Философия Ницше

СОДЕРЖАНИЕ

“” Введение

“” . Философский пессимизм Ницше
“” . Основные идеи в учении Ницше
“” . Имморализм, воля к власти, переоценка ценностей. Учение о сверхчеловеке
“” . Философия жизни
“” . Политико
· правовые воззрения в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Ницшеанство возникло как реакция наиболее агрессивных слоев германской буржуазии и юнкеров на Парижскую коммуну, на распространение идей социализма и победу марксизма в рабочем движении, на рост организованности рабочего класса.
А. М. Горький так оценивал общественную роль ницшеанства: «История «болезни» капитализма начинается почти немедленно вслед за тем, как только буржуазия вырвала власть из обессилевших рук феодалов. Можно считать, что первым, кто отметил эту болезнь и отчаянно закричал о ней, был Фридрих Ницше, современник Карла Маркса… В те годы, когда Маркс научно и неопровержимо обосновал неизбежность гибели капитализма, неизбежность власти пролетариата,
·Ницше, с яростью больного и устрашенного фанатика, проповедовал законность и безгранично власти «белокурой бестии»».
Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество – это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной практике.
Целью представленной курсовой работы является изучение политико
· правовых воззрений Ф. Ницше и их места в его философии.

Философский пессимизм Ницше

Философское учение Фридриха Ницше (1844
·1900) непоследовательно и противоречиво, но, несмотря на свою логическую бессвязность, оно едино по духу, тенденции и цели. Учение Нищие проникнуто страхом перед грядущим социализмом, ненавистью к народу и стремлением любой ценой предотвратить неизбежную гибель буржуазного общества.
Исходный пункт философствования Ницше
·признание того, что жизнь современной Европы протекает в «страшной напряженности противоречий» и клонится к упадку. «Вся наша европейская культура…
·пишет он,
·как бы направляется к катастрофе». Признаки и симптомы этого упадка Ницше видит во всеобщем ослаблении духовной жизни, в распространении пессимизма, в повальном увлечении декадентскими идеями, в утрате веры в почитавшиеся прежде духовные ценности
· одним словом, в нигилизме, сделавшемся знамением века. Ницше хочет преодолеть этот нигилизм и дать своему классу новое, оптимистическое учение. Но пессимизм и нигилизм, охватившие значительную часть буржуазной интеллигенции в конце XIX в., в конечном счете были отражением кризиса иллюзий о безмятежном гармоничном развитии капиталистического общества, разрушенных революционными выступлениями пролетариата. Новые надежды, возникшие в связи с появившимися признаками наступления эпохи империализма, были обманчивы, они не могли дать никаких действительных оснований для оптимизма. Поэтому философия Ницше, претендовавшая на то, чтобы преодолеть декаданс и дать новую веру господствующему классу, сама была лишь выражением упадка.
Для Ницше существует лишь культура, упадок которой воспринимается и изображается им как утрата общечеловеческих ценностей, как надвигающаяся гибель всей культуры вообще.
В основе философского учения Ницше лежат скептицизм и биологический волюнтаризм. Учение Шопенгауэра о космическом значении воли Ницше интерпретировал в терминах модного в его время биологизма, которому отдали дань и махисты. Ницше довел релятивизм «биолого-экономической» теории познания до предела, до превращения ее в иррационалистический фикционализм. Тенденции субъективно-идеалистической философии последней четверти XIX в. оказались собранными в его учении в один узел.
Центральное понятие всей философии Ницше
· жизнь. Это понятие в «философии жизни» столь же расплывчато и неопределенно, как понятие «опыт» в махизме. Жизнь понимается то как биологическое явление, то как общественная жизнь, то как субъективное переживание. «Философия жизни» постоянно смешивает различные значения этого понятия, обеспечивая себе возможность не только переходить с точки зрения откровенного субъективного идеализма на позиции мнимой объективности, но и претендовать на преодоление «односторонности» материализма и идеализма. У Ницше «жизнь» и ее носитель
·организм выдвигается как некая нейтральная
· нематериальная и неидеальная
· «третья реальность».

2. Основные идеи в учении Ницше

Что мы должны думать об учении Ф. Ницше? Насколько оно истинно? Есть ли в нем объективное содержание или это просто болезненная фантазия, в которой по-своему отражается все более тревожная атмосфера эпохи? «Меня поймут после европейской войны!»
· заявляет философ.
Истина в привычном нам понимании его явно не привлекает. «Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное,
· утверждает Ницше.
· …Человек, одержимый этой волей, выглядит столь же потешным образом, как слон, силящийся стоять на голове».
Что это? Еще один вариант скептицизма в отношении возможностей познания? Нет, пожалуй, нечто большее. Трудно, читая Ф. Ницше, избавиться от ощущения трагизма человека, по словам самого философа, честного в интеллектуальных вещах до жестокости и одновременно ограниченного в своих возможностях понять мир тогда, когда это ему так необходимо. Рушатся привычные и еще вчера казавшиеся незыблемыми нормы бытия, будущее же, действительно, пугает.