Глобализация как черта постиндустриального общества

Содержание

“” Введение

“” . Тенденции развития постиндустриального общества, ведущие к глобализации
“” .1. Этапы развития мировой экономики
“” .2. Структура, состояние и глобальные проблемы мировой экономики

“” . Направления и проблемы глобализации
“” .1. Факторы, основные черты и направления глобализации мировой экономики
“” .2. Проблемы, связанные с процессом глобализации мировой экономики

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

За последних два десятилетия мировая экономика претерпела существенные изменения. Благодаря реактивным самолетам, факс-машинам, глобальным компьютерным телефонным сетям, спутниковому телевидению и прочим достижениям научно-технического прогресса, географические и культурные расстояния необычайно сократились. Это позволяет компаниям значительно увеличивать “географический” охват рынков, объем закупок и производства. Многие компании пытаются размещать свои предприятия по всему миру. В результате условия работы на рынках стали гораздо сложнее как для компаний, так и для потребителей.
Окончание «холодной войны» и интенсивное развитие деловых международных связей породили монстра под названием «глобализация». Проблемами организации глобального бизнеса сегодня проникнут любой субъект рыночных отношений. Если раньше торговлей с зарубежными партнерами занимались специальные фирмы или транснациональные корпорации, то сегодня даже семейные кооперативы втягиваются в глобальные отношения
· закупают сырье в одних странах, производят товары в других, продают готовые изделия в третьих.
Мировая и национальные экономики претерпевают быстрые, порой противоречивые изменения. Две силы направляют эти стремительные перемены. Первая
· глобализация, высокие темпы роста мировой торговли и обострение международной конкуренции. В наше тревожное время ни одна страна не имеет права игнорировать преимущества международного разделения труда. В том случае, если она попытается закрыть доступ на внутренний рынок для иностранных конкурентов, ее граждане будут вынуждены платить большую цену за менее качественные товары. В том же время, если страна открывает границы для зарубежных компаний, она сталкивается с жестокой конкуренцией, жертвами которой окажутся множество отечественных производителей.
Второй фактор перемен
· технологические изменения. В последнем десятилетии XX века мы стали свидетелями знаменательных открытий в области информационных и коммуникационных технологий, новых материалов и электроники. Новые компьютерные и телекоммуникационные технологии оказали огромное влияние на методы производства. Сегодня совсем не обязательно самому идти в магазин за продуктами, ведь их можно заказать с помощью компьютера и получить «с доставкой на дом». Менеджеры сиднейского, токийского, нью-йоркского и парижского отделений корпорации в случае необходимости могут легко провести видеоконференцию «в режиме реального времени» и обсудить животрепещущие проблемы. Для того чтобы узнать, на какой машине вы ездите, что читаете, какое мороженое предпочитаете, маркетологу компании прямого маркетинга достаточно щелкнуть кнопкой компьютерной мыши. Любой предприниматель с помощью системы компьютерной связи имеет возможность представить свою продукцию всему миру, причем рекламный блок, доступ к которому возможен 24 часа в сутки, обойдется ему дешевле, чем реклама в газете.
Хотелось бы отметить еще тот факт, что одновременно c глобализацией рынков возникают региональные торговые блоки. США, Канада и Мексика заключили Североамериканское торговое соглашение о свободной торговле (NAFTA). Вполне возможно возникновение в западном полушарии единого торгового блока, в котором будут созданы преференции для произведенных здесь товаров. Европейское сообщество (ЕС) сегодня включает в себя 15 государств, численность населения которых составляет 340 млн. человек. В ЕС упразднены внутренние торговые барьеры, устанавливаются общие стандарты производства, вводится единая валюта. Сегодня потенциальная емкость рынка стран ЕС превосходит рынок США. Япония и другие азиатские страны образовали торговый союз в регионе, характеризующемся наиболее высокими темпами экономического роста. Таким образом, экономическая карта мира быстро меняется, благодаря стремительному распространению компьютерных сетей по всему земному шару.
Таким образом, целью представленной курсовой работы является изучение процесса глобализации мировой экономики и ее глобальных проблем.

1. Тенденции развития постиндустриального общества, ведущие к глобализации
1.1. Этапы развития мировой экономики

Эволюция мирового хозяйства во второй половине ХХ века связывается с поступательным развитием экономики отдельных, прежде всего, промышленно развитых стран. При этом основной ее тенденцией развития стала интернационализация хозяйственной жизни. Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей и интенсивный обмен информацией определяют лицо и динамику уходящего века. Для собирательного обозначения всех этих процессов применяется термин
·глобализация
·.
С исторической точки зрения процессы интернационализации хозяйства (глобализация) берут свое начало в сфере обмена. От меновой торговли развитие шло к локальным международным рынкам. В период первоначального накопления капитала произошло перерастание локальных центров межотраслевой торговли в единый мировой рынок. В ходе конкурентной борьбы между странами сложилась система международного разделения труда (МРТ), которое находит свое выражение в устойчивом производстве товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок. Оно основывается на международной специализации, которая предполагает наличие пространственного разрыва между отдельными стадиями производства или между производством и потреблением в международном масштабе.