Коррупция в сфере образования

О проблемах современного высшего образования в России говорят и пишут очень много. Очевидно, что проблем более чем достаточно. Эти проблемы пытаются классифицировать, выделить главные, наметить пути решения, провести реформирование, предложить инновационные подходы. Однако почему-то это не дает успешных результатов, которых все ожидают. Возможно, потому, что решить проблемы пытаются по отдельности, не учитывая, что они взаимосвязаны. А может, потому, что вместо решения имеющихся проблем пытаются просто построить совершенно новую систему, разрушив старую. Но проблемы при этом остаются.

Первой и главной проблемой в современном российском образовании считается коррупция. Ее чаще всего пытаются представить только как взяточничество среди преподавателей, однако проблема намного шире и сложнее. Во-первых, преподаватели берут взятки потому, что студенты готовы их давать. Причем для многих студентов легче именно дать взятку, чем выучить предмет и подготовиться к экзамену. А преподавателю легче взять, чем тратить время на строгий прием экзаменов, потому что официальная плата за работу невысокая. Во-вторых, коррупция гораздо больше на высоком уровне – ректоров, заместителей (например, при поступлении в вуз). Наконец, все функционирование системы образования не обходится без коррупции: когда аттестуют учебные заведения, приезжают комиссии для выдачи лицензий. На этом уровне коррупция выходит уже далеко за пределы проблемы и высшего образования, и в целом системы образования. Это уже коррупция в государственной системе в целом, к которой все привыкли. Поэтому проблему коррупции невозможно решить наказанием отдельных случаев на уровне преподавателей и студентов: это лишь видимый уровень, и по сравнению с другими – не самый масштабный.