Утечка мозгов

Поэтому при стольких проблемах образования: коррупции, качестве студентов, качестве образования, слабых образовательных программах, да еще и неудачных реформах, возникает пятая проблема – «утечка мозгов». Талантливые специалисты, которые не могут найти применения своим способностям в России, не хотят работать за нищенскую зарплату и в недостаточно оборудованных лабораториях, и уезжают в другие страны, где им предлагают лучшие условия. Или же талантливый человек, способный при благоприятных обстоятельствах стать хорошим ученым, тратит свои способности не на науку, а уходит в бизнес, или в управление. А это области, хотя и приносят больший доход, но в них не совершаются новые открытия, которые продвинули бы развитие страны вперед. Практика использует то, что наработано в теоретической науке. Но если долгое время там ничего не вырабатывается, то и использовать скоро станет нечего.

С этой проблемой, т.е. с отрывом от практики, пытаются бороться с помощью реформы образования. Вместо теоретических знаний теперь требуется владеть навыками, характерными для конкретной профессии, или компетенциями. Для обычной работы по конкретной специальности (менеджера, например) это даже хорошо. Но теперь уже происходит искажение проблемы в другую сторону. Те специальности и профессии, которые требуют фундаментальной теоретической подготовки, лишаются ее, потому что вынуждены добавлять больше практических и конкретных навыков. Например, будущий историк, или лингвист, или математик должны видеть картину своей науки целиком, обладать целостным научным видением, а не решать отдельные практические проблемы. Но если их будут учить так же, как менеджеров, мы потеряем фундаментальную науку, людей, способных широко мыслить.