Судьба бытия – путь к философии

Содержание

Введение. 3

1. Основные аспекты философского сознания человека. Проблема бытия и свободы в истории философии
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.
·
·
·
·
·
·.4
2.Проблема бытия в философском сознании человека
·
·
·
·
·
·
·9
3. Категории бытия и свободы в философии. 15
4. Основные формы бытия. Бытие и свобода 19

Заключение. 21

Список литературы. 22

Введение

«Бытие»
· одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Вокруг «бытия» и учения о бытии (онтологии) в философии всегда велись и до сих пор ведутся острые дискуссии. При рассмотрении бытия полет мысли порой достигает высшего предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем, коронным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.
Люди на протяжении всей истории стояли и стоят перед жизненно важной проблемой: либо признать наличие Абсолютного бытия, т.е. того, что есть истинно сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени, неуничтожимо, и жить «с оглядкой» на него, либо объявить свое собственное существование самодостаточным, автономным, не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта Философия, принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как философия бытия (Платон, Аристотель, Бл. Августин, русская религиозная философия и др.), то как философия свободы (светский экзистенциализм, постмодернисты и др.).
Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного (Бог, Разум и т.д.) Философия свободы доказывала, что человек сам творит историю и себя самого
1. Основные аспекты философского сознания человека. Проблема бытия в истории философии
Проблема бытия введена в философию Парменидом (V
·IV вв. до н.э.) как ответ на определенный социальный и экзистенциальный запрос. Люди стали терять веру в традиционных богов Олимпа, вследствие чего рушились основы и нормы социальной жизни. С гибелью богов уже никто не мог поручиться, что ритм и порядок природных и социальных процессов останутся стабильными. В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, необходим был поиск новых гарантов человеческого существования. Людям нужна была опора в их жизни,
Философия в лице Парменида попыталась успокоить смятенную душу античного человека, оповестив людей об открытии Абсолютной Мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надежность. С этим открытием люди снова могли обрести уверенность в том, что все необходимо подчиняется порядку. Необходимость Парменид назвал Божеством, Правдой, Провидением, Судьбой, каковые по определению являются вечными и неуничтожимыми. Абсолютная мысль и есть Бытие, а Бытие есть Мысль, но, разумеется, не субъективная мысль человека, а Логос
· Космический Разум. Человеческий ум способен познавать в той мере, в какой он сумеет вступить в непосредственный контакт с Разумом, который и есть бытие. Такая ситуация делала неуместной гордыню человеческого ума, похваляющегося своим умением мыслить и постигать истину, ибо не человек открывает истину, а наоборот, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие едино и неизменно, в нем заключена вся полнота совершенств, среди которых главными считались Истина, Добро, Благо. Бытие не возникает и не уничтожается. Бытие
· это свет, но особый, «увидеть» который можно только «очами» разума. Бытие есть Мысль и постижимо только в мысли. Оно, в понимании античных философов, не выступает творцом мира, потому что мир существовал всегда.
В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. В отличие от обезличенного и умозрительного Абсолюта античности, Бог христианства открывает Себя личностным и живым. Христианский Бог
· превечно Троица, но не превечно Он-Творец, поэтому имя «Творец» вторично по отношению к трем именам Троицы. Творение
· это свободный акт Бога, не обусловленный никакой «внутренней необходимостью». Человек создан «по образу и подобию Божию», а потому является существом личностным, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от собственной своей воли, от видимости индивидуальной свободы.
В Новое время возникло мировоззрение, суть которого Ф. Ницше выразил в афоризме: «Бог умер». Люди перестали признавать свою зависимость от Бога, присвоили себе право Творца творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненно подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.
Философскую эстафету развития идеи возвеличивания человека и принижения Абсолюта русский мыслитель Н.Ф. Федоров выразил так: «Познай самого себя»,
· говорит Сократ. «Познаю, следовательно, существую»,
· отвечает Р. Декарт. Г. Фихте поясняет:
«Я
· познающее и есть существующее, все же прочее есть лишь познаваемое, т.е. лишь мысленное, следовательно, несуществующее». М. Штирнер заключает: «Возлюби себя всею душою твоею, всем сердцем твоим». А. Ф. Ницше вторит: «Найти в себе себя, будь единственным, ничего, кроме себя, не признавай».
Основоположник философии Нового времени Р. Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъектным. М.