Философия

Содержание

“” . Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории.
“” . Охарактеризуйте суть схоластического способа мышления в эпоху Средневнковья. Как решалась в эту эпоху проблема соотношения веры и разума?
“” . Раскройте содержание понятий «общественно-экономическая формация», «Цивилизация». Приведите основания для необходимости объединения социального, экономического и цивилизационного подхода к обществу.
“” . Раскройте основное содержание философии Ф. Ницше.
“” . Дайте характеристику философских категорий «Сущность» и «явление».
“” . Дайте характеристику основных форм движения материи.
“” . Раскройте значение философских терминов «агностицизм», «скептицизм».
“” . Раскройте соотношение понятий «Сущность» и «Существование» в философии экзистенционализма
“” . Охарактеризуйте этические взгляды Аристотеля
“” . Охарактеризуйте сущность концепции ноосферы В.И. Вернадского и ее роль в становлении современной российской цивилизации.
“” Список литературы

1. Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории.
Диалектика представляет собой один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика
· это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего. В этой области философского знания иссле- дуется прежде всего сам процесс развития. Кратко говоря, диалектика
· это философская теория развития. Вместе с тем она есть также и способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамичное целое.
Диалектика раскрывает картину мира как вечного процесса смены форм, состояний и эпох. По определению Ф.Энгельса, диалектика есть наука о связях в мире, о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Следует обратить внимание и на то, что в философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем мире. Напротив, субъективная диалектика есть всего лишь отражение этих процессов в головах людей и является движением человеческих мыслей и представлений.
К числу наиболее важных для диалектики вопросов относят прежде всего такие, как «Что такое развитие?», «Почему оно происходит?», «Как оно протекает?», «Куда направлено развитие?». Размышление над ними позволяет вскрыть глубинные пласты материального мира, исследовать пружины и механизмы его развития.
Диалектика изначально формировалась в виде знаний и представлений о взаимосвязях и процессах развития всего сущего. К нашему времени она сложилась и существует как сложная система философского знания. Назовем и охарактеризуем элементы этой системы.
Прежде всего эта система включает в себя понятия (категории), описывающие диалектику. В них отражаются универсальные взаимосвязи мира, живой и многогранный процесс его развития. История диалектической мысли накопила богатый понятийный аппарат для изучения различных связей мира и процессов развития в нем.
Центральным понятием диалектики является понятие «развитие». Можно сказать, что развитие
· это одно из проявлений движения (изменения) в мире. Оно представляет собой поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, более совершенному и прогрессивному. Ему присуща и такая черта, как необратимость, в отличие, например, от колебательно-возвратного движения маятника часов. В ходе развития происходит переделка структуры и смена свойств предмета. Типичными примерами развития являются развитие индивида (детство, юность и т.д. ), всемирной истории (отдельные эпохи в ней), рост растения (семя
· стебель
· цветок) и т.д. Но развитие все же не есть некая плоская эволюция, какая-то прямая линия. В нем всегда имеют место скачки и зигзаги, неравномерность, обратные движения. Особенно ярко это проявляется в общественной жизни.
Под связью (отношением) в диалектике понимается всеобщая взаимозависимость вещей и процессов внешнего мира. Эти связи так же разнообразны, как и сам материальный мир. Примерами их могут быть пространственные и временные, генетические, духовные, семейные, экономические и иные связи. Чем в более разнообразные связи включен предмет (в том числе и человек), тем интенсивнее он развивается. Духовное богатство человека зависит, следовательно, от многогранности его отношений с окружающим миром, с обществом.
Взаимодействие – это понятие диалектики для обозначения процессов взаимного воздействия и влияния предметов друг на друга. Оно всегда носит активный характер и предполагает взаимный обмен энергией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. В этом смысле развитие материального мира представляет собой сложный поток бесконечных взаимодействий в рамках тех или иных форм движения материи, переплетение этих форм друг с другом.
Понятие противоречия фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами (противоположностями) в мире и его вещах. Оно есть естественное состояние вещей, вытекающее из их природы. Простейшей наглядной моделью взаимодействия противоположностей является обыкновенный магнит с его двумя полюсами
· северным и южным. Противоречие
· это взаимосвязь между противоположностями, которые исключают друг друга, противостоят друг другу. Оно означает как бы изначальную разорванность предмета (процесса), его асимметрию. Противоречия имеют место как в живой, так и в неживой природе, в общественной жизни. Таковыми являются, например, взаимоотношения между ассимиляцией и диссимиляцией в человеческом организме, между силами притяжения и отталкивания в космосе, между добром и злом в обществе. Очевидно, что все эти противоположности существуют лишь в рамках органической связи друг с другом, а не сами по себе.
В обществе особой формой противоречия является анта- гонизм. Он представляет собой полярность социальных и иных интересов.