Денежно-кредитная политика РФ

Содержание.

Введение 3

1.Денежная масса в обращении и методы денежно
· кредитной политики 5
1.1 Денежная масса, ее характеристика 5
1.2 Инструменты денежно
· кредитной политики 8
1.3 Валютное регулирование 12

2.Современные методы денежно
· кредитного
регулирования 17
2.1 Международный финансовый рынок и его влияние на финансовый рынок России 17
2.2. Денежно
· кредитная политика Центрального Банка России 19
2.2.1 Денежно
· кредитная политика Центрального Банка РФ в 2000 году 20
2.2.2 Денежно
· кредитная политика Центрального Банка России на 2001 год 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

ЛИТЕРАТУРА 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Введение.
В современных моделях рыночной экономики денежно
· кредитная политика играет важнейшую роль в функционировании экономического механизма.
Денежно
· кредитная политика обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения.
При переходе от социалистической модели экономики к рыночной непременным условием начала преобразования экономических отношений является построение разветвленной банковской системы государства, основными системообразующими элементами которой служат центральный банк (название различно в разных государствах) и коммерческие банки.
В начале 90-х годов в России было начато создание подобной банковской системы. В течение ряда лет российская банковская система достаточно динамично развивалась, увеличивался размер банковского капитала, расширялась филиальная сеть и спектр предлагаемых услуг, появился ряд крупных коммерческих банков и финансово-промышленных групп.
Однако кризисная ситуация в экономике, сложившаяся в 1998-м году показала, насколько несовершенной и не приспособленной к закономерностям рыночной экономики оказалась банковская система в России.
Кризис в экономике и прежде всего, в финансовой сфере, назревавший несколько лет, за несколько недель лета-осени 1998 года привел к обвальному падению курса национальной валюты, резкому витку инфляции и ухудшению уровня жизни подавляющей части населения.
Кризисные явления привели к практически полной стагнации, что, соответственно, отразилось на всех отраслях экономики.
Кризис августа 1998 года внес существенные коррективы в расстановку сил в банковском секторе.
Актуальность указанной проблемы, ее недостаточная разработанность и большая значимость для развития рыночной экономики в России, особенно в условиях возникшего кризиса, определяют выбор темы настоящей курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является анализ денежно
· кредитной политики.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
показать правовые основы организации и функционирования Центрального Банка РФ
описать функции Центрального Банка России
дать понятие и характеристику денежной массы в обращении
представить методы денежно
· кредитной политики
инструменты денежно
· кредитной политики
анализ кризиса 1998 года, его причины
показать роль Центрального Банка в преодолении кризиса 1998 года, и реструктуризация банковской системы.
анализ денежно
· кредитной политики Центрального Банка РФ в 2000 году
представить прогноз денежно
· кредитной политики Центрельного Банка России на 2001 год
1. Денежная масса в обращении и методы денежно
· кредитной политики.
1.1 Денежная масса, ее характеристика
Первостепенная задача Центрального банка РФ – обеспечить функционирование денежной системы  – требует стабильной покупательной способности денег как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Внутренняя стоимость (курс) денег остается неизменной, если обеспечена стабильность цен. Для этого необходимо, чтобы народное хозяйство имело в своем распоряжении по возможности меньше денег.
Внешняя стоимость денег (курс на мировом рынке) остается неизменной, если покупательная способность рубля относительно товаров на внешнем рынке не меняется. Это вовсе не означает стабильность валютных курсов. При различных темпах развития инфляции на внутреннем и внешнем рынках отечественную валюту следует ревальвировать (в сторону повышения ее паритета) или девальвировать (обесценивать), для того чтобы сохранить ее покупательную силу на внешнем рынке.
Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа, зависит, с одной стороны, от предложения банковского сектора и, с другой стороны, от спроса на деньги, то есть стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.
В современных национальных экономиках совокупная масса предлагаемых денег состоит из банкнот центрального банка и денег коммерческих банков. Эти деньги выпускаются в обращение банковским сектором. Все виды денег рассматриваются как долговые обязательства по отношению к банкам.
Таким образом, небанковский сектор может располагать деньгами в виде металлических денег, банкнот и бессрочных вкладов как в центральном, так и в коммерческих банках. Эти деньги служат домашним хозяйствам и предпринимателям непосредственно для проведения многочисленных сделок в хозяйственном процессе. Сумма этих денег называется денежной массой Мо. Средства платежа в банковском секторе, например кассовая наличность коммерческих банков, не относятся к денежной массе, так как они не используются непосредственно для операций обмена.
Итак, денежная масса – это сумма находящихся в обращении наличных денег в небанковском секторе и бессрочных вкладов отечественного небанковского сектора в банках.
Денежная масса меняется в процессе непрерывной денежной эмиссии и изъятия денег из обращения. С точки зрения составления баланса эти изменения происходят по аналогии с банкнотами центрального банка и деньгами коммерческих банков. Но при этом речь идет только о сделках, которые совершаются между банковским сектором в целом (центральный банк и коммерческие банки), с одной стороны, и небанковским сектором (предприятия, государственные бюджетные учреждения, индивидуальные домашние хозяйства) – с другой.
Денежная масса изменяется только в том случае, если небанковский сектор имеет больше средств платежа в результате эмиссии денег или же меньше этих средств по мере изъятия денег из обращения.
Центральный банк сам не выступает в качестве покупателя на рынке товаров. Поэтому он лишь косвенным образом, через денежную массу, может регулировать совокупный спрос. Величина денежной массы зависит от спроса на деньги и их предложения.
Спрос на деньги со стороны небанковского сектора Центробанк регулирует посредством политики процентных ставок, а предложение денег со стороны коммерческих банков – с помощью мероприятий по обеспечению ликвидности.
Политика регулирования процентных ставок.
Для учреждений небанковского сектора проценты суть затраты. Путем изменения процентных ставок имеется возможность регулировать сумму капиталовложений, потребительского и государственного кредиторов.
Политика обеспечения ликвидности.
Предложение денег со стороны коммерческих банков зависит от их ликвидности, то есть от наличия у них денег, выпускаемых центральным банком. Путем изменения эмитируемой центральным банком денежной массы, которую центральный банк предоставляет в распоряжение коммерческих банков, он оказывает влияние на избыточные резервы отдельных коммерческих банков и эмиссию денег в банковской системе.
Величина денежной массы, находящейся в обращении в народном хозяйстве, оказывает существенное влияние на уровень цен, экономический рост и занятость. Поэтому денежную массу следует контролировать и регулировать, исходя из задач общего экономического развития.
Для выполнения этой задачи в распоряжении центрального банка имеются необходимые инструменты. К ним относятся рефинансирование, политика операций на открытом рынке, политика минимальных резервов.
1.2 Инструменты денежно
· кредитной политики
Реализация денежно – кредитной политики осуществляется с использованием нескольких основных методов:
проведение операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
изменение резервной нормы коммерческих банков;
управление учетной ставкой процента.
Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно – кредитную политику несет Центробанк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы различными, достаточно гибкими, косвенными методами:
регулирование количества денег в обращении;
регулирование банковских резервов;
регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;
регулирование ставки процента и т.д.
Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.
Большое значение в денежно – кредитной политике отводится размеру ссудного процента и регулированию его ставки. Размер ссудного процента зависит от многих факторов:
уровня учетной ставки процента Центробанка по предложению ссуд коммерческим банкам. Центральный банк увеличивает или уменьшает учетную ставку в зависимости от экономической конъюнктуры и необходимости расширения или сокращения денежной массы. Размер учетной ставки влияет на объем кредиторов, получаемых у центрального банка коммерческими банками, и на их возможности кредитования предприятий и населения;
срока ссуды, как правило, долгосрочные ссуды выдаются под более низкий процент;
спроса на деньги и предложения денег;
темпов инфляции. В условиях высокой инфляции растет ссудный процент. В целях ограничения инфляции вводится еще более высокий процент;
фазы экономического цикла. В период спада производства Центробанк для облегчения доступа к ссудному капиталу снижает учетную ставку процента в целях ускорения выхода из кризисной ситуации.
В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах – от 2 до 15 %, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.
В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центрабанка РФ, то есть предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.
Ключевое значение в системе процентных ставок, устанавливаемых Банком России, имеет ставка рефинансирования. Изменения ставки рефинансирования информируют участников финансового рынка об оценке Банком России общего направления изменения инфляционной ситуации и, таким образом, воздействуют на ожидания экономических агентов и процентные ставки в экономике. Ставка рефинансирования Банка России является своего рода верхней границей процентных ставок на денежном рынке, что оказывает косвенное влияние на их динамику. Банк России воздействует на уровни и структуру процентных ставок на денежном рынке также через установление процентных ставок по проводимым им кредитным и депозитным операциям.
Таблица 1
Ставка рефинансирования Центрального Банка России с 1992
· 2000 год.
Период действия
%

01.01.91 – 09.04.92
20
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.99
60

10.06.99 – 23.01.00
55

24.01.00 – 06.03.00
45

07.03.00 – 20.03.00
38

21.03.00 – 09.07.00
33

10.07.00 – 03.11.00
28

04.11.00
· 15.12.00
25

С начала 2000 года действовали установленные в 1999 году ставка рефинансирования в размере 55% годовых и ставка по кредитам
·овернайт
· 
· 50% годовых. В январе 2000 года по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена на 10 процентных пунктов (с 55 до 45%). Это отражало замедление инфляции, снижение процентных ставок на межбанковском рынке и одновременно являлось фактором дальнейшего снижения инфляционных ожиданий.
В течение года ставка рефинансирования была последовательно снижена до 25% исходя из ситуации на финансовом и межбанковском рынках. Соответственно Комитет Банка России по денежно-кредитной политике снижал ставку по кредитам
·овернайт
· с 50 до 22%.
Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки Центробанк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже Центробанк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования.
В России под операциями на открытом рынке понимается купля – продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые не некоторого времени обладали высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов – метод прямого воздействия на величину банковских резервов.
Впервые этот метод применили в США в 1933 году. В этой стране федеральная резервная система устанавливает соотношение между вкладами и резервами коммерческих банков. Размер банковских резервов определяется законом и произвольно банк их не может увеличить. Избыточные резервы можно пустить в обращение через дополнительные ссуды, через чеки только с разрешения центрального банка, так как это в конечном счете приведет к приросту наличных денег в обращении.
Денежная масса в обращении всегда в целом зависит от размеров ссуд и кредитов, выдаваемых банками. Поэтому Центральный банк постоянно регулирует их объем, поступающий на денежный рынок. Выданные кредиты не могут превышать более чем в 7,5 раз, а депозиты – в 11 раз капитал банка.
В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно – кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово – экономическую систему в целом.
1.3 Валютное регулирование
Несколько лет назад ЦБ и Государственный таможенный комитет объединили усилия в создании новой системы валютного контроля.
В 1992
·1995 годах перед Центральным банком и Государственным таможенным комитетом (ГТК) особенно остро встал вопрос:
с одной стороны, обеспечить полноту и своевременность возвращения в страну экспортной валютной выручки,
с другой
· предотвратить утечку валютных ресурсов за границу, которая стала приобретать в тот период масштабный характер.
Надо было срочно разработать комплекс мер, который позволил бы поставить заслоны для вывоза капитала за рубеж.
Совместно с ГТК России Центральный Банк создали систему таможенно-банковского контроля за экспортно-импортными операциями резидентов. Она построена на
·стыковке
· по срокам и объемам стоимости перемещаемых через границу товаров и осуществленных платежей.
В 1999 году эта система охватывала 70 процентов российского экспорта и 65 процентов российского импорта и показала себя достаточно эффективной в работе. В итоге
· невозврат валютной выручки от экспорта товаров оценивается на самом минимальном за все годы контроля уровне
· 3 процента.
Банком России совместно с ГТК России были предприняты меры и по расширению сферы таможенно-банковского контроля за операциями по импорту товаров. С 1 января 2001 года этот контроль будет распространен на операции, предусматривающие оплату в рублях и векселями, а также практически на все таможенные режимы импорта. По оценкам, это позволит повысить охват таможенно-банковским контролем до 90% стоимости товарного импорта относительно 60% за первое полугодие 1999 года.
В результате повышения эффективности мер валютного регулирования и валютного контроля в 2000 году, по платежному балансу, сохраняются тенденции снижения масштабов несанкционированного вывоза капитала до 5% от объема внешнеторгового оборота против 6% в 1999 году.
Как свидетельствует опыт многих государств, в том числе и ведущих, административные рычаги для предотвращения утечки капитала, особенно в кризисные моменты (недавний азиатский финансовый кризис), применялись и оказывались достаточно результативными. Ведь подчас от своевременного принятия или непринятия жестких административных шагов могут зависеть и судьба национальной валюты, и состояние всей экономики в целом. В таких случаях речь идет об экономической безопасности государства. Разумеется, наиболее действенным оказывается, как правило, комплекс мер. На сегодняшний день в России без административного регулирования движения капитала за границу и обратно не обойтись.
На утечку капиталов указывает последняя секция платежного баланса – “Пропуски и ошибки”. Они были всегда значительными (около 8 млрд долл.) в течение всех лет экономических реформ, и их знак указывал на утечку капиталов. И, к сожалению, несмотря на все меры, предпринятые Центробанком, сокращения утечки капиталов не произошло. Так, за 9 месяцев 1999 года пропуски и ошибки составили 6,4 млрд. долл. Поэтому мы можем оценить раздел “Пропуски и ошибки” в платежном балансе 2000 года в 8 млрд долл (см. Приложение 4).
Инвестиции в российскую экономику отражает счет операций с капиталом – обязательства.
В прошлые годы основным источником увеличения обязательств для России были займы международных финансовых организаций и портфельные инвестиции. Однако после 1998 года эти источники оказались недоступны для России. В 1999 году объем кредитов, выделенных для России, был незначителен. Основными кредиторами в прошедшем году были МВФ (650 млн долл.), Всемирный банк (610 млн долл.), Европейский банк реконструкции и развития (220 млн долл.) и японский Эксимбанк (350 млн долл.). Правительство России уже утвердило программу внешних заимствований на 2000 год, которая так же, как и в 1999 году, предусматривала привлечение займов на общую сумму в 6 млрд. долл. Каков будет реальный объем заимствований в 2001 сказать трудно. На сегодняшний день достигнуто соглашение с правительством Японии о выделении замороженных в 1998 году займов, общая сумма которых составит около 1,3 млрд. долл. Также достигнуты договоренности с Всемирным банком и ЕБРР. Всемирный банк выделил в 2000 году России бюджетозамещающий займ в объеме около 1 млрд долл., а ЕБРР выделит 500 млн. долл. для осуществления 14 проектов. Предоставление займа от МВФ находится под вопросом. Поэтому общую сумма займов в 2000 году составила в 2,8 млрд долл.
После прекращения потока портфельных инвестиций в 1998 году на первый план, в качестве источника увеличения обязательств, вышли другие прямые инвестиции. Общий объем инвестиций в экономику России за 9 месяцев 1999 года составил 6,5 млрд долл., причем доля прямых инвестиций в этом потоке составляла 46,4%, а портфельные – около 1,4% (9 млн долл.). По сравнению с 1998 годом рост объема прямых иностранных инвестиций составил более 55%. Свыше 80% от общего объема инвестиций было направлено в реальный сектор экономики. Можно ожидать, что в 2001 году уровень инвестиций в российскую экономику сохранится примерно на том же уровне и составит 8 млрд долл.
В 2000 году политика валютного курса Банка России проводится с использованием режима плавающего обменного курса рубля к иностранным валютам. Банк России не устанавливал каких-либо конкретных параметров изменения валютного курса ни в целом за год, ни в отдельные его периоды. Основным инструментом сглаживания чрезмерных колебаний валютного курса рубля являлись интервенции на внутреннем валютном рынке. Одной из важных целей политики Банка России было накопление золотовалютных резервов и поддержание их на уровне, обеспечивающем доверие к проводимой денежно-кредитной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы.
Политика валютного курса Банка России в 2000 году проводилась в более благоприятных по сравнению с предыдущими годами экономических условиях, а также базировалась на положительных изменениях, произошедших на внутреннем валютном рынке в результате усиления в 1999 году мер валютного регулирования и контроля.
Высокий уровень мировых цен на основные экспортируемые Россией товары на протяжении всего истекшего периода 2000 года обеспечил компаниям-экспортерам значительный уровень экспортной выручки. В свою очередь, введенное в прошлом году правило обязательной продажи 75% экспортной выручки наряду с более эффективным валютным регулированием и контролем создало основу для стабильно высокого поступления валюты на внутренний рынок и сокращения спроса на нее за счет отсечения операций, дававших возможность незаконного вывоза капитала за рубеж в крупных масштабах. Это способствовало более объективному установлению обменного курса рубля к доллару США в соответствии с состоянием фундаментальных экономических факторов. В январе
·сентябре 2000 года на валютный рынок в рамках обязательной продажи поступило 43,5 млрд. долларов валютной выручки, что на 14 млрд. долларов больше, чем в январе
·сентябре 1999 года. В то же время уполномоченными банками по поручению клиентов под разрешенные валютным законодательством цели было куплено около 25 млрд. долларов, что на 6 млрд. долларов меньше, чем в январе
·сентябре 1999 года.
При этом существенно изменилась структура спроса на иностранную валюту со стороны реального сектора экономики. Если в январе
·сентябре 1999 года в целях оплаты импорта товаров и услуг приобреталось 70% от всего объема купленной валюты и 17% под погашение коротких (до 180 дней) финансовых кредитов, то в январе
·сентябре 2000 года эти показатели составили соответственно 43% и 32%. Это свидетельствует о расширении кредитования уполномоченными банками импортных операций.
Изменилась структура переводов за границу иностранной валюты, купленной клиентами уполномоченных банков на внутреннем валютном рынке. Так, благодаря мерам валютного регулирования в январе
·сентябре 2000 года по сравнению с январем
·сентябрем 1999 года платежи в оффшорные зоны сократились почти в 3 раза.
Практически постоянное превышение в текущем году предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке над спросом на нее дали возможность Банку России осуществлять накопление золотовалютных резервов путем покупки иностранной валюты. Этому же способствовал отказ Правительства Российской Федерации от имевшей место в предыдущие периоды практики привлечения средств Банка России на цели обслуживания внешнего долга.
Золотовалютные резервы Банка России возросли с 12,456 млрд. долларов США на 1.01.2000 до 25,880 млрд. долларов США на 1.11.2000, или на 107%, при этом собственно валютные резервы за этот период выросли с 8,457 млрд. долларов США до 22,290 млрд. долларов США, т.е. более чем в два с половиной раза. Такой уровень золотовалютных резервов позволяет Центральному банку Российской Федерации стабилизировать обменный курс рубля без ощутимого снижения золотовалютных резервов.
Сальдо операций физических лиц с наличной иностранной валютой, характеризующее спрос населения на наличную валюту, в январе
·сентябре 2000 года составило 4,4 млрд. долларов.