Разрешительная система в административном праве

Содержание

“” Введение – 3 –

“” .Понятие и структура разрешительной системы – 4 –
“” .Субъекты разрешительной системы – 5 –
“” .Виды административно-правовых режимов – 6 –
“” .Особенности применения административно-правовых режимов – 8 –
“” .Некоторые виды административно-правовых режимов – 10 –
“” .1.Разрешение – 10 –
“” .2.Лицензирование – 12 –
“” .3.Аккредитация – 15 –
“” .4.Квотирование – 16 –

“” Заключение – 24 –
“” Список литературы – 26 –

Введение
Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнения) и контроля за реализацией. По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, олицетворяющих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит “разделение труда” по осуществлению государственных задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности. Так, на долю органов государственной власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранительную функцию.
Место государственного управления характеризуется как:
а) конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
б) деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительство);
в) прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления; г) исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;
д) подзаконная деятельность, осуществляемая “на основе и во исполнение закона”; она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Одной из направлений деятельности государственного управления является разрешительная система. Целью данной работы является рассмотрение и изучение понятия и правовой основы разрешительной системы в административном праве.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1) рассмотрение понятия и структуры разрешительной системы;
2) изучение субъектов разрешительной системы;
3) анализ видов административно-правовых режимов;
4) исследование некоторых особенностей применения административно-правовых режимов;
5) рассмотрение некоторых видов административно-правовых режимов.
Разрешительная система является регулятором многих сфер деятельности в обществе, чем и продиктована актуальность рассмотрения данной темы.
1.Понятие и структура разрешительной системы

Как и любая система, разрешительная система состоит из определенных самостоятельных элементов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое. Вне системы каждый элемент не сможет в полной мере реализовать свое предназначение, если не будет взаимосвязан с другими элементами данной системы.
Определение “разрешительная система” включает в себя материальные и процессуальные аспекты общественных отношений, возникающих при предоставлении государством лицам прав осуществлять определенные виды деятельности или совершать определенные действия, связанные с их хозяйственной и иной деятельностью. Такое право может быть предоставлено в результате применения административно-правового режима.
В разрешительную систему входят: уполномоченные органы, обладающие специальной компетенцией по применению административно-правовых режимов, и лица, претендующие на получение или получившие право осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности или совершать определенные действия; организации, имеющие государственную аккредитацию с правом выдачи документов государственного образца о соответствующем уровне, являющиеся субъектами разрешительной системы.
К специально уполномоченным органам могут относиться: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, некоммерческие организации, которым законодательством предоставлено право выполнять некоторые юридические действия от имени государства (например, регистрацию договоров купли-продажи электроэнергии, совершать нотариальные действия, осуществлять обучение с последующей выдачей дипломов государственного образца об образовании и т.п.). В разрешительную систему могут входить органы исполнительной власти, непосредственно выдающие различного рода разрешения на определенный вид деятельности, и государственные органы, являющиеся “промежуточным звеном” в разрешительной системе. “Промежуточными” органами являются в основном государственные органы, проводящие предварительную экспертизу (например, представленных на конкурс документов) либо дающие заключение о целесообразности предоставления претенденту разрешения на право осуществлять определенный вид деятельности или действия.