Бухучет и налогообложение на предприятии опта

ТЕМА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ: « БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ»

ПЛАН

“” Введение

“” Глава 1. Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета на малом предприятии

“” .1 Сущность и характеристика малых предприятий
“” .2 Система налогообложения на малых предприятиях
“” .3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета на малом предприятии

“” Глава 2. Особенности ведения бухгалтерского учета на малом предприятии на примере ООО «Технологии современного строительства»

“” .1 Характеристика объекта исследования
“” .2 Учёт поступления товаров
“” .3 Учёт издержек обращения

“” Глава 3. Рекомендации и предложения по совершенствованию учета в ООО «Технологии современного строительства»

“” .1 Предложения по совершенствованию организации и ведения бухгалтерского учета
“” .2 Рекомендации по переходу на новый План счетов
“” .3 Предложения по автоматизации бухгалтерского учета

“” Заключение

“” Список использованной литературы

“” Приложения

Введение

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств
· крупных, средних и мелких. За последние годы выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений, кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Кроме того, развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Для формирования предпринимательства нужны определенные экономические, социальные и правовые условия. В числе экономических условий – предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки, и др. Также важны и внутренние условия функционирования малого предприятия. Так, организации следует исходить из принципа, что умелое управление и использование финансовых потоков само по себе может приносить дополнительный доход. Изучение особенностей функционирования малых предприятий, возможностей использования определенных законодательством РФ систем льгот для субъектов малого предпринимательства и правильное и умелое их применение – основные задачи бухгалтера. От успешности их решения во многом зависит дальнейшее существование и успешное развитие бизнеса.
Целью дипломного проекта является
· разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учёта на малом предприятии.
Объектом исследования является малое предприятие общество с ограниченной ответственностью «Технологии современного строительства» (ООО «Технологии современного строительства»). Организация создана на основании учредительного договора участников от 15 ноября 1996 г. ООО «Технологии современного строительства» является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на доли участников, определенные учредительными документами. ООО «Технологии современного строительства» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Основным видом деятельности ООО «Технологии современного строительства» является розничная торговля непродовольственными товарами (галантерейного типа).
Так как ООО «Технологии современного строительства» – является магазином розничной торговли, то следовательно основными видами деятельности общества являются:
– розничная торговля непродовольственными товарами;
торгово-закупочная деятельность;
оказание посреднических услуг.
Задачи, стоящие перед бухгалтерским учётом в торговом предприятии, могут быть выполнены только при правильной его организации. Так как ООО «Технологии современного строительства» является торговой организацией, то в основе её хозяйственной деятельности лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учёта являются
· контроль за сохранностью товаров, своевременное предоставление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, издержкам предприятия, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотрение сущности и характеристики малых предприятий;
рассмотрение вопросов государственной поддержки малого предпринимательства в РФ;
изучение нормативного регулирования бухгалтерского учета малых предприятий;
анализ организации бухгалтерского учета в ООО «Абрис
·В»
(рассмотрение учёта поступления товаров, издержек обращения, реализации товаров на рассматриваемом малом предприятии);
разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию учёта на ООО «Технологии современного строительства».

Глава 1. Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета на малом предприятии

Сущность и характеристика малых предприятий

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств
· крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы.
Первая группа включает предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, малые предприятия, в условиях нового этапа научно-технического прогресса, выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой,
· как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относятся малые предприятия, которые непосредственно конкурируют с крупным бизнесом и друг с другом на рынке. Предпосылками для их бурного развития являются: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал; стремление заполнить те ниши, которые по различным причинам невыгодны крупным фирмам; и, наконец, ценовая политика крупных фирм, которые диктуют рынку довольно высокие цены.
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), в Соединенных штатах Америки, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 50% .
Малое предпринимательство в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя
· валового внутреннего продукта (ВВП) доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10
·11%, в то время как в развитых странах эта величина равна 50
·60%.
На малых предприятиях России в 1999 г. в среднем было занято 6485,8 тыс. человек или около 10% активного населения страны. По численности работников промышленность и строительство занимают соответственно 22,2 и 22,1% (1439,3 и 1432,0 тыс. человек), что также, на наш взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности занимает торговля и общественное питание (2249,5 тыс. человек, или 34,7%). Количество работающих на малых предприятиях, так же, как и объем производства, растут незначительно, а в отдельных отраслях
· почти не меняются.

Система налогообложения на малых предприятиях

Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (см. Таблицу 1.1).
Таблица 1.1

Этапы развития малого предпринимательства в современной России
Нормативный акт
Дата принятия
Основное содержание
Последствия применения в экономике

1

2

3

4

Закон СССР «О кооперации в СССР»

26 августа 1988 г.

Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)
Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы

2. «Положение
об организации деятельности малых предприятий» (Протокол
·6 заседания Комиссии по
совершенствованию механизма
при Совете Министров СССР)
6 июня
1988 г.

Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в
осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода
Началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны

3. Закон СССР
«О предприятии
в СССР»
4 июня
1990 г.

Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме
собственности
Рост предприятий различных форм собственности

4. Постановление
Совета Министров СССР «О
мерах по созданию и развитию
малых предприятий
8 июля
1990 г.

Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.
Развитие малого предпринимательства, основанного на
Различных формах собственности, их
сочетании

5. Постановление Совета Министров РСФСР
«О мерах по
поддержанию и
развитию малых
предприятий»
18 июня
1991 г.
Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса в стране

6. Закон РСФСР
«О налоге на при
быль предприятий
и организаций»

27 декабря

Определены дополнительные
льготы для малых предприятий

Усилена государственная
поддержка малого бизнеса

1991 г.

7. Постановление Совета Министров
· Правительства РФ
«О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Феде
рации»
11 мая
1993 г.

Указано, что государственная поддержка малого
предпринимательства
· одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства
Эффективность работы
малых предприятий

8. Федеральный закон «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
12 мая 1995 г.

Определены признаки субъекта
малого предпринимательства,
инфраструктура поддержки и развития МП

Развитие и повышение эффективности
деятельности МП

9. Федеральный
закон «Об упрощенной системе
налогообложения, учета и от четности для субъектов малого
предпринимательства»

8 декабря
1995 г.

Предусмотрена
замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и
местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и
организаций
Дальнейшее
развитие малого бизнеса в стране

Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте
· 100 человек, в сельском хозяйстве научно-технической сфере
· 60, в оптовой торговле
· 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения
· 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
По состоянию на 1 января 2000 г., в России насчитывалось 890,6 тыс. малых предприятий (1997 г. – 841,7; 1998 г. – 861,1; 1999 г.
· 868,0). Малыми предприятиями в 1999 г. произведено продукции (работ, услуг) на сумму 423,7 млрд руб. На них было занято 6485,8 тыс. человек.
Таблица 1.2
Число малых предприятий по отраслям экономики (на 1 января 2000г.)
Показатели

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

тыс.

% к итогу

тыс.

% к итогу

тыс.

% к итогу

тыс.

% к итогу

Всего

841,7

100

861,1

100

868,0

100

890,6

100

В том числе:
Промышленность

131,9

15,7

134,8

15,6

136,1

15,7

136,2

15,3

Сельское хозяйство
10,9

1,3

11,9

1,4

13,8

1,6

13,5

1,5

Строительство

138,0

16,4

142,1

16,5

137,5

15,8

135,9

15,3

Транспорт

17,5

2,1

18,6

2,2

18,6

2,1

21,0

2,4

Связь

2,9

0,3

2,7

0,3

3,2

0,4

4,8

0,5

Торговля и общественное питание

359,3

42,7

372,8

43,3

386, 1

44,5

399.7

44,9

Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

14,6

1,7

14,3

1,7

13,2

1,5

14,7

1,7

Информационно-вычислительное обслуживание

6,1

0,7

6,4

0,7

5,2

0,6

5,2

0,6

Операции с недвижимым имуществом

3,9

0,5

4,6

0,5

5,9

0,7

8,4

0,9

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

35,9

4,3

36,0

4,2

35,2

4,0

36,7

4,1

Другие виды деятельности сферы материального производства

17,4

2,1

17,2

2,0

18,9

2,2

15,7

1,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

2,8

0,3

3,9

0,5

5,0

0,6

5,4

0,6

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

10,2

1,2

11,3

1,3

9,2

1,0

9,2

1,0

Здравоохранение

11,0

1,3

15,4

1,8

17,2

2,0

17,9

2,0

Образование

6,6

0,8

7,0

0,8

6,7

0,8

6,5

0,7

Культура и искусство

6,5

0,8

7,9

0,9

8,1

0,9

7,8

0,9

Наука и научное обслуживание

46,7

5,5

43,9

5,1

38,8

4,5

37,1

4,2

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

10,8

1,3

7,8

0,9

7,5

0,9

6,6

0,7

Другие виды деятельности
8,7

1,0

2,5

0,3

1,8

0,2

8,3

0,9

Как видно из табл. 1.2 за последние годы происходит медленный рост числа малых предприятий. При этом абсолютное и относительное увеличение их наблюдается главным образом в торговле и общественном питании (рост за 1997
·2000 гг. с 359,3 до 399,7 тыс., или с 42,7 до 44,9%), в здравоохранении (с 11,0 до 17,9 тыс., или с 1,3 до 2,0%), в операциях с недвижимым имуществом (с 3,9 до 8,4 тыс., или с 0,5 до 0,9%), на транспорте (с 17,5 до 21,0 тыс., или с 2,1 до 2,4%), в связи (с 2,9 до 4,8 тыс., или с 0,3 до 0,5%) и в сельском хозяйстве (с 10,9 до 13,5 тыс., или с 1,3 до 1,5%). Вместе с тем в промышленности при незначительном росте числа малых предприятий (с 131,9 до 136,2 тыс.) их удельный вес снизился с 15,7 до 15,3%.
В строительстве снижение произошло и абсолютное (с 138,0 до 135,9 тыс.), и относительное (с 16,4 до 15,3%). Существенным недостатком следует считать уменьшение числа малых предприятий в науке и научном обслуживании (с 46,7 до 31,1 тыс., или с 5,5 до 4,2%), а также в финансах, кредите, страховании и пенсионном обеспечении (с 10,8 до 6,6 тыс., или с 1,3 до 0,7%).
Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Данное обстоятельство объясняется как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды. В России также существуют различные организационные фонды поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Надо отметить, что у нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает возможность конкуренции с иными предприятиями.
Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений
· в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой
· монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.
Но за последние семь лет количество малых предприятий практически не изменилось. Признавая это, правительство наметило ряд мер по дальнейшему развитию малого предпринимательства в России.
Определенное внимание уделяется развитию малого предпринимательства в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды поддержки малого предпринимательства.
К настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения малых предприятий.
1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль и др. При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с 1 января 2001 г.
· необлагаемым минимумом.
2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995 г.).
3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объектом налога здесь выступает потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.
Общеустановленная система налогообложения
Рассмотрим, какими льготами могут воспользоваться малые предприятия по общеустановленным законодательством налогам.
Налог на прибыль предприятий
Субъекты малого предпринимательства, осуществляя предпринимательскую деятельность, получают прибыль, с которой они уплачивают налог на прибыль.
Налог на прибыль предприятий и организаций введен Законом РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. Этот налог действует с 1 января 1992 г. взамен налога с доходов кооперативов и нормативного отчисления в бюджет с доходов предприятий ряда отраслей, а также налога на прибыль, установленного в 1991г.
Данный налог помимо фискального значения служит важнейшим инструментом регулирования экономики, что особенно четко проявляется в политике государства в отношении малого бизнеса. Для субъектов малого предпринимательства им помимо общих налоговых льгот устанавливаются особые льготы, которые поддерживают и заставляют их более активно и интенсивно развиваться.
Налог на прибыль предприятий и организаций действует на всей территории России и подлежит расчету в соответствии с Инструкцией МНС РФ 15 июня 2000 г.
·62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
От обложения этим налогом освобождаются также предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, и предприятия, переведение на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Один из основных и действенных методов государственного стимулирования субъектов малого предпринимательства
· система льгот по налогообложению. Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Инструкцией ГНС от 15 июня 2000 г.
·62 регламентируется порядок налогообложения малых предприятий. Малые предприятия, осуществляющие производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) в первые два года освобождаются от налога на прибыль при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).