Основные течения школы Иудаизма

Содержание
Введение
1. Исторические условия возникновения национальной религии евреев
2. Вероучение и культ иудаизма
3. Каббала и хасидизм
4. Направления иудаизма в современном мире
Заключение
Список использованной литературы

Введение

В истории отношений государства и церкви немало драматических страниц: соперничества и открытого единоборства, стремление церковной власти подчинить себе государственную власть, и борьба государства за выход из-под влияния и контроля церкви.
В последнее время влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в России заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа. На огромных территориях Российской Федерации проживают народности, исповедующие разные религии.
Несмотря на внешнюю непохожесть, все религии мира имеют одни корни и равно участвовали в формировании культуры своего народа. В вероучениях и «священных книгах» содержатся непреходящие общечеловеческие ценности культуры и морали, которые одинаково дороги верующим и неверующим согражданам. Эти ценности являются средоточием культуры каждого народа. А потому все религии требуют бережного и уважительного отношения к себе.
Иудаизм – первая монотеистическая религия, одна из немногих религий древнего мира, сохранившаяся до наших дней с небольшими изменениями. Иудаизм называют иногда религией Моисея, «Моисеевым законом» – по имени духовного и политического лидера евреев, которому, как утверждает Библия, были дарованы Божьи заповеди, ставшие основой иудаистского учения. Иудаизм является национальной религией евреев, насчитывая около 20 млн последователей в различных странах мира.

1. Исторические условия возникновения национальной религии евреев

Иудаизм формировался постепенно, перерабатывая культурно-духовные традиции не только евреев, но и других евреев передней Азии
( Северная Африка, Мессопотамия). В середине II тысячелетия до н.э. на территории Палестины жили кочевые семитские племена, разделенные на родоплеменные группы (в библейской традиции колена). Само название «еврей» появилось значительно позже, после уничтожения Иудейского царства в I в. н.э. Оно происходит от слова «иври», то есть люди, обреченные на бродяжничество. Первоначально евреи были скотоводами, кочуя в Северной Аравии, затем, завоевывая территорию Восточного Средиземноморья, они постепенно переходили к оседлости, занимаясь земледелием, садоводством, скотоводством.
Патриархально-родовой быт семитов был освящен политеизмом. Боги-покровители назывались ваалы. Идолы-ваалы, как правило, устанавливались на возвышенности, под сенью дубов.
Каждый ваал был «хозяином» своей местности. К нему обращались за благословением стад и полей. В Ветхом Завете имеется много указаний на идолопоклонничество евреев. Библия, например, повествует словами Бога: « Я привел их в землю, которую клятвенно обещал дать им, подняв руку Мою, – а они, высмотрев себе всякий высокий холм и всякое ветвистое дерево, стали закалывать там жертвы свои, и ставили там оскорбительные для Меня приношения свои и благовонные курения свои, и возливали там возлияния свои»
( Иезекииль, 20:28) [2]. Кроме ваалов евреи поклонялись и другим божествам: Бетэль, Анат, Эль-шаддай, Саваоф, Яхве и др.
Постепенно возвысилось племя иудеев, а вместе с ним – их божественный покровитель Яхве. Очевидно, это племя было более удачливым в завоевательных походах. Оно сформировало племенной союз вытеснило местное население из Палестины. Из среды иудеев выдвинулась династия иудейско-израильских царей. Известно, что основателем израильского государства был Саул ( ХI до н.э.). Его зять Давид ( 1000-985 гг. до н.э.) присоединил Иерусалим, ставший столицей Израильского царства, а при его младшем сыне царе Соломоне ( ок. 965-935 гг. до н.э.) был воздвигнут храм в честь Яхве. С укреплением иудейско-израильского государства духовная жизнь евреев эволюционировала от политеизма к монотеизму, который был увязан с культом Яхве.
Вопрос о происхождении мифологического образа Яхве и до сих пор является спорным. Одни исследователи считают Яхве покровителем предков, другие – богом вулканов, огня и грозы. По мнению известного этнографа С.А.Токарева, в образе Яхве более отчетливо видны « черты духа – патрона инициации» [6]. Постепенно в религиозном сознании евреев Яхве принимает образ творца мира, носителя всего сущего покровителя евреев – «избранного народа».
Древняя история еврейского народа наполнена постоянной борьбой за этническую самобытность и политическую независимость. Первый удар Израильскому царству был нанесен междоусобицей. После смерти Соломона единое государство распалось: на юге Палестины образовалась Иудея с центром в Иерусалиме во главе с династией Давида, а на севере – Израиль со столицей в городе Самария. Израильское царство в VIII в. до н.э. было завоевано Ассирией, а Иудея в 586 г. до н.э. покорена вавилонянами. Захватчики разрушили Иерусалимский храм, а множество евреев, в том числе жрецов и знать, увели в плен. При персидском царе Кире, в свою очередь покорившем вавилонян, часть пленных евреев в 538 г. до н.э. вернулась на родину. Храм был восстановлен в 516 г. до н.э., а в середине V в. до н.э. завершена и канонизирована Тора ( Пятикнижие).
В течение последующих трех веков ( с IV до II до н.э.) Иудея испытала на себе сильное влияние греческой культуры. В 30-е годы III века Александр Македонский, вступивший на путь широких завоеваний, захватил земли Восточного Средиземноморья, в том числе Палестину.