского образования

Современные политики и общественность России, все чаще анализируют события произошедшего в 90-х годах ХХ века общесистемного социально – экономического кризиса, который существенно затормозил позитивные изменения, в том числе и в российском образовании. В данной статье представлена сложившаяся в образовании ситуация в указанный период, которая привела к его развалу.

Прежде всего, следует отметить, что к началу 90-х годов ХХ века в системе российского образования наметились  некоторые позитивные преобразования: высшие учебные заведения получили академическую автономию, появились негосударственные учебные заведения и многообразие образовательных программ. Все это нашло отражение в новых прогрессивных Законах Российской Федерации в сфере образования.

Предпосылки кризиса системы образования

Ряд экспертов полагают, что развал российского образования начался в конце прошлого века, когда американские советники, прибывшие в Россию, заполонили не только все сферы экономики, но и начали корректировку системы российского образования. Проводимые в постперестроечные годы реформы в системе образования не учитывали те успешные наработки, которые накапливались годами и десятилетиями. Главным принципом становилось полное копирование и «соответствие мировому опыту».

Действия, которые привели к кризису

  1. Одним из разрушительных действий системы образования, навязанных западными советниками, стало внедрение нормативно-подушевого финансирования школ, когда школам выделялись из бюджета деньги в зависимости от количества учащихся. Это привело к тому, что в России (данные 2011 года) было закрыто 18 тысяч малокомплектных школ.
  2. Без внесения изменений в действующее законодательство, были внедрены такие инструменты Болонской системы, как Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ), европейская двухуровневая система образования. Перевод некоторых стратегических специальностей вузов в рамки узкой специализации произошло в разрыве с национальными  и социальными приоритетами России. Потребовалось много времени для приведения  в соответствие к фундаментальной составляющей  университетского образования по данным направлениям подготовки.
  3. Низкая эффективность высшего образования была вызвана в первую очередь профессиональной дезориентацией школьников и привела к переполнению рынка труда невостребованными специалистами (юристами и экономистами). Подготовка  технических специальностей, за счет бюджета в вузах, не имела спроса на российском рынке труда, и выпускники вынуждены были эмигрировать в страны Европы и Америки, куда вербовали наиболее подготовленные кадры, а затраченные государством деньги тратились впустую, на подготовку специалистов для других стран.
  4. Недофинансирование образовательной системы в рассматриваемый период подорвало уважение к труду преподавателей и престижу педагогических специальностей. В результате из средней и высшей школы ушло значительное число высококвалифицированных кадров и до сих пор среди молодежи данная профессия не является популярной. Все это отрицательно повлияло качество образования, а также на уровень выпускаемых специалистов.

Пути выхода из кризиса

Глобальные процессы, происходящие в мире, не могут оставить российскую систему образования в изоляции, так как вхождение в мировое образовательное пространство, позволит учитывать общемировые тенденции развития образования. Но образовательная политика России должна исходить из ее национальных особенностей и духовной составляющей. И это надо рассматривать как возрождение и консолидацию российского общества.