Русская философия права

Содержание

“” Введение

“” . Общие тенденции философско-правовых построений в русской философии
“” . Философско-правовые мировоззрения В.С. Соловьева
“” . Философия права И.А. Ильина
“” . Философско-правовые искания Н.А. Бердяева

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Философию права можно считать частью социальной философии. Вместе с тем, к философскому осмыслению права имеют отношение и все остальные разделы философского знания (онтология, теория познания, этика, история философии). Поэтому в философии права как науке о природе права как социального явления имеются такие разделы, как онтология, гносеология и аксиология права, а также большое внимание уделяется рассмотрению человека как правового существа.
Исторически сложились различные варианты обозначения права в философских учениях: естественное право, божественное право, справедливость. Благодаря этому философия права может ставить вопросы о справедливости закона, о соотношении права и закона, закона и произвола.
Степень развитости философии права и ее место в системе наук зависят от общего состояния философии и юриспруденции в обществе. Имеют также значение степень развитости и места в обществе политики, идеологии, религии, научного знания, междисциплинарных связей. В дореволюционной России, начиная с XYIII в. был накоплен определенный опыт исследования и преподавания философии права. Среди известных специалистов можно назвать имена С.Е. Десницкого, А.П. Куницына, П.Г. Редкина, Б.А. Кистяковского, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Они находились под влиянием кантианства, гегельянства, позитивизма, персонализма, соединяя идеи этих учений с христианско-нравственной трактовкой жизни общества и пытаясь утвердить нравственный идеализм в философии права. В советском обществе этот опыт был отброшен и длительное время господствовала идеологическая марксистская схема трактовки государства и права, общая как для юриспруденции, так и для философии. В целом ее можно охарактеризовать как юридический позитивизм. В 90-ее гг. ХХ века философия права вновь возвращается в российскую науку и высшее образование.

1. Общие тенденции философско-правовых построений в русской философии

Философия права немного забытая, о некогда очень популярная наука, направленная на умозрительное оправдание права и государства. Она процветала на Западе в периоды преимущественного государственного строительства и как бы замерла за последние сто лет, когда европейские государства из периода великих потрясений и исканий вошли в период относительно организованного покоя. Выдающийся русский правовед H. H. Алексеев в 1918 г. писал, что «характерно, что идея философии права, если и живет еще где, то это у нас, у русских».
Тогда не только Россия, но и весь мир входил в новый «период великих потрясений», ставились под сомнения, казалось бы, несомненные ценности, устоявшиеся истины, и вопрос о месте права в мире, обращенный к философии, обрел особую актуальность.
Значительный интерес русской философии к проблемам права, а юридической науки
· к изучению своих этических и онтологических предпосылок, не случаен. Русская наука всегда отличалась высоким гуманистическим потенциалом и склонностью к метафизическим обобщениям, а для русской философии прежде всего характерно то, что в центре ее умозрений стоит человек, проблемы бытия и вопросы историософии (В. В. Зеньковский). Подобно античной философии, ее преемница
· русская философия
· имела у своих истоков мысль, в равной мере обращенную и к глубинной сущности бытия, и к проблемам закона, и к проблемам свободы. Именно эта мысль воплощена в работе, которую можно считать программной для русского национального самосознания
· в «Слове о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона (XI в.). Идейный стержень этой работы составляет антитеза рабского Закона и свободной Благодати, которая должна стать основой жизни страны, обретшей христианскую Истину. Не формализм, а свобода должна быть тем принципом, в соответствии с которым организуется жизнь человека и общества.
Но чтобы понять и удержать в сознании постоянно ускользающее единство противоположных по видимости вещей
· формальности права и свободы духа, произвола воли и организованности соборного сознания, для этого требовалось возвысить смысл представления о свободе до системы научного понятия, на котором могла бы строиться повседневная практика права, требовалось философски осмыслить такие глубокие и важные темы, как отношение человека и Бога, как пути реального богообщения, место человека в системе бытия и смысл единства самого этого бытия, смысл и природу самой свободы.
Поэтому, когда русская наука о праве стала развиваться в форме систематической академической дисциплины, примерно с начала XIX в., углубленное философствование стало ее характерной чертой. Крупнейшие русские юристы составили славу русской философии права (Б. Н. Чичерин, E. H. Трубецкой, П. И. Новгородцев), а великие философы считали своим долгом исследовать вопрос об онтологических и этических основах права и государства, определяя лицо отечественной правовой теории (В. С. Соловьев).
«Наше отношение к западной науке,
· писал один из ярких представителей плеяды выдающихся юристов конца прошлого века H. M. Коркунов,
· можно сравнить с отношением глоссаторов к римской юриспруденции. И нам приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы, и нам прежде всего надо было подняться до уровня иноземной науки… Тем не менее в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишком столетий».
XVIII век в целом был периодом ученичества и для русской философии, и для юридической науки. Начало ему было положено переводом на русский язык книги С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека», осуществленной по указанию Петра I.