Сенсуализм Ф. Бекона

Содержание

“” Введение
“” . Френсис Бэкон и его время
“” . Сенсуализм в творчестве Бэкона
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Новое время – период от конца эпохи Возрождения (16 – 17 века) до начала 19 века. Это время характерно тем, что под влиянием Возрождения и Реформации были вызваны к жизни новые концепции мировоззрения. В период Возрождения мысли философов были обращены к Древней Греции и Древнего Рима. Реформация дала возврат к раннехристианским ценностям, полностью пересмотрев отношения мирян и клира.
В Новое время идеи всеобщего равенства, возможности наличия иных форм государственного устройства (в отличие от господствовавшей тогда монархии) овладевали широкими массами образованных людей. Но отказ от монархии или мечты о “просвещенной” монархии предполагают переосмысление роли и положения человека в обществе и мире. Человек становится самодостаточной ценностью, мерой всех вещей, и не просто подданным монарха, а единицей совокупности (народа), которая и служит источником всякой публичной власти.
Историческая и философская наука характеризуют Новое время как эпоху безграничной веры в человеческий разум, в возможность перестройки общества на разумных основаниях, как эру крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием. Новое время (17 – 18 век) тесно связано с Возрождением (13 – 15) и унаследовало от Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Однако, идеология Нового времени возникла на более зрелой стадии формирования капиталистического уклада и антифеодальной борьбы. Поэтому просветительская критика феодализма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства. Идеологи Нового времени (Просвещения) поставили вопрос о практическом устройстве будущего общества, считая краеугольным его камнем политическую свободу гражданское равенство, поэтому их критика была направлена не только против деспотизма церкви, но и против деспотизма абсолютной монархии. Они выступили против всего феодального строя с его системой сословных привилегий, за переоценку ценности (а точнее – ее отсутствия) человека, сложившуюся в абсолютистских монархиях.
В Новое время творили такие выдающиеся умы как Спиноза, Лейбниц, Гоббс, Беркли, Вико, Монтескье и другие. Но началось это время с идей Френсиса Бэкона, который равно принадлежит и к Возрождению и к Новому времени. В настоящей работе рассматриваются взгляды Ф. Бэкона.

1. Френсис Бэкон и его время

Фрэнсис Бэкон (1561
· 1626) имеет неувядаемое значение как основатель современного индуктивного метода и зачинатель логической систематизации процесса научной деятельности.
Он был сыном Николаса Бэкона, лорда хранителя Большой печати, а его тетка была женою сэра Вильяма Сесснля, впоследствии лорда Бэрли; таким образом, он вырос в атмосфере государственных дел. В возрасте двадцати трех лет он стал членом парламента и советником Эссекса. Тем не менее когда Эссекс впал в немилость, он помогал его преследовать. Его сурово осуждали за это: например, Литтон Стрэчи в своей книге «Елизавета и Эссекс» представляет Бэкона чудовищем измены и неблагодарности. Но это совершенно несправедливо. Он работал с Эссексом, пока тот был лоялен, но покинул его, когда лояльность к нему была бы предательством; в этом не было ничего, что мог бы осудить даже самый строгий моралист того века.
Несмотря на то что он отказался от Эссекса, он никогда не был в большой милости при жизни королевы Елизаветы.
Однако с вступлением на престол Якова II его положение при дворе улучшилось. В 1617 году он получил должность своего отца
· хранителя Большой печати, а в 1618 году стал лордом-канцлером. Но находился он на этом важном посту всего лишь два года, после чего был обвинен в том, что брал взятки от тяжущихся сторон. Он согласился, что обвинение правильно, указывая лишь на то, что эти подарки никогда не влияли на его решения. Относительно этого каждый может составить свое собственное мнение, так как нет никаких доказательств относительно решений, к которым пришел бы Бэкон при других обстоятельствах. Его присудили к штрафу в 40 000 фунтов стерлингов, к заключению в Тауэр впредь до распоряжения короля, к постоянному удалению от двора и к лишению права занимать государственные должности. Этот приговор был приведен в исполнение лишь в незначительной части. Его не заставили уплатить штраф, и содержался он в Тауэре только четыре дня. Но он был вынужден отказаться от общественной деятельности и провести остаток своих дней в писании важных книг.
Этика юридической профессии в те дни была невысока. Почти каждый судья принимал приношения обычно от обеих сторон. В настоящее время мы считаем, что для судьи брать взятки ужасно, но еще более ужасно, взяв их, вынести решение против того, кто их дал. Но в те дни приношения были делом обычным и судья показывал свою «добродетель», именно не поддаваясь их влиянию. Бэкон был осужден случайно, в партийной ссоре, а не в силу его исключительной виновности. Он не был человеком высоких моральных достоинств, как его предшественник Томас Мор, но не был он также и исключительно испорчен. С точки зрения морали он был обычным человеком, не лучше и не хуже, чем масса его современников.
Спустя пять лет, проведенных в уединении, он умер от простуды, схваченной им во время опытов по консервированию кур путем замораживания их в снегу.
Наиболее значительная книга Бэкона «О достоинстве и преумножении наук» во многих отношениях исключительно современна. Его обычно рассматривают как автора изречения «Знание
· сила»; и хотя, возможно, у него были предшественники, которые сказали то же самое, но он по-новому подчеркнул важность этого положения.