Интеграция в международное образовательное пространство через сетевое взаимодействие вузов

Стремительно прошедшие события, в том числе мировой кризис, показали, что только в условиях расширения сотрудничества во многих областях деятельности, большое значение приобретают взаимовыгодные связи в сфере образования, особенно высшего и послевузовского.

В чем необходимость создания единого образовательного пространства

Развитие сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств (далее СНГ) и сохранение с ними общего образовательного пространства имеет для России  особое значение.  Образование является одним из главных элементов инновационного сотрудничества и объединения человеческих ресурсов стран СНГ, а создание межгосударственного образовательного пространства будет способствовать эффективному использованию научно-технологических разработок и изобретений.

Понятие единого образовательного пространства стало почти теоретическим с  распадом бывшего Союза и обретением республиками независимости. Вместе с тем в России созданы благоприятные условия для установления и укрепления связей в области образования с другими республиками. Это стало возможным благодаря современным тенденциям в системе подготовки кадров, происходящим преобразованиям и внедрению лучших мировых моделей образования.

Основные направления реформирования, вызванные новыми социально-экономическими условиями России, связаны с углублением требований к уровню профессионализма, внедрению инновационных методов и форм обучения, созданию консорциумов сетевого взаимодействия и др.

Создание Консорциумов сетевых университетов рассматривается как система
межвузовского сотрудничества, способствующая развитию и совершенствованию многостороннего сотрудничества в области образования, повышению контроля и гарантий качества высшего профессионального образования.

Условия создания сетевых университетов и отбор студентов

Реализация совместных приоритетных направлений подготовки в рамках сетевого взаимодействия вузов является одним из требуемых инновационных подходов к международному сотрудничеству с учетом того факта, что ряд государств – участников СНГ является также членами Болонского процесса, где одним из параметров является совместные степени/программы.  Развитие этой формы сотрудничества позволяет государствам – участникам СНГ развивать не только единое (общее) образовательное пространство государств участников Содружества, но и быть полноценными членами европейского образовательного  пространства.

Преимущества обучения в Сетевых  университетах

Проходит достаточно жесткий отбор вузов в Консорциумы через конкурс, по критериям, определяющим научный потенциал университетов. Критерии отбора касаются также наличия научных школ, нормативов обеспечения преподавательского состава, учебно-материальной базы.

Для совместной реализации подбираются самые приоритетные направления подготовки и эффективные образовательные программы, а студентам предоставляется наиболее престижное образование в вузах-партнерах. Совместно разработаны нормативы, позволяющие проводить перезачет изученных дисциплин в других вузах, признание квалификаций, кредитов и зачетных периодов друг друга. Учебные планы и программы реализуемых направлений подготовки заранее согласовываются и утверждаются. Отработаны условия и ответственность сторон в предоставлении только качественного образования, а также юридические аспекты получения документов о высшем профессиональном образовании. Самым большим достижением сотрудничества является увеличение конкурентоспособности выпускников как на рынке труда стран Содружества, так и на мировом.