Неоптимальная организация дистанционного образования

Во-первых, дистанционное обучение может быть частичным или полным. В первом случае оно лишь часть традиционного обучения. Т.е. студент поступает в вуз, сдавая экзамены лично, некоторое количество занятий посещает лично и демонстрирует там свои знания. Большую часть курса он осваивает через дистанционное обучение. Итоговый же контроль, и особенно защита курсовых и дипломных работ, проходит исключительно в очной, не дистанционной форме.

В этом случае у преподавателя есть гарантии, что человек, получающий диплом, действительно разбирается в предмете. При личной встрече, т.е. традиционном образовании, можно оценить общий уровень студента. Да и сам студент при личном общении с преподавателем и одногруппниками может получить гораздо больше знаний, потренировать навыки дискуссии, выступления перед аудиторией, умение слушать другого, формулировать свою точку зрения в процессе разговора, а не сидя за экраном компьютера.

Для того, чтобы эта система была эффективной, нужно разработать качественные программы дистанционного обучения, которые не находятся в интернете, а являются оригинальной разработкой, а еще совместить их с традиционными формами обучения. На это нужно время и деньги, которые вуз должен платить преподавателям и организаторам технического процесса дистанционного обучения. Получается, что у вуза двойная нагрузка – они организуют и традиционное, и дистанционное обучение. Т.е. вуз должен быть достаточно известным и «богатым», а для этого его программы, в том числе по дистанционному обучению, должны пройти государственный контроль и при этом оставаться инновационными и качественными.

Гораздо чаще встречается другая ситуация: дистанционное образование – самостоятельная форма обучения, не дополняется традиционным обучением, и студент приходит только на защиту диплома, а также – чтобы забрать диплом как свидетельство о высшем образовании. Это сводит к минимуму контакт преподавателя и студента, студента и других учащихся. А ведь именно в атмосфере университета, даже не на самих лекциях, узнается много нового, происходит немалая часть обучения. При полном дистанционном образовании студент этого лишен.