Проблема финансирования частного образования

Второй проблемой частного образования в России после проблемы создания их имиджа является финансовая сторона вопроса. Точнее, ее называют обычно первой и главной проблемой. И в финансовом плане можно выделить несколько отдельных аспектов.

Например, распространенным является мнение о том, что частные школы и вузы созданы, прежде всего, с коммерческой целью, качество же образования там на втором месте. Во многих образовательных учреждениях, как подтверждают данные государственных проверок качества, это действительно так. Ведь вузы часто создаются в провинции для огромного количества учащихся, которые не имеют возможности поступить в престижные и известные учебные заведения. Места в таких вузах ограничены, а высшее образование сегодня – обязательное требование почти для любой работы. Конечно, такой спрос на высшее образование – повод для создания коммерческого учебного заведения.

Но ведь далеко не все негосударственные вузы или школы преследуют исключительно коммерческие цели. Многие частные учебные заведения создаются энтузиастами своего дела, действительно «болеющими» за качество образования. Именно такие люди создают частные школы с особой улучшенной программой, или вузы, готовящие качественных специалистов, которые знают не только теорию, но и практику. Такие образовательные учреждения стремятся приглашать в качестве преподавателей не только собственно преподавателей или учителей, но лучших специалистов-практиков, которые успешно занимаются своим делом, развивают бизнес, являются известными учеными в своих областях, и так далее. Такие образовательные учреждения имеют возможность получать солидную государственную финансовую поддержку.

Однако обратной стороной этого вопроса остается то, что без финансовой поддержки тяжело развивать инновационные программы, приглашать известных предпринимателей или ученых. А поддержка дается тем школам или вузам, которые эти программы уже развивают, значит, у них изначально был капитал для таких программ. Получается замкнутый круг: нет денег – нет инноваций, а раз нет программ, под которые можно просить финансовую поддержку, то целью становится зарабатывание денег. Вот и получается, что даже если частное учебное заведение создается с благородной целью повышения качества образования, обстоятельства вынуждают создателей видеть своей главной целью финансовую сторону.

Это обстоятельство мешает частным вузам заниматься по-настоящему серьезной научной деятельностью. Ведь технические лаборатории, например, требуют большого финансирования, которое не окупится быстро или даже вообще не окупится напрямую, а только косвенно, т.е. подготовит ученых, которые в будущем совершат серьезный прорыв в чем-либо. На такие расходы может пойти только государство или очень крупная компания с долгосрочными перспективами.

Для частных школ финансирование науки не так актуально, да и расходы окупаются вполне определенным результатом: дети успешно поступают в вузы, имеют хорошее портфолио (участие в различных олимпиадах и конкурсах), хорошую интеллектуальную подготовку (например, знание нескольких языков, дополнительные навыки в каких-то областях), хорошее самочувствие, психологическое и физическое. Поэтому частной школе получить финансовую поддержку в некотором смысле легче, чем частному вузу.