Успешность управления собственной жизнью

В современном мире очень много факторов, которые влияют на выбор направления получения образования – это и склад ума, возможность адаптироваться в технологических изменениях, и востребованность на рынке труда, и уровень заработной платы, но есть еще и такой фактор, который не очевиден – это возможность изменить специальность и в целом возможность меняться, менять образ жизни, работать с собственным сознанием – это очень важное умение не просто для будущей работы, но для жизни любого человека. Хорошее образование должно готовить не только к профессии, но и к успешному управлению собственной жизнью.

В этом плане гуманитарное образование имеет очевидное преимущество. Выше уже говорилось и о том, что гуманитарий обладает знаниями о том, как устроено и организовано человеческое общество, как формировалась культура, а значит, знает самые основы сознания и культуры. Навыки рефлексии, работы над самим собой также закладываются преимущественно в гуманитарном образовании.

С другой стороны, гуманитарий, обладая таким обширным, общечеловеческим видением культуры, истории и психологии самого человека, ощущает себя знатоком человеческой природы, обладает высокими притязаниями на то, что он способен разрешить все или почти все проблемы, может советовать «как надо» управлять и действовать в том или ином случае.

Человек с техническим образованием более конкретен и в своих действиях, и в своих советах. Конечно, меняться ему сложнее, и к жизненным ситуациям он склонен подходить с техническим решением, хотя человек и общество далеко не всегда подчиняются логическим законам.

«Технарь» тоже имеет высокие притязания на знание того, как «надо управлять», вообще действовать в жизни. Но он испытывает явный недостаток таких знаний, и потому часто обращается к популярным тренингам и т.н. «бульварной психологии».