Количество и качество студентов ВУЗов

С проблемой коррупции в сфере образования связана вторая – сами студенты вузов, а точнее, их количество и качество.

Не секрет, что в стране не самая благоприятная демографическая ситуация: выпускников школ примерно столько же, сколько мест в вузах. Поэтому вузы конкурируют между собой за абитуриентов. Вузы с хорошей репутацией, известные в стране и по всему миру (МГУ, РГГУ и другие) принимают не всех, а конкурс на место высокий. Обычные же вузы по всей стране, которых множество, борются за каждого абитуриента, только бы он платил за обучение. Поэтому приоритетным становится не улучшение программ, не инновации, не повышение качества образования, а борьба за количество студентов.

Уже со школы молодые люди привыкают к сниженным стандартам качества обучения. Это продолжается и в вузе, это продолжается даже на работе, когда дела сваливают на тех, кто способен работать, а продвижение по карьерной лестнице получают за счет личных связей, знакомств и т.п. В голове человека возникает вопрос: зачем стараться, если за старания все равно дадут больше работы, а премию и повышение получит любимчик или знакомый начальства?

При этом нельзя сказать, что это именно проблема образования, которая повлияла на общее снижение интеллектуального уровня в обществе. Происходит также и наоборот: если в обществе действуют сниженные стандарты, зачем вообще стараться, получать образование лучше и качественнее, если вполне можно устроиться и так, с любым дипломом о высшем образовании, главное, чтобы были полезные знакомства? Главное, найти работу, где зарплата больше, а самой работы меньше, – например, просто в офисе заниматься документацией. Для этого ведь не надо учиться производить реальные товары, продукцию, изучать сложные технологии, или изучать строение человеческого тела, чтобы быть врачом, или с утра до ночи работать в поле, чтобы выращивать зерно. Поэтому в вузах так много специальностей «менеджмент» или «экономика», но мало химиков-технологов, физиков, – ведь там нужно действительно знать множество конкретных вещей, и знать хорошо, иначе ошибка может привести к взрыву в лаборатории, например.