Солнечная система в центре внимания науки

Солнечная система в центре внимания науки.

“И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды… И был вечер, и было утро: день четвертый”. Бытие, 1,16-19

1. Теория гармонии мира в трудах Иоганна Кеплера
Не будет преувеличением сказать, что из всех своих современников Иоганн Кеплер был, пожалуй, одной из наиболее ярких, противоречивых и драматических фигур, романтиком (в смысле В.Оствальда) и еретиком, постоянно бросавшим вызов догмам, будь то догмы астрономии, религии или астрологии.
Основной доминантой научного творчества Кеплера при всем разнообразии тем и подходов была идея гармонии мира – поиск того предустановленного порядка, который вложил в своё творение Господь Бог. Даже в пылу чудовищных по трудоёмкости вычислений, связанных с теорией Марса и, казалось бы, не оставлявших пространства для иных помыслов, у Кеплера в одном из писем вырывается страстное признание:
·Я бы закончил свои исследования гармонии мира, если бы астрономия… не захватила меня настолько, что я чуть было не сошел с ума
·.
Идея поиска гармонии мира возникла у Кеплера ещё в молодые годы. Ещё в первой своей работе
·Тайна мироздания
· (1597) Кеплер вознамерился вывести из единого геометрического принципа число орбит, их относительные размеры и характер движения планет.
Перебрав множество гипотез и отвергнув их как не выдержавших проверку, Кеплер, как ему казалось, открыл геометрический принцип, позволявший объяснить и число известных тогда планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн) и относительные размеры орбит. Геометрия Солнечной системы (
·тайна мироздания
·), по Кеплеру, заключалась в следующем.
·Земля (имеется в виду орбита Земли) есть мера всех орбит. Вокруг неё опишем додекаэдр. Описанная вокруг додекаэдра сфера есть сфера Марса. Вокруг сферы Марса опишем тетраэдр. Описанная вокруг тетраэдра сфера есть сфера Юпитера. Вокруг сферы Юпитера опишем куб. Описанная вокруг куба сфера есть сфера Сатурна. В сферу Земли вложим икосаэдр. Вписанная в него сфера есть сфера Венеры. В сферу Венеры вложим октаэдр. Вписанная в него сфера есть сфера Меркурия
·.
Будучи внутренне убежденным в правильности полученного решения, Кеплер тем не менее считает необходимым обосновать свою уверенность следующими аргументами. Поскольку Всевышний,
·совершеннейший из строителей, с необходимостью должен был создать творение, обладавшее безупречной красотой
·, то для этого ему, подобно смертным, пришлось руководствоваться числом и мерой.
·Линия и поверхность не содержат в себе числа – здесь царит неограниченное. Пространственные тела – также. Неправильные тела надлежит выбросить из рассмотрения, ибо речь идёт об основе наилучшим образом упорядоченного строения
·. Остается единственная возможность: определенным образом упорядоченная система пяти платоновых тел.
Приведя все мыслимые (и немыслимые – с точки зрения современной науки) доводы в пользу правильности построенной им системы, Кеплер неожиданно для самых строгих своих критиков замечает:
·Сказанное до сих пор служит лишь для того, чтобы подкрепить правдоподобными аргументами открытый нами закон. Теперь же мы хотим перейти к определению планетных орбит и к геометрическим исследованиям. Если вычисленные значения не совпадут, то весь наш труд заведомо окажется напрасным
·.
Свершиться замыслам было суждено не скоро: первый вариант
·Гармонии мира
· был закончен лишь 27 мая 1618 г.
Кеплер, считавший геометрию
·прообразом красоты мира
·, в отличие от пифагорейцев искал первопричины гармоний не в числовых соотношениях, а в скрытых за числами геометрических фигурах. Основная идея его труда – универсальный характер гармонии мира, и роль математики в познании этой гармонии отчетливо сформулирована в предпосланном первой книге эпиграфе из Прокла Диадоха, любимого античного автора Кеплера:
·В изучение природы математика вносит величайший вклад тем, что позволяет обнаружить стройную систему идей, в соответствии с которыми построена Вселенная, …и представить простые элементы, на которых зиждутся небеса, принимающие в различных частях соответствующие формы, во всём их гармоничном и соразмерном единстве
·.
В своих исследованиях гармонических пропорций Кеплер во многом использовал X книгу
·Начал
· Евклида, дополнив евклидову теорию иррациональных чисел их классификацией по степени
·представимости
·.
·Когда я увидел, – пишет Кеплер во введении к первой книге
·Правильные фигуры, производящие гармонические пропорции
·, – что истинные и подлинные различия между геометрическими фигурами, из которых я намеревался вывести причины гармонических пропорций, обычно совершенно неизвестны, что Евклид, подвергший их исследованию,… заглушен критиками высокомерных невежд и либо его никто не слушает, либо он говорит о тайнах философии глухим, что Прокл, открывшый Евклида для понимания, извлекший скрытое на свет и сумевший сделать легко понятными самые трудные места, служит предметом насмешек, а его комментарии простираются на далее десятой книги, – мне стало ясно, что делать. Свою задачу я усмотрел в том, чтобы прежде всего выписать из X книги
·Начал
· Евклида то, что особенно важно для задуманного мной плана, затем с помощью некоторой классификации расположить в четком порядке идеи Евклида, указать причины, по которым Евклид пренебрег тем или иным членом последовательности, и, наконец, рассмотреть сами фигуры. Поскольку при этом речь шла о вполне ясном изложении Евклида, то я довольствовался лишь тем, что приводил формулировки соответствующих теорем. Многое из того, что Евклид доказывал иначе, мне пришлось изложить заново, поскольку я преследовал определенную цель – сравнить представимые и непредставимые фигуры. Я соединял разрозненное и изменял порядок…