Международный экологический суд

Содержание

“” Введение

1. Регулирование деятельности международного экологического суда
·
·
· “”
2. Принципы рассмотрения споров в Международном экологическом суде
·6

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Международный экологический суд может рассматривать широкий круг споров. В него включаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседнего государства и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или прекращением экологически вредной деятельности. Он рассматривает также споры, касающиеся использования и охраны разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некоторых других
· споры о защите экологических прав граждан.

1. Регулирование деятельности международного экологического суда

В практической деятельности мирового сообщества возникают экологические споры, требующие разрешения международными органами. В этих целях в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана «камера по экологическим вопросам».
Позднее, по инициативе группы юристов на учредительной конференции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г., был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Он является неправительственной организацией. Первый состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Представитель России также является членом этого суда.
Были приняты в первой редакции Устав Суда и Правила процедуры. Избраны Генеральный секретарь Суда (Рамон Охеда Местре
· Мексика) и его заместитель (Деметрио Лоперена Рота
· Испания). Местами постоянной дислокации руководящих органов Суда определены Мехико (Мексика) и Сан-Себастиан (Испания).
Деятельность Международного экологического суда регулируется его уставом, в соответствии с которым суд разрешает международные споры по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в трех формах:
а) путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации;
б) путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, которое устраивает обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе;
в) путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным.
2. Принципы рассмотрения споров в Международном экологическом суде

Рассмотрение споров в Международном экологическом суде основано на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела. При этом стороны берут на себя согласуемые расходы по судебному рассмотрению спора.
Круг лиц, которые могут обращаться в Международный экологический суд, неограничен. Это могут быть частные лица, общественные организации, государственные органы, включая правительства.
Суд может рассматривать споры по возмещению вреда, причиненного в результате трансграничного загрязнения окружающей среды, а также любых экологических воздействий трансграничного характера, имеющих негативные последствия. Суд вправе рассматривать споры, связанные с выявлением, оценкой, недопущением, устранением, приостановлением, прекращением экологически вредной деятельности. Помимо этого, в компетенцию Суда включены споры, связанные с использованием и охраной разделяемых природных ресурсов, природных комплексов и особо охраняемых природных объектов, международных пространств и природных объектов, находящихся в этих пространствах, а также споры, связанные с возмещением экологического вреда и реабилитацией территорий, природная среда которых нарушена в результате военных действий или военной деятельности. Также Суд может рассматривать споры по защите экологических прав граждан.
В Суд могут обращаться государства в лице правительств либо иных компетентных органов, международные и национальные правительственные и неправительственные организации, предприятия и учреждения, а также отдельные лица или группы лиц, особенно для получения юридических консультаций. В Суд могут обратиться также субъекты внутригосударственного права одного государства, если законодательство этого государства не запрещает своим субъектам обращаться за юридической помощью в международные организации. Судьи руководствуются международным правом, национальным законодательством, судебными и дипломатическими прецедентами при вынесении решения по делу.
Не исключается использование принципа доброй воли
· обоюдного признания целесообразности избранного подхода в разрешении спора. Разумеется, будут приниматься меры к тому, чтобы решение какого-либо конкретного спора не нанесло ущерба третьим лицам, не участвующим в споре, и международному сообществу в целом.
Такая организация и порядок действия Международного экологического суда базируются на теоретических концепциях, сложившихся в международной доктрине за последние годы, в особенности тогда, когда идеи международного экологического правосудия обсуждались на международных конференциях, инициированных выдающимся юристом, членом высшего кассационного суда Италии, проф. А. Постилиони. Подобные конференции состоялись в Риме (21-24 апреля 1989 г.) с участием специалистов из 30 стран, во Флоренции (10-12 мая 1991 г.), в Страсбурге в рамках сессии Совета Европы (13 февраля 1992 г.) и в Венеции (2-5 июня 1994 г.), на которую прибыло 350 участников (25 из Аргентины, 19 – из Японии, 10 – из США. 5 – из Китая и т.д.).

Заключение

Идея международного экологического правосудия нашла свое воплощение отчасти в образовании в июле 1993 г. экологической палаты (“камеры по экологическим вопросам”) в составе Международного суда ООН в Гааге.