Аудит основных средств

Содержание
“” ВВЕДЕНИЕ
“” .ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
“” .1.НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
“” .2.ОЦЕНКА СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
“” .3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННОСТИ И АУДИТОРСКОГО РИСКА
“” .4. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
“” .ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
“” .1.МЕТОДЫ СБОРА АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
“” .2. ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ ЗАПИСЕЙ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ РЕГИСТРАМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
“” .3. ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ АКТАМ РФ
“” .4.ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЗАПОЛНЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ
“” .ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
“” .1.ОФОРМЛЕНИЕ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
“” .2. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“” ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“” СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место может занять институт аудиторства. Его главная цель
· обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитором.
В этой связи в России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ от 22 декабря 1993 г.
·2263.
Этим указом утверждены временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, образована комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. За период после принятия данного Указа правительством РФ утверждён ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, определены порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обязательному аудиту».
Аудит можно разделить на несколько разделов, в одном из них значительное внимание уделено методике аудиторской проверки различных операций и в частности аудиту основных средств. Рассмотрим в данной работе
· методику проведения аудита основных средств и выявим наиболее часто встречающиеся ошибки.
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
Нормативное регулирование бухгалтерского учета и налогообложения учета основных средств
Основными документами, регулирующими учет основных средств являются:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г.
· 129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М.: Проспект, 1998.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 г.
· 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г.
· 31н).
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 г.
· 56 и рекомендованы для применения на территории управления Российской Федерации письмом Министерства экономики и Министерства финансов РСФСР от 19.12.91 г.
· 18-5 с изменениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.94 г.
· 173, от 28.07.95 г.
· 81 и от 17.02.97 г.
·15.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ
· 6 1997 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 03.09.97 г.
· 65н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г.
· 31н).
6. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 20.07.98 г.
· ЗЗн (в ред. приказа Минфина РФ от 28.03.2000 г.
· 32н).
7. Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 22.04.90 г.
· 1072.
8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г.
· 49.
9. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97г.
· 71а.
10. «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 11.10.95 г.
· 39.11. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 10.08.95 г.
· 37.
12. «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга». Приказ Минфина РФ от 17.02.97 г.
· 15.
13. Общероссийский классификатор основных фондов. Утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.94 г.
· 359 (введен в действие с 1 января 1996 г.).
14. «Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов». Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.98 г.
· 627.
15. Указания о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.96 г. Утверждены приказом Минфина РФ от 19.12.95 г.
· 130.
16. «О порядке применения нормативных документов по амортизационной политике и переоценке основных фондов в 1998 г.». Письмо Госкомстата РФ от 22.09.98 г.
· ВГ-1-23/3747.
17. «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве». Письмо Минфина РФ от 29.10.93 г
· 118.
18. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г.
· 4н.

Оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля
Основные задачи при проведении оценки:
1. Установить соответствие остатков по синтетическим счетам 01, 02, 03, 04, 05, 07, 08, отраженных в Главной книге, аналогичным данным аналитического учета и бухгалтерского баланса. Если сальдо не тождественны, следует выяснить причину у лица, ответственного за ведение учета основных средств и нематериальных активов. При этом следует проанализировать, привело ли существующее искажение в бухгалтерском учете к занижению или завышению налоговой базы по налогу на имущество, и сделать соответствующий перерасчет.
2. Проверить соответствие применяемых на предприятии форм первичной учетной документации унифицированным формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве”:
ОС-1 “Акт (накладная) приемки-передачи основных средств”;
ОС-3 “Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов”;
ОС-4 “Акт на списание основных средств”;
ОС-4а “Акт на списание автотранспортных средств”;
ОС-6 “Инвентарная карточка учета основных средств”;
ОС-14 “Акт о приемке оборудования”;
ОС-15 “Акт приемки-передачи оборудования в монтаж”;
ОС-16 “Акт о выявленных дефектах оборудования”;
НМА-1 “Карточка учета нематериальных активов”;
М-35 “Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений”;
КС-3 “Справка о стоимости выполненных работ и затрат”;
КС-6 “Общий журнал работ”;
КС-11 “Акт приемки законченного строительством объекта”;
КС-14 “Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией”.
Если в документах по движению основных средств и нематериальных активов недостает необходимых для учета реквизитов, следует рассмотреть каждый документ в индивидуальном порядке на предмет правомерности принятия его к бухгалтерскому учету.
3. Познакомиться с инвентарным составом основных фондов. Выяснить наличие арендованных ОС, сданных в аренду ОС, а также наличие непроизводственных основных средств и нематериальных активов.
4. Проверить операции поступления основных средств (ОС).. На основании актов формы ОС-1 и актов приемки-передачи нематериальных активов устанавливается источник их получения, проверяется правильность формирования первоначальной стоимости.

1.3. Определение существенности и аудиторского риска
При небольшом количестве объектов основных средств аудитор подвергает сплошной проверке наличие основных средств. При значительном перечне сплошным порядком инвентаризируют транспортные средства, компьютеры, дорогостоящую мебель. Особое внимание уделяют предметам, поступившим в конце года. При этом учитывают профильность оборудования и оценивают целесообразность приобретения.
Следует обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей. Встречаются случаи формального проведения инвентаризации, когда сведения об объектах просто переносятся в инвентаризационные описи из инвентарных карточек или прошлогодних материалов. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию или реализации. На такие объекты составляют отдельные инвентаризационные описи.
На основе изучения всех материалов инвентаризации, включая и отражение её результатов на счетах бухгалтерского учёта, даётся заключение о качестве проведенной инвентаризации и предложение по улучшению учёта. Кроме того, проверяют, проводилась ли предусматриваемая Правительством РФ переоценка имущества, правильность применения коэффициента пересчёта балансовой стоимости объектов. Визуально, с формальной точки зрения и по существу, анализируют материалы переоценки, памятуя, что новая восстановительная стоимость через амортизацию (до 1997 г.) существенно повышает затраты организации.
Что касается последней переоценки (по состоянию на 01.01.97 г.), то согласно Постановлению Правительства РФ от 07.12.96 г.
·1442 её результаты не учитываются при исчислении амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в 1997 г. Важным условием обеспечения сохранности основных средств является качественное провидение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность её осуществления и правильность отражения результатов в бухгалтерском учёте. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько важно доверять результатам проведённой инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.
1.4. Составление программы аудиторской проверки

При проведении аудита основных средств проверяют их сохранность и техническое состояние; законность и правильность документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию; правильность начисления амортизации, своевременность и полноту включения её в затраты производства; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; выполнение плана ремонтов, их своевременность и качество.
Источниками контроля операций по учету основных является первичная документация на их поступление, выбытие и внутреннее перемещение, на ремонт, по начислению амортизации, а также данные аналитического и синтетического учета основных средств.
Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета; выяснить, все ли основные средства закреплены за материально ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы её результаты и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.
Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках, что снижает трудоёмкость учётной работы, даёт возможность группировать основные средства, позволяет автоматизировать учётный процесс, а также значительно расширить информацию об отдельных объектах основных средств. Аудитор должен проверить правильность ведения учётных карточек индивидуального и группового учёта основных средств. Особое внимание обращается на правильное и своевременное заполнение всех реквизитов карточек, что имеет большое контрольное значение и предотвращает замену новых одноименных предметов старыми. Это необходимо также для получения полной и объективной информации о состоянии и использование того или иного объекта основных средств.
Следует проверить количество инвентарных карточек. С этой целью сопоставляют данные описей инвентарных карточек по учету основных средств по классификационным группам с имеющимся в картотеке инвентарными карточками. При отсутствии каких-либо инвентарных карточек следует выяснить причины, убедиться в наличии объектов, по которым нет инвентарных карточек, и предложить восстановить аналитический пообъектный учет основных средств.
При расхождении между данными аналитического и синтетического учета необходимо выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.
Необходимо убедиться в достоверности данных показателей инвентарных карточек. Для этого следует выборочно, по отдельным видам средств, например, по тем, что подвергались ремонту в отчетном периоде, проверить, правильно ли отражены затраты на ремонт.
Программа аудита по основным средствам предполагает определение совокупности аудиторских процедур, которые бывают двух типов:
1). Программы тестового контроля, которые содержат процедуры сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия;
2). Программы проверки остатков на счетах, которые содержат процедуры сбора информации непосредственно об остатках на счетах.
Тестирование по первому направлению можно осуществлять с помощью приведенного выше примера с блок схемами, а второе направление аудита основных средств необходимо осуществлять по следующим направлениям:
проверка реальности операций и их правильное дкументальное оформление по формальным признакам;
отражены ли все реально осуществленные операции в учете (проверка принципа полноты);
проверка полноты и правильности осуществленных расчетов при исчислении вычетов и начислений на основные средства;
оценка полноты отраженных льгот, предусмотренных законодательством.
Аудит основных средств проводится в несколько этапов. Это прежде всего – подготовительный этап
На данном этапе проверки целесообразно произвести следующие действия.
1. Познакомиться с учетной политикой предприятия в части организации учета основных средств и нематериальных активов в проверяемом отчетном периоде, отметив:
предел стоимости предметов для их принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте. К основным средствам не относятся предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных организаций – 50-кратного) МРОТ за единицу независимо от срока их полезного использования. Отнесение предметов к средствам в обороте или к основным средствам осуществляется исходя из сформированной в установленном порядке их стоимости на дату приобретения без учета налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением случаев, когда приобретенные основные средства приходуются вместе с НДС;
применяет ли организация механизм ускоренной амортизации;
порядок учета затрат на ремонт основных средств (путем формирования ремонтного фонда или без его формирования);
какие способы амортизации объектов основных средств применяются на предприятии.
2. Познакомиться с составом комиссии, назначенной руководителем для контроля за движением и ликвидацией основных фондов (в соответствии с приказом по предприятию).
3.