Сдача ЕГЭ – деньги или оценка знаний

Введение Единого Государственного Экзамена (далее ЕГЭ), позволяющего совместить школьную итоговую аттестацию и вступительные испытания в ВУЗы, привлекло особое внимание общественности к системе образования. Озабоченность тем, что ЕГЭ приведёт к еще большей коррупции, натаскиванию школьного образования на единое тестирование в обществе не ослабевает, а родителям приходится платить все больше денег на подготовку своих чад к ЕГЭ и успешному зачислению в престижный вуз! Так деньги или знания, где здесь, как говорится, золотая середина?

В чем кроется необходимость создания единой централизованной системы внешней оценки знаний.

Российская система образования, входя в мировую образовательную систему, не может оставаться в замкнутом положении или вне данной системы, чтобы иметь возможность конкурировать с передовыми странами. Наша система образования давно нуждалась в хорошо разработанном, современном механизме педагогических измерений оценки качества образования, которые давали бы реальную картину результатов обучения, влияли на совершенствование образовательного процесса и принятие на его основе важных управленческих решений, таких как изменение программ, введение новых предметов обучения и т.д.

Важная задача ЕГЭ – на основе внешней оценки, в рамках объективных измерений получить независимые результаты о качестве знаний учащихся, их направленности на самоанализ и самооценку, что является важным для будущей практической деятельности. Вместе с тем, ЕГЭ дает объективную оценку деятельности педагогов и уровню их профессиональной компетентности. А в нашей стране, по большому счету, кто учил, тот и оценивал результаты своего труда! Такого нет ни в одной стране. Например, в турецкой системе образования даже семестровый контроль знаний проводится в рамках внешней оценки результатов обучения.

Мировой опыт управления системой образования

Общей задачей всех стран, входящих в Болонскую систему, в том числе и России,  является как высокое качество образования, так и проверка его результатов через внешнюю оценку, что характерно для большого ряда индустриальных стран. Безусловно, что каждая страна вырабатывает самостоятельную образовательную политику. Результатом  удачных реформ, проводимых в развитых странах, являлось внедрение внешней оценки результатов обучения, способной управлять системой образования, добиваться более высоких результатов в международных исследованиях, успешно бороться с коррупцией.

Разработка и апробация общеобразовательных стандартов нового поколения, а также разумное использование зарубежных оценочных технологий позволят выработать единые государственные требования к уровню учебных достижений обучающихся, свидетельствующих о результатах обучения.

Новые стандарты образования – путь к качественным знаниям

Так, разработанные стандарты второго поколения для школы ориентированы на такие результаты образования, которые ожидают от школы не только государственные органы, но и соответствуют личностным запросам учащихся. Освоение заданного уровня содержания образования, позволит решить те проблемы, которые приводят к низким результатам тестирования учащихся во время международных исследований, а именно:

  • ориентировать содержание образования на практические знания окружающей жизни школьника,
  • уйти от перегруженности содержания образования, а также программ и учебников,
  • формирование таких учебных умений, как: умение работать с полученной информацией, обучение иностранным языкам и т.д.

Развитие системы внешней оценки качества образования должно стать важным фактором интеграции России в мировую систему образования, поднятия ее международного престижа, а также средством действенной борьбы с коррупцией в системе образования.

В статье дано обоснование ЕГЭ, как разработанному оценочному инструментарию, с внедрением которого, российская система образования способна добиться высокого качества обучения и действенных результатов в борьбе с коррупцией.