Формирование оптимального торгового ассортимента товаров и услуг

Оглавление
Введение
1. Формирование оптимального ассортимента товаров и услуг
1.1. Понятие ассортимента, его виды, основные показатели, их характеристика
1.2. Факторы, влияющие на формирование ассортимента
1.3. Планирование ассортимента товаров и услуг в розничном предприятии
1.4. Классификация товарных услуг и требования к ним
1.5. Роль товарных запасов в обеспечении устойчивости ассортимента
2. Анализ деятельности розничного магазина по совершенствованию ассортимента товаров и услуг
2.1. Характеристика магазина
2.2 Анализ работы предприятия по формированию оптимального ассортимента
2.3. Планирование ассортимента и этапы его формирования
2.4. Формирование услуг в магазине, их результативность
3. Эффективность коммерческой деятельности с учетом совершенствования ассортимента товаров и услуг
Выводы и предложения Ошибка! Закладка не определена.
Список литературы
Приложение

Введение

С переходом экономики на рыночные рельсы важную роль в жизни предприятий, розничных и оптовых магазинов стал играть маркетинг. Без разработки маркетинговых программ невозможно достижение успеха в профессиональной деятельности. Многие магазины стали интересоваться нуждами клиентов, их проблемами, благодаря этому продукция стала пользоваться большим спросом, а магазины большей популярностью.
Для принятия решений в маркетинге обязательно должна быть проанализирована ситуация и уже на основе анализа сделаны необходимые выводы.
Каждый товарный ассортимент требует собственной стратегии маркетинга. В большинстве фирм работу с каждой ассортиментной группой товаров поручают отдельному лицу. Этому распорядителю предстоит принять ряд ответственных решений.
Таким образом, целью представленной курсовой работы является изучение процесса формирования торгового ассортимента товаров и услуг как основы эффективной коммерческой деятельности предприятия розничной торговли.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
– определено понятие ассортимента, его виды, основные показатели, их характеристика;
– рассмотрены факторы, влияющие на формирование ассортимента ;
– изучен процесс планирования ассортимента товаров и услуг в розничном предприятии;
– проведен анализ деятельности розничного магазина по совершенствованию ассортимента товаров и услуг;
– выявлена эффективность коммерческой деятельности с учетом совершенствования ассортимента товаров и услуг.
В данной курсовой работе рассматривается реально существующий магазин «Купава», который начал работу только в начале июня 2005 года. Первое с чем столкнулся менеджер магазина, это с формированием оптимального торгового ассортимента. Формирование оптимального ассортимента является важной задачей любого предприятия. Ведь правильно сформированный ассортимент позволит увеличить прибыль, привлечь большее количество покупателей. Необходимо иметь в виду, что при ограничении ассортимента снижаются складские запасы, уменьшается связывание капитала, опасность старения, порчи и воровства.
Товарный ассортимент включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую степень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двух-, и трехкамерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.
Каждый товарный ассортимент требует собственной стратегии маркетинга. В большинстве фирм работу с каждой ассортиментной группой товаров поручают отдельному лицу. Этому распорядителю предстоит принять ряд ответственных решений.

С другой стороны, при узком ассортименте вряд ли можно ожидать долгосрочного успеха на рынке. Потребители желают иметь возможность выбора, поскольку это позволяет им сравнивать продукты с точки зрения качества, цены, других особенностей и указывает на альтернативные продукты.

1. Формирование оптимального ассортимента товаров и услуг
1.1. Понятие ассортимента, его виды, основные показатели, их характеристика

Товарный ассортимент
· группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.
Так, корпорация «Дженерал моторс» производит ассортимент автомобилей, а корпорация «Ревлон»
· ассортимент косметики.
Каждый товарный ассортимент требует собственной стратегии маркетинга. В большинстве фирм работу с каждой ассортиментной группой товаров поручают отдельному лицу. Этому распорядителю предстоит принять ряд ответственных решений.
Глубина товарного ассортимента
Ассортимент может состоять из нескольких групп продуктов (ширина), а каждая группа продуктов из нескольких вариантов продукта (глубина). Состав ассортимента продуктов следует рассматривать во взаимосвязи с внешними и внутренними условиями. В особенности важно, чтобы возможности и ресурсы предприятия постоянно использовались для максимального удовлетворения пожеланий и потребностей покупателей.
Итак, под глубиной товарного ассортимента понимают количество размеров, моделей или оттенков вкуса определенного товарного ассортимента. Особенно важно иметь полный ассортимент товаров производственного назначения, т.к. покупатели часто хотят получить их полный перечень. Компания может выпускать сотни вариантов вентелей или крепежных изделий, даже если некоторые из них приносят убытки. Лучше понести убытки, чем лишиться покупателей, если компания не производит нужный им конкретный товар.
Широта товарного ассортимента
Управляющей по товарному ассортименту должен принять решение относительно широты этого ассортимента. Ассортимент слишком узок, если можно увеличить прибыли, дополнив его новыми изделиями, и слишком широк, если прибыли можно увеличить, исключив из него ряд изделий.
Под широтой товарного ассортимента понимают разнообразие товаров в нем. Широта товарного ассортимента отчасти определяется целями, которые фирма ставит перед собой. У фирм, старающихся прослыть поставщиками исчерпывающего ассортимента или добивающихся завоевания большой доли рынка или его расширения, товарный ассортимент обычно широкий. Их меньше волнует положение, когда те или иные из производимых ими товаров не дают прибыли. Фирмы же, заинтересованные прежде всего в высокой прибыльности своего бизнеса, имеют обычно суженный ассортимент доходных изделий.
С течением времени товарный ассортимент обычно расширяется. Расширять свой товарный ассортимент фирма может двумя способами: наращивая его или насыщая.
Наращивание товарного ассортимента
Товарный ассортимент любой фирмы является частью общего товарного ассортимента, предлагаемого отраслью в целом. Например, на автомобильном рынке автомашины «БМВ» занимают место в ряду моделей средней и высокой стоимости. Наращивание ассортимента происходит тогда, когда фирма выходит за пределы того, что производит в настоящее время. Наращивание это может идти либо вниз, либо вверх, либо в обоих направлениях одновременно.
Наращивание вниз
Многие фирмы поначалу располагаются в верхнем эшелоне рынка и впоследствии постепенно расширяют свой ассортимент, чтобы охватить и нижележащие эшелоны. Наращивание вниз может иметь целью сдерживание конкурентов, наступление на них или проникновение в наиболее быстро растущие сегменты рывка.
Одним из огромных просчетов ряда американских фирм было их нежелание расширять ассортимент вниз, в нижние эшелоны своих рынков. Корпорация «Дженерал моторс» противилась выпуску более компактных автомобилей, корпорация «Ксерокс» – копировальных аппаратов меньших размеров, а корпорация «Харлей-Дэвидсон» – выпуску небольших мотоциклов. Во всех этих случаях японские фирмы, узревшие для себя большие открывающиеся возможности, действовали быстро и успешно.
Наращивание вверх
Фирмы, действующие в нижних эшелонах рынка, возможно, захотят проникнуть в вышележащие. Их могут привлекать более высокие темпы роста верхних эшелонов рынка или их повышенная прибыльность. А возможно, фирма просто захочет позиционировать себя в качестве производителя с исчерпывающим ассортиментом.
Решение о наращивании вверх может оказаться рискованным. Конкуренты в вышележащих эшелонах не только хорошо «окопались» на своих позициях, но и могут перейти в контратаку, начав проникновение в нижние эшелоны рынка. Потенциальные покупатели могут не поверить, что фирма-новичок в состоянии изготовлять товары высокого качества. И, наконец, у торговых агентов дистрибьюторов фирмы может просто не хватить умений и знаний для обслуживания верхних эшелонов рынка.
Двустороннее наращивание
Фирма, работающая в среднем эшелоне рывка, может принять решение о наращивания своего товарного ассортимента и вверх и вниз одновременно. Примером может служить стратегия деятельности фирмы «Тексас инструментс» на рынке карманных калькуляторов. До появления фирмы на этом рынке его нижние эшелоны по показателям цены и качества были в основном захвачены компанией «Боумар», а верхние
· по тем же показателям цены и качества – корпорацией «Хьюлетт-Паккард». Фирма «Тексас инструментс» предложила свои первые калькуляторы в среднем эшелоне рывка как товары средней цены и среднего уровня качества. Постепенно она начала наращивать свой ассортимент в обоих направлениях. Она предложила более совершенные калькуляторы по тем же ценам, а то и ниже, что и компания «Боумар», и в конце концов ликвидировала ее как конкурентов. Одновременно фирма «Тексас инструментс» разработала высококачественные калькуляторы, стала продавать их дешевле, чем стоили калькуляторы корпорации «Хьюлетт-Паккард», и отбила у последней добрую долю продаж в верхних эшелонах рынка. Такая стратегия двустороннего наращивания помогла фирме «Тексас инструментс» захватить лидерство на рынке карманных калькуляторов.

Решения относительно товарной номенклатуры

Если у организации насчитывается несколько ассортиментных групп товаров, говорят о товарной номенклатуре. Мы определяем товарную номенклатуру следующим образом:
Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.
В состав номенклатуры фирмы «Эйвон» входят товары трех основных ассортиментных групп: косметика, ювелирные изделия, хозяйственные товары. Ассортимент каждой из них слагается из нескольких подгрупп товаров. Например, ассортимент косметических товаров можно подразделить на следующие товарные группы: губная помада, румяна, пудра и т. д. Ассортимент в целом и каждая подгруппа состоят из множества отдельных товаров. Всего в номенклатуру фирмы «Эйвон» входит 1300 разных товаров. Крупный универсам имеет дело примерно с 10 тыс. товаров, типичный торговый центр «К-Март» – с 15 тыс., а корпорация «Дженерал электрик» производит примерно 250 тыс. разных изделий.
Товарную номенклатуру фирмы можно описать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности.
Под широтой товарной номенклатуры понимают общую численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых фирмой.
Под насыщенностью товарной номенклатуры имеют ввиду общее число составляющих ее отдельных товаров.
Под глубиной товарной номенклатуры корпорации имеют в виду варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Под гармоничностью товарной номенклатуры подразумевают степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения или каких-то иных показателей. Ассортиментные группы товаров корпорации «Проктер энд Гэмбл» гармоничны, поскольку все это – товары широкого потребления, проходящие через одни и те же каналы распределения. Одновременно они менее гармоничны с точки зрения различий в функциях, выполняемых товарами для покупателей
Эти четыре параметра, характеризующие товарную номенклатуру, помогают фирме определять свою товарную политику. Фирма может расширить свою деятельность четырьмя способами. Она может расширить товарную номенклатуру за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров. Она может увеличить насыщенность уже существующих ассортиментных групп товаров, приблизившись к положению компании с исчерпывающим ассортиментом. Она может предложить больше вариантов каждого из имеющихся товаров, т. е. углубить свою товарную номенклатуру. И, наконец, в зависимости от того, стремится ли она к завоеванию прочной репутации в какой-то одной сфере или действовать сразу в нескольких сферах, фирма может целенаправленно добиваться большей или, наоборот, меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.
Таким образом, мы видим, что товарная политика – это многомерная и сложная сфера деятельности, требующая принятия решений о конкретных особенностях товарной номенклатуры, товарного ассортимента. Эти решения должны приниматься не только на основе полного понимания потребностей клиентов и стратегических подходов используемых конкурентами, но и с постоянно возрастающим вниманием к общественному мнению и законодательным актам, оказывающим влияние на сферу товарного производства.
1.2. Факторы, влияющие на формирование ассортимента

Большое влияние на результаты деятельности предприятия или магазина оказывает ассортимент. При формировании ассортимента предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой
· наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
Оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
Изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих;
Разработка специфических новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей;
Проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям;
Оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Факторы влияющие на формирование ассортимента можно назвать следующие: увеличение спроса на те или иные изделия, мода, особенности производимой или продаваемой продукции, технологические и технические особенности, наличие ресурсов (трудовых, сырьевых, финансовых и др.) .
На формирование товарного ассортимента оказывает влияние существующий имидж самой фирмы. Если фирма пользуется репутацией о наличии у нее полного ассортимента товаров, то это, естественно, оказывает положительное влияние на сознание потребителей, которые будут пользоваться услугами этой фирмы.
На формирование товарного ассортимента фирмы или магазина розничной торговли оказывает влияние его местонахождение. Поэтому при выборе пунктов размещения магазина следует принимать во внимание факторы, которые могут вызвать дополнительные затраты при закупке материалов.
1.3.