Оценка состояния внутреннего контроля внешним аудитором

Содержание :

Введение 3

1. Понятие, цели и задачи аудита. Виды услуг 4
1.1.Сущность, значение и общие задачи аудита 4
1.2. Виды аудиторских услуг 9

2. Особенности внутреннего аудита малых экономических субъектов 12
2.1. Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у малых экономических субъектов 12
Особенности планирования аудита в случае малых экономических субъектов 16
Особенности получения аудиторских доказательств

3. Оценка состояния внутреннего контроля внешним аудитором на примере проверки ООО «Лагуна» аудиторской фирмой «Аудитор» 20
Учетная политика 21
Направление (схема) документооборота 23
3.3. Заключение и предложения аудиторской фирмы 26

Заключение 30

Литература 31

Введение

Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов “передовых технологий” западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России возрождается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, наш немалый опыт в области управления и контроля.
В данной курсовой работе сначала рассматриваются общие положения аудита
· это сущность, задачи и виды аудита. Вторая глава посвящена более узкой теме: рассмотрение особенностей проведения контроля внешним аудитором. Здесь затрагиваются тонкости аудиторской проверки на малых экономических субъектах. Третья глава рассматривает конкретный пример проведения аудиторской проверки внешним аудитором. В качестве объекта проведения контроля взято ООО «Лагуна», расположенная в Московской области, г.Комарово, ул. Солнечная,34; внешним аудитором выступает фирма «Аудитор», находящаяся в г. Москве, ул. Беловежская, 134.

1. Понятие, цели и задачи аудита

Сущность, значение и общие задачи аудита

Современный аудит – это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России. Говоря другими словами, современный аудит – это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка. В этом и состоит его особенность.
Как правило, на Западе инициаторами проведения аудита выступают банки (ставя его в качестве условия кредитования), налоговые органы, потенциальные инвесторы и сами собственники. При этом каждый из пользователей аудиторских услуг, заботясь о своих интересах, объективно нуждается в функции засвидетельствования аудиторов.
Чтобы удовлетворять эти потребности, резко возрастает число присяжных или дипломированных общественных бухгалтеров. Многие из них выполняют функции аудиторов. Например, в США большинство из них являются членами Американского института присяжных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, A1CPA), который насчитывает несколько сот тысяч членов. Примерно 45% таких присяжных бухгалтеров работают в аудиторских фирмах, 40% – в акционерных обществах и компаниях иного типа, а остальные – во властных структурах, на государственной службе и в университетах. В XIX-XX вв., по мере становления и укрепления основ мировых рыночных отношений, аудиторская деятельность получила безусловное теоретическое и практическое признание, постепенно приобрела современные формы, а также достаточное развитие. Первоначально это произошло на Западе, а в 80-90-е гг. аудит состоялся и продолжает развиваться в России.
Анализируя путь, пройденный представителями нашей профессии за последнее десятилетие, можно сказать, что в России (тогда еще в составе СССР) аудит возник и достаточно четко заявил о своем приходе явочным порядком. Поэтому мы с самого начала категорически возражаем против мнения ряда авторов, которое в наиболее категоричной форме выразил С. А. Стуков: «Построение аудита в нашей стране началось, образно говоря, с крыши, а не с фундамента, т. е. не было поддержано глубокими экономическими преобразованиями. Между тем подлинный аудит мог появиться и появился только при наличии одновременно трех условий: частной собственности, демократических свобод и высокого уровня обобществления производства и капитала».
Аргументируем нашу, явно противоположную точку зрения. Прежде всего отметим, что АО «Инаудит», в котором работает сам уважаемый нами аудитор С. А. Стуков и которое действительно было создано по постановлению правительства осенью 1987 г. (к этому году мы еще не раз возвратимся в следующих главах настоящей книги), – едва ли не единственная аудиторская фирма, построенная «с крыши». (Заметим в скобках, что по этой причине, очевидно, и название данной фирмы воспринимается многими иностранцами с большим юмором, ибо в переводе со многих языков мира оно означает… «неаудит».)
Вместе с тем в нашей памяти остались и другие факты. Определенные властные структуры государства поначалу, даже в условиях перестройки, относились к проблеме создания аудита весьма осторожно и противоречиво, а потому и на государственном уровне потребовались серьезные усилия настоящих энтузиастов нашей профессии. В специальной литературе этот процесс наиболее интересно, красочно и подробно описан Ю. А. Данилевским. Таким образом, аудиторы появились не столько благодаря, сколько вопреки воле нашего законодателя, и появились именно для того, чтобы внести свою посильную лепту в экономические преобразования. Народная мудрость гласит, что впереди лошади телегу не ставят.
Теперь проанализируем особо любимый марксистами тезис о «высоком уровне обобществления производства и капитала». Да, концентрация национального или хотя бы национально ориентированного капитала в ходе попыток рыночных преобразований действительно обозначена, однако по другой причине: после доброго десятилетия реформ оказалось, что и концентрировать-то особенно нечего. Ну, а о катастрофическом состоянии промышленного и сельскохозяйственного производства уже и говорить неловко.
В этой связи и теоретики, и предприниматели, клиенты нескольких тысяч реально функционирующих отечественных аудиторских фирм, вправе сопоставить нынешнее состояние экономики с нэпом, который осуществлялся в 1921-1926 гг. в СССР (следовательно, и в России) после естественной военной, а не нынешней демократической разрухи, но который вполне рыночными средствами позволял ежегодно наращивать от 20 до 50 % объема производства; в эти же годы концентрировался и национальный государственный капитал. Ныне же в общей сумме встающий на ноги крупный капитал россиян составляет от силы десятую часть только одного более или менее весомого западного банка.
В конце этого века (как и в начале) в России вновь произошел крупнейший в мире передел собственности, но национально ориентированный капитал, который должен оберегать аудитор, еще очень слаб и хил. Пока он страдает и от провокационно-карательного характера налоговой системы, и от явного криминалитета. Тем не менее именно национально ориентированный капитал больше всего нуждается в становлении сильного правового государства, в действенных и авторитетных аудиторских услугах. Ему нужны хотя бы условные гарантии выживаемости.
Ориентация России последнего десятилетия на новые приоритеты в политике и экономике, начавшаяся приватизация и переход торговых, строительных и бытовых предприятий, промышленного и агропромышленного комплекса к рынку еще на рубеже 80-90-х гг. объективно вызвали соответствующую потребность. Они породили и развивали, обостряли спрос на аудиторские услуги. Соответственно состоялись в нашей стране и отечественные аудиторы, многие из которых весьма успешно работают по настоящее время, посильно выполняя свою задачу по отладке механизмов рыночной экономики и созданию гражданского общества.
Исторически обусловленное длительное «параллельное» развитие деятельности специалистов по финансовому контролю у нас и на Западе привело к нынешней невозможности полных аналогий. Но и без адаптации теоретических и легитимных основ западного аудита к нашей экономической реальности обойтись невозможно. Вместе с тем известно, что Россия богата не только в смысле накопленного за тысячу лет национального богатства, в том числе и уникального набора природных ресурсов; неимоверно богата она и своим (пока не до конца востребованным) чисто «кадровым» потенциалом. Вот и состоялись уже в ней в частности, столь необходимые для рыночной экономики аудиторы. Они напряженно работают, сами проводят к рынку через российскую правовую и учетную трясину не без оснований колеблющихся акционеров, а также более энергичных предпринимателей и представителей властных структур всех уровней управления страной.
Аудиторы России, обособившись в самостоятельную область деятельности специалистов по бухгалтерскому учету, контролю и анализу хозяйственной деятельности, должны иметь четкое представление о том, где, когда и какими именно методами выполняют свою функцию аудиторы других стран и континентов. Задача эта довольно сложная, но выполнимая, хотя и с некоторыми трудностями, даже в рамках создания и саморазвития аудиторских фирм различного типа.
Постепенно представителям нашей профессии, как и нашим клиентам, стало ясно, что квалифицированное удовлетворение спроса на аудиторские услуги немыслимо без детального изучения многовекового опыта аудита на Западе, без адаптации этого опыта к нашей нынешней и перспективной экономической реальности. Впереди перед российскими аудиторами огромная работа и по выживанию (с середины 90-х гг. в условиях повышенного риска), и по самосовершенствованию, и по органичному соединению своего знания нашей специфики с международно признанной профессиональной методологией аудита как адекватного и эффективно функционирующего элемента рыночной инфраструктуры.

1.2. Виды аудиторских услуг

На Западе, а теперь и в России известны различные виды (типы) аудита. Элементы некоторых из них в нашей стране существовали, хотя они и не назывались элементами аудита. Другие элементы и даже виды аудита только сейчас начинают развиваться.
В специальной литературе под видами аудита отдельные авторы начали трактовать деление аудита на внутренний и внешний. Другие, отталкиваясь от четырех типов лицензий, выдаваемых аудиторам в России, а также опираясь на различные типы хозяйственных операций у проверяемых экономических субъектов, практикуют перечисление объектов аудита как перечень его видов (типов). В результате в специальной литературе появляются и плодятся выражения типа «аудит кассы», а наименование и количество видов аудита при таком подходе могут профанироваться до количества статей в балансе и показателей в приложениях к нему. Это в корне неверно, поскольку виды аудита и виды аудиторской деятельности нельзя смешивать.
Исходя из сложившегося опыта можно утверждать, что в настоящее время отечественные аудиторские фирмы, как правило, оказывают следующие виды услуг (или некоторые из них):

· аудиторские проверки бухгалтерской отчетности (обязательный и инициативный аудит) предприятий и организаций различных типов и форм собственности;

· сопутствующие услуги:
экспресс-анализ;
обзорная проверка;
анализ хозяйственно-финансовой деятельности;
консультации: по вопросам финансового, налогового» банковского и иного хозяйственного законодательства, по внешнеэкономической деятельности и др.;
проверка по согласованным с клиентом процедурам;
постановка, ведение и восстановление бухгалтерского (финансового) учета;
составление бухгалтерской отчетности, а также отчетности по ценным бумагам, проспектов эмиссии и др.;

· автоматизация бухгалтерского учета и аналитических работ;

· оказание помощи в проведении приватизации;

· налоговое планирование и оптимизация налогообложении;

· составление бизнес-планов и иных технико-экономических обоснований;

· переводы западной специальной литературы, тиражирование действующего экономического законодательства и издание собственных учебных пособий по аудиту, учету и анализу;

· оказание других услуг по профилю деятельности аудиторской фирмы (редакционно-издательских, по распространению нормативной, справочной и методической литературы и т. п.);

· оценка активов и пассивов экономического субъекта; оценка инвестиционных проектов и их технико-экономическое обоснование;

· составление деклараций о доходах и др.;

· маркетинговые исследования рынка;

· юридические услуги, разработка учредительных документов и их регистрация, ликвидация предприятий;

· учебно-консультационные услуги, подготовка кадров (обучение в области своей деятельности, а также основам бухгалтерского учета) и др.
Ранее многие аудиторские фирмы России, исходя из своего кадрового потенциала и актуальных потребностей элементарного выживания, оказывали услуги своим клиентам и в других областях деятельности, напрямую никак не связанные со своим профилем. Диапазон таких услуг мог быть самым неожиданным – от переводов технических текстов до, скажем, трастовых услуг или торгово-закупочной и иной деятельности.
С середины 90-х гг. аудиторы и аудиторские фирмы:
не могут заниматься не связанной с аудитом предпринимательской деятельностью;
не вправе передавать полученные при аудите сведения третьим лицам для использования в предпринимательской деятельности.
Из любых перечней видов услуг аудиторов и аудиторских фирм в международной практике выделяют прежде всего аудит как таковой. Поэтому исследование видов аудита, по нашему мнению, нельзя смешивать с исследованием других видов аудиторских услуг. (Например, консультации могут оказывать любые компетентные лица, профессионалы в той или иной области знаний и практической деятельности, и аудиторские консультации в этом смысле – всего лишь обычные, ординарные консультации, они только оказываются клиентам аудиторами.)
2. Особенности аудита малых экономических субъектов

2.1. Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у малых экономических субъектов

К малым экономическим субъектам относятся экономические субъекты, которые:
а) отнесены законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства1 либо б) обладают такими специфическими особенностями, которые позволяют аудитору на основе своего профессионального суждения отнести данный экономический субъект с позиций проведения аудиторской проверки к субъектам малого предпринимательства.
В ходе аудита малых экономических субъектов аудиторским организациям следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем для малых экономических субъектов характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности бывают, как правило, вызваны следующими факторами:
а) ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;
б) преобладающее влияние владельца и(или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.