Административная ответственность

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
3.СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ И ПОРЯДОК ИХ
НАЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Одним из правовых средств сдерживания административных правонарушений является юридическая ответственность.
Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние.
Она характеризуется следующими признаками:
Юридическая ответственность выражается в несении правонарушителем определенных неблагоприятных для него последствий, иначе ограничений, лишений, страданий. Важно отметить, что эти последствия ложатся дополнительным бременем на его плечи. Если, к примеру, самовольно занявшего жилое помещение выселяют, то здесь нельзя вести речь о юридической ответственности. Если же правонарушитель понесет какой – то урон, обременение, а не только принудительно исполнит свою обязанность, которую он по каким – то причинам добровольно не выполнял, то налицо будет юридическая ответственность. Например, правонарушитель не только возвращает вещь, но и уплачивает штраф за совершенное им мелкое хищение.
Юридическая ответственность налагается от имени государства (им устанавливается и применяется). Однако были времена, когда посягательства на личность и ее интересы наказывались в виде восстановления ущерба, причиненного преступником, и причинения ему потерпевшим такого же вреда, какой он понес. Но постепенно пришло осознание того, что ущерб, причиненный такой личности, угрожает целостности общества и стабильности его устоев и осуществление наказания – общее дело, которое стало обязанностью государства. Добровольное исполнение виновным вынесенного государственного решения или возмещения причиненного им ущерба не меняет принудительного характера этих мер. У государства всегда остается возможность принудить виновного к исполнении тех ограничений, которые предусмотрены законом.
Юридическая ответственность налагается только за правонарушение, т.е. деяние противоправное и к тому же осознанное, т.е. виновно совершенное правонарушителем.
Юридическая ответственность сочетается с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя. Именно государственное осуждение помогает вызвать такие чувства, которые могут оказать существенное воспитательное воздействие на лиц, допустивших противоправные деяния.
Целью юридической ответственности является перевоспитание нарушителя, предупреждение совершения им нового правонарушения в будущем, а не месть. Совершив возложенную на него обязанность, человек продолжает оставаться в рядах сограждан. Общество же заинтересовано иметь в своих рядах человека, не озлобленного наказанием, а осознавшего, что лучше действовать и жить по закону.
Применение юридической ответственности осуществляется и в назидание другим людям, для того, чтобы предупредить совершение противоправных деяний с их стороны. В противном случае они могут рассчитывать на тот же неблагоприятный результат, который понес правонарушитель.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ И ОСНОВАНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность – это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях и к организациям, за нарушение законности и государственной дисциплины.
В России существует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно – эпидемиологические правила, противопожарные правила, правила торговли, правила по технике безопасности и охране труда, таможенные правила, правила охоты и рыбной ловли, охраны окружающей среды и природных ресурсов, правила воинского учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и др.
Нарушение административных правил могут повлечь разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную (для лиц, на которых распространяется действие норм трудового права). Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия и иные меры.
Необходимо также иметь в виду, что административную ответственность предусматривают нормы не только административного права, но и ряда других отраслей права, в частности трудового и финансового.
Основными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, являются Кодекс об Административных Правонарушениях, Таможенный Кодекс РФ, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, Закон «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об Административных Правонарушениях, а также ряда федеральных законов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения.
Согласно ст. 72 Конституции РФ, административное и административно – процессуальное законодательство находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации вы области установления и реализации ответственности за административные правонарушения, хотя и предусмотрен КоАП, пока не разрешен.
Федеральные законы о наложении административных штрафов на предприятия, учреждения и организации действуют непосредственно – в КоАП они не включены.
В КоАП РСФСР, принятый 20 июня 1984 года многократно вносились изменения и дополнения, предусматривающие конкретные виды административных проступков и меры взыскания за их совершение, а также круг органов и должностных лиц, управомоченных налагать административные взыскания.
Особенностью КоАП является то, что в его Особенной части кроме классификации административных правонарушений с указанием конкретных мер административных взысканий за их совершение, изложены также процессуальные вопросы – производство по делам об административных правонарушениях.
Следует отметить, что государственные служащие несут административную ответственность по общим правилам наравне с остальными гражданами РФ.
Административная ответственность имеет общие черты с другими видами административной ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и профилактике правонарушений.
Административная ответственность имеет ряд существенных принципов:
1.Принцип законности заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при назначении наказания за правонарушение. Административная ответственность назначается лишь за деяния, которые прямо запрещены правовыми нормами, и только в пределах санкций соответствующей нормы. Кроме того, лишь та ответственность носит законный характер, которая наложена в прямом соответствии с процессуальными нормами;
2.Принцип ответственности только за виновное деяние. Если лицо не предвидело, не могло и не должно было предвидеть результаты своих поступков, не желало их наступления или не могло руководствоваться своими действиями, юридическая ответственность не наступает;
3.Принцип справедливости означает, что за противоправный поступок отвечает лишь тот, кто его совершил, причем за одно и то же правонарушение ответственность наступает только один раз. Также при назначении санкции должна учитываться тяжесть правонарушения. Этому же правилу соответствует и принцип, что более суровый закон обратной силы не имеет;
Принцип индивидуализации обеспечивает возможность избрания различных средств правового воздействия с учетом характера и степени общественной опасности совершенного противоправного деяния, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность и др.;
Принцип неотвратимости юридической ответственности предполагает ее неминуемость, неизбежность, если совершено правонарушение. Здесь речь идет не столько о том, что обязательно должна применяться санкция (к беременной женщине, подростку и т.д., она может не применяться), сколько о непременном реагировании со стороны компетентных органов, должностных лиц на то, что содеянное должно получить общественную огласку, подвергнуться осуждению со стороны государственных органов (в отношении указанных выше категорий правонарушителей назначаемая санкция может быть отсрочена, применена условно и т.д.);
Принцип скорейшего наступления юридической ответственности. Если срок, отделяющий момент совершения деяния и момент применения за него мер юридической ответственности, значителен, то санкции могут потерять свою актуальность и перестать соответствовать самому правонарушению либо тем социальным условиям, в которых оно было совершено.
Административная ответственность имеет и свои специфические черты:
1.Устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции и органы исполнительной власти, указанные в КоАП. Институт административной ответственности представляет собой важнейшую часть административного права, не менее значимую, чем та, которую имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях российского права.
Если при дисциплинарной ответственности между руководителем, применяющим меры ответственности, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами.
Большинство составов административных проступков можно назвать «формальными»: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, имеются ли непосредственно отрицательные последствия от данного правонарушения, или нет, – достаточно самого факта нарушения правил, установленных административно – правовыми актами.
Основанием привлечения к ответственности является конкретное правонарушение, т.е. такое деяние (действие или бездействие), которое законодательством, а в ряде случаев и другими нормативными актами признано как вредное или запрещенное.
Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки могут быть административными, дисциплинарными и служебными.
Нарушение административных правил могут повлечь и уголовную ответственность виновных лиц согласно Уголовному Кодексу. Но в большинстве случаев за административные правонарушения (проступки) наступает административная ответственность.
Согласно КоАП, административным проступком признается посягающее на общественный или административный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие), за которое предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. 
Очевидно, что объекты дисциплинарных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности. Административный проступок представляет к тому же посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.
Административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства, и оно противоправно. Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в ст. 41 – 193 КоАП и других нормативных актах, не входящих в Кодекс. От смежным с ними преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степенью своей общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредоносности, а не об общественной опасности административных проступков.
Кроме противоправности, признаками административного правонарушения являются также виновность и наказуемость деяния. Конечно, в соответствующих случаях для признания деяния административным правонарушением должна быть установлена причинная связь между деянием и его противоправными последствиями (например, причинение вреда здоровью человека, окружающей среде и т.д.).
Административная ответственность отличается от других видов ответственности и по субъектам. К ним относятся не только физические лица – граждане и должностные лица, но и предприятия, учреждения и организации, на которые, в некоторых случаях, также налагаются административные взыскания.

ГЛАВА ВТОРАЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Признаки (особенности) административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава.
В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но при этом, как и в других отраслях права, под составом правонарушения понимается совокупность таких элементов, как субъект и субъективная сторона, объект и объективная сторона. При отсутствии какого – либо из этих элементов ответственность исключается.
Согласно КоАП ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 – ти летнего возраста. При этом к лицам, в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административное правонарушение, применяются, как правило, иные, чем к взрослым, меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Случаи, когда несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет отвечают на общих основаниях, определены в ст. 14 КоАП. Родители и лица, их заменяющие. Несут ответственность не за правонарушение детей, а в связи с ними – за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).
Что касается должностных лиц, работающих в государственных органах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за нарушение своими действиями общеобязательных правил, но и за некоторые другие правонарушения, считающиеся упущениями по службе. Сюда относятся административные правонарушения (проступки), связанные с нарушением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
В ст. 16 КоАП определен порядок привлечения к административной ответственности военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Эти категории государственных служащих несут ответственность за административные правонарушения на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим срочной службы – и штраф.
Ясно, что круг субъектов административного правонарушения может не совпадать с кругом субъектов административной ответственности. Например, лицо, совершившее административное правонарушение, но не достигшее к этому моменту 16 – ти летнего возраста, не может быть привлечено к административной ответственности. К нему применяются иные меры воздействия.
Субъективная сторона состава административного правонарушения – это вина, т.е. психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию и возможным его последствиям. Вина может проявляться в форме умысла или неосторожности.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело вредные последствия и желало (сознательно допускало) их наступления (ст. 11 КоАП).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя могло или должно было их предвидеть (ст. 12 КоАП).
Поэтому не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения своего противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.
В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Такими объектами могут быть общественный или государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. При посягательстве на отношения, не регламентированные правом, речь может идти только об аморальном, безнравственном поведении, а не о противоправном деянии.
Объективная сторона заключается в совершении деяния, запрещенного нормами права. Конкретные признаки этого деяния излагаются в соответствующей правовой норме: способ, характер совершения деяния, неоднократность, последствия и т.д.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
И ПОРЯДОК ИХ НАЛОЖЕНИЯ

Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Ст. 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием или непосредственным объектом совершения административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося непосредственным орудием или объектом совершения правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты), исправительные работы, административный арест.
Как видим, система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.
Имеется и еще одна мера – административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32 (1) КоАП). Она заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых через государственную границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, – их контролируемом самостоятельном выезде за пределы РФ.
Федеральным законом от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека», предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ – инфекции у иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории России, он подлежит депортации из РФ в порядке, установленном ее законодательством.
При определении размера административного штрафа следует руководствоваться не только КоАП, но и Законом РФ от 14 июня 1992 года «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных КоАП РСФСР». Те размеры, которые были установлены до 14 июня 1992 года, утратили свое значение в связи с инфляционным процессом.
Следует также учитывать, что принято ряд законов, предусматривающих наложение административных штрафов на юридических лиц. Так, согласно Закону от 19 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды», предприятия, учреждения и организации, виновные в совершении экологических правонарушений подвергаются штрафу в размере от 50 до 500 тыс. руб.
Закон от 17 декабря 1992 года «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства» предусматривает наложение штрафов за нарушение предусматривает наложение штрафов за нарушение обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, строительно – монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, влекущих снижение параметров прочности, устойчивости, надежности зданий, строений и другие нарушения в области строительства.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года « О пожарной безопасности» предусмотрена административная ответственность предприятий за нарушение требований пожарной безопасности, а также и иные правонарушения в этой области. Штраф может взыскиваться в размере от двух процентов соответствующих месячных фондов оплаты труда.
Согласно Федеральным законам от 25 мая 1995 года и 18 июля 1995 года, коммерческие и некоммерческие организации, рекламодатели несут ответственность за неисполнение в срок предписаний федерального (территориального) органа, касающихся ограничений монополистической деятельности на товарных рынках или законодательства о рекламе. В этих случаях штраф может достигать 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
На субъектов естественных монополий, согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 года может быть наложен штраф в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда за непредоставление в срок требуемых документов или иной информации, необходимой для регулирования деятельности естественных монополий.
К числу органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания. КоАП относит: административные комиссии при местных администрациях, местную администрацию (в случаях, если не создана административная комиссия), комиссии по делам несовершеннолетних при местной администрации, районные (городские) народные суды, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, другие органы, уполномоченные на то законодательством РФ.
При этом законодатель четко определил и круг правонарушений, за которые каждый орган (должностное лицо) правомочен налагать административные взыскания. Определен также характер и размер санкций, которые могут применять конкретные органы и должностные лица. Например, исправительные работы и административный арест могут применяться только районным (городским) судом.
В связи с неоднократными реорганизациями органов исполнительной власти изменилось количество органов, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также наименования некоторых из них. Так, в соответствии с Указом Президента от 12 ноября 1992 года новые наименования получили федеральные надзоры России – теперь они именуются Гостехнадзор, Госатомнадзор.
Учитывая необходимость усиления борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, Указом Президента от 6 сентября 1993 года «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве. Согласно Положению о ней, от 5 июня 1994 года Комиссия координирует деятельность министерств и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывает организационно – методическую помощь комиссиям по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Федерации.
КоАП содержит общие правила о наложении взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица). Взыскание налагается с учетом характера правонарушения, его последствиями и распространяемости, личности правонарушителя, степени его вины и других обстоятельств. Например, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 34, 35 КоАП).
Взыскание налагается в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершение административного правонарушения.
Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.
С истечением этого срока совершение этим же лицом вторичного правонарушения исключает его квалификацию как повторного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дальнейшее развитие механизмов государственно – управленческой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям, совершенствования принципов федерализма вновь выдвигают проблему реализации на практике административно – правовых методов, в том числе и административной ответственности, выражающих, в частности, процесс эволюции административно – правовых форм. Все чаще при характеристике взаимоотношений между субъектами и объектами административного права используется термин
·соглашение
·. Однако, в буквальном смысле в подобных случаях еще нет возможности того юридического паритета, который характерен для гражданско – правовых отношений равенства сторон. Далеко не всегда такие элементы подобного рода проявляются в сфере государственного управления прямо. Даже при категорического утверждения жизненности административно – правовых норм характер их настолько различен, что не дает оснований для единообразного их толкования.