Отношение государства к негосударственным учебным учреждениям

Наряду с упомянутыми выше проблемами (статья 1, 2, 3), четвертой проблемой является отношение государства к негосударственным образовательным учреждениям. Это отношение можно назвать сложным и запутанным. Государство проверяет частные учебные заведения, ориентируясь на свои стандарты. Такая ситуация вполне нормальна, ведь государство не может совсем не контролировать заведения, где учатся дети, будущие работники этого государства. Как и любому другому предприятию, государство выдает лицензию на образовательную деятельность. Но поскольку государственные образовательные стандарты часто консервативны и менее гибки, это создает проблему для действительно хороших частных учреждений среднего и высшего образования, которые стремятся разнообразить программу обучения, повысить ее эффективность. Государственный стандарт в этом случае тянет их назад. Но для негосударственных образовательных учреждений, которые преследуют в основном выгоду, такая проверка необходима, ведь она не заставляет соответствовать требуемому уровню, повышать качество и педагогического состава, и программ обучения.

Такое постоянное участие государства в делах вузов и школ до сих пор было преимущественно контролирующим. Но оно может быть и помощью, поддержкой со стороны государства. Это была бы государственная поддержка развития частного сектора, только в области образования. Ведь многие проблемы в этой сфере мы имеем не потому, что негосударственное образование плохо само по себе, а потому, что в нашей стране оно находится пока на начальном этапе развития. Можно сказать, что это все еще негосударственное образование, но пока еще не частное. Ведь частное образование означает, что есть частное лицо или группа лиц, которые лично отвечают за организацию учебного процесса, качество и эффективность образования. Сегодня же пока главным хозяином образовательного процесса остается государство, а не частный ответственный собственник. Чтобы воспитать ответственность, необходимо совсем другое вмешательство государства в частное образование: не только контроль, но, в первую очередь, поддержка, законодательная и финансовая.