Операции банка с иностранной валютой

Содержание
“” Введение
“” . Осуществление банковских операций с ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТОЙ
“” .1. Нормативно-правовое регулирование расчетов
“” в иностранной валюте
“” .2. Расчеты в иностранной валюте между
“” юридическими лицами – резидентами и нерезидентами
“” .3. Расчеты в иностранной валюте между
“” юридическими лицами-резидентами
“” .4. Расчеты в иностранной валюте между
“” юридическими и физическими лицами
“” . Анализ современной ситуации деятельности коммерческих банков на рынке ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
“” ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“” Список литературы

Введение
Развитие рыночных отношений способствует развитию рыночных механизмов и усилению конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами, что подталкивает их к поиску новых партнеров, рынков сбыта, инвесторов и поставщиков сырья. Поэтому некоторым предприятиям и организациям, которые сотрудничают с зарубежными партнерами, необходимо наряду с национальной валютой использовать еще и иностранную валюту в качестве средств платежа или накопления. С другой стороны, физические лица, которые имеют сбережения предпочитают их хранить на рублевых депозитах, а на счетах в иностранной валюте, что связано с принципом надежности, ликвидности и величиной процентной ставки.
Кроме того физические лица используют счета в иностранной валюте для совершения конверсионных операций, переводов или иных операций кроме депозитов.
Все это способствует росту операций на банковском рынке валюты. Поскольку банки являются наиболее активными участниками валютного рынка, то соответственно и растет актуальность рассмотрения проблемы анализа рынка валютных операций на банковском рынке.
Поэтому рассмотрение принципов организации банковских операций с иностранной валюте является весьма актуальной. Актуальность еще больше если учесть, что в последние два года наблюдается макроэкономический подъем, что означает оживление экономики и рост операций, связанных с движением валюты в том числе. Кроме того новации в области валютного контроля также вызывают интерес с точки зрения особенностей организации счетов в иностранной валюте.
Поэтому в настоящей работе рассматриваются вопросы организации в банковской деятельности операций с иностранной валюте и проводится анализ современной ситуации на этом рынке.
1. Осуществление банковских операций с иностранной валютой
1.1. Нормативно-правовое регулирование расчетов
в иностранной валюте

Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (п.3 ст.317 части первой Гражданского кодекса РФ 1994 г.).
Ст. 82 Федерального закона РФ от 26.04.95 N 65-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О Центральном банке РФ (Банке России)”” конкретизирует данное правило, устанавливая, что иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.
Основным законодательным актом, определяющим принципы осуществления расчетов в иностранной валюте, является Закон РФ от 09.10.92 N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”. В его развитие было принято немалое количество подзаконных актов. К ним относятся: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты (в основном это акты Центрального банка РФ).
Укажем основные подзаконные акты, относящиеся к рассматриваемой сфере правового регулирования.

1.2. Расчеты в иностранной валюте между
юридическими лицами – резидентами и нерезидентами

Начиная анализировать порядок расчетов в иностранной валюте, необходимо четко уяснить понятийный аппарат, используемый в валютном законодательстве. На выяснении содержания тех или иных понятий и нужно прежде всего остановиться.
Основные понятия, применяемые в актах законодательства по валютному регулированию, определены в ст.1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
Юридическими лицами-резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ.
Юридические лица-нерезиденты – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ.
Под иностранной валютой понимаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами осуществляются в свободно конвертируемой валюте либо в валюте Российской Федерации в порядке, установленном Банком России, если иное не предусмотрено в международных договорах с участием РФ.
Что касается понятия “расчеты в иностранной валюте”, то оно входит в понятие “валютные операции”, которые, в свою очередь, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
При этом расчеты в иностранной валюте, которые подпадают под определение текущих валютных операций, могут осуществляться резидентами без ограничений. К текущим валютным операциям относятся:
– переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
– получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
– переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
– переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
Центробанком РФ установлен следующий перечень признаков, по которым валютные операции при внешнеторговых сделках могут быть отнесены к текущим и осуществляться без лицензии:
– срок платежа за экспортируемые или импортируемые резидентом товары не должен превышать 180 дней от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке);
– срок платежа по консигнационным соглашениям, связанным с импортом и экспортом товаров, не должен превышать 180 дней от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке);
– срок платежа или встречной поставки товаров по бартерным, товарообменным и компенсационным сделкам не должен превышать 180 дней от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) товаров, поставленных контрагентом (резидентом или нерезидентом);
– срок платежа в пользу резидента по реэкспортным сделкам не должен превышать 180 дней от даты осуществления резидентом платежа за товар, подлежащий последующему реэкспорту;
– срок платежа за импорт или экспорт услуг не должен превышать 180 дней от даты фактического предоставления услуг;
– в случае уплаты резидентом процентов при возвращении полученного от нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту.
Датой отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) считается дата транспортного документа, т.е. дата, указанная на транспортном документе, или дата на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. При этом следует учитывать, что в случае выдачи нескольких транспортных документов (от разных дат и/или из разных портов отгрузки) при отгрузке товаров на одном и том же судне и одним рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного документа.
Те же расчеты в иностранной валюте, которые относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала, требуют наличия лицензии Банка России.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:
– прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
– портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
– переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству стране его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
– предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
– предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
– все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
На практике возник, в частности, вопрос о необходимости получения разрешения ЦБ РФ на приобретение нерезидентом и резидентом за иностранную валюту акций предприятий-резидентов.
В этой связи следует отметить следующее. Согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле, указанные операции являются портфельными инвестициями (т.е. операциями по приобретению ценных бумаг), которые относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала. Как было отмечено, данные операции требуют наличия лицензии ЦБ РФ.
Таким образом, резидент должен получить разрешение ЦБ РФ на зачисление на свой текущий валютный счет средств в иностранной валюте, поступающих от реализации акций предприятия-резидента нерезиденту. В случае если предприятие-резидент реализует свои акции за иностранную валюту резиденту, то резидент, приобретающий акции, должен получить разрешение ЦБ РФ на перевод денежных средств в иностранной валюте на текущий валютный счет предприятия-резидента, реализующего акции.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии (разрешения) на совершение любых валютных операций, связанных с движением капитала, следует представить в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России перечень обязательных документов, указанных в приложении N 1 (Основной перечень документов) к письму ЦБ РФ от 06.10.95 N 12-524. В зависимости от вида совершаемой валютной операции, связанной с движением капитала, к Основному перечню документов необходимо дополнительно представить один из пяти перечней документов, указанных в приложении N 2 данного письма. При решении вопроса о предоставлении лицензии (разрешения) на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, Банком России могут запрашиваться иные документы и информация, имеющие характер уточнения (разъяснения).
Осуществление расчетов в иностранной валюте должно происходить строго в установленных валютным законодательством рамках.
Так, не допускается уплата денежных сумм в рублях за оказание услуг или предоставление какого-либо имущества или имущественных прав в РФ с последующим получением эквивалента в иностранной валюте за границей, а также получение денежных сумм в рублях в качестве эквивалента за уплату иностранной валюты за оказание услуг или предоставление какого-либо имущества или имущественных прав за границей.
Помимо этого, валютным законодательством детально регламентирован порядок проведения расчетов в иностранной валюте при осуществлении экспортно-импортных операций.
Осуществляя экспорт товаров, предприятие-экспортер обязано руководствоваться инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ от 12.10.93 N 19, 01-20/10283 “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров”. В данной Инструкции детально регламентирован порядок осуществления таможенными органами и банками контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, осуществляющих экспорт товаров, в уполномоченных банках. Контроль осуществляется в форме составления определенных документов (паспорта сделки, учетной карточки таможенно-банковского контроля, реестров, досье, журналов) и их взаимной пересылки между банком и таможенными органами. Одной из основных обязанностей экспортера при этом является обеспечение зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Экспортер не вправе давать поручение своему контрагенту о перечислении причитающейся ему суммы на счет другого предприятия. Упоминание об этом не случайно, поскольку на практике возникают такие ситуации, когда предприятие-резидент, будучи экспортером по одному внешнеэкономическому контракту, является одновременно импортером по контракту с другим нерезидентом и пытается оформить соглашение с покупателем своего товара о переводе полагающейся ему суммы за оплату товара на счет поставщика по импортному контракту. В этой ситуации действует общее правило, в соответствии с которым зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения Банка России. С целью осуществления контроля за выполнением вышеуказанных действий Инструкцией был определен порядок действий экспортеров и органов и агентов валютного контроля.
Все поступления в иностранной валюте в пользу предприятий-резидентов, включая выручку от реализации за иностранную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг), подлежат обязательному зачислению прежде всего на транзитный валютный счет этого предприятия, с которого производится обязательная продажа 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном инструкцией ЦБ РФ от 29.06.92 N 7 “О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ”. Обязательная продажа производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами РФ (даже при реализации ими товаров (работ, услуг) на территории РФ). После обязательной продажи валютных средств с транзитных валютных счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисляется по поручению предприятий на их текущие валютные счета и может использоваться на любые цели в соответствии с действующим законодательством. Инструкцией N 7 установлен перечень поступлений в иностранной валюте, не подлежащих обязательной продаже. К ним, в частности, относятся:
– поступления в качестве взносов в уставный капитал (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале;
– поступления от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций), а также доходы (дивиденды) по ним;
– поступления в виде пожертвований на благотворительные цели и др.
В указанной Инструкции, помимо изложенного, регламентированы правила проведения банками операций на внутреннем валютном рынке, а также порядок покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Согласно нормам Инструкции, резиденты РФ имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для целей осуществления текущих валютных операций, а также платежей в погашение основного долга по кредитам, полученным в иностранной валюте. Иностранная валюта, купленная юридическими лицами-резидентами на внутреннем валютном рынке, подлежит зачислению в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках РФ.
1.3. Расчеты в иностранной валюте между
юридическими лицами-резидентами
По общему правилу денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статьи 140, 317 Гражданского кодекса РФ). Однако валютным законодательством могут быть предусмотрены случаи использования иностранной валюты при осуществлении расчетов на территории РФ (п.3 ст.317 ГК РФ).
Такие случаи предусмотрены в следующих актах:
– разд. III Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР;
– п.2 письма ЦБ РФ от 13.04.94 N 87 “О порядке осуществления на территории РФ операций с облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа”;
– письмо ЦБ РФ от 02.09.94 N 108 “О переводах арбитражного сбора в иностранной валюте”;
– п.2 письма ЦБ РФ от 24.02.95 N 12-86.
Между юридическими лицами-резидентами использование иностранной валюты в безналичном порядке и платежных документов в иностранной валюте допускается, в частности, в следующих случаях:
– в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
– при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ;
– при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;
– при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции (работ, услуг) на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров и др.
Для осуществления расчетов в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами во всех иных случаях, кроме тех, которые установлены в вышеназванных актах, требуется наличие у плательщика разрешения Банка России на осуществление каждой отдельной валютной операции.

1.4. Расчеты в иностранной валюте между
юридическими и физическими лицами
На территории РФ осуществлять реализацию гражданам (резидентам и нерезидентам) товаров (работ, услуг) за иностранную валюту могут только предприятия, являющиеся юридическими лицами – резидентами РФ и получившие соответствующее разрешение ЦБ РФ в соответствии с инструкцией ЦБ РФ от 20.01.93 N 11 “О порядке реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории РФ”.
Что касается юридических лиц-нерезидентов, то допускается реализация представительствами иностранных транспортных предприятий перевозочных документов (авиабилеты, квитанции платного багажа и т.д.) за иностранную валюту гражданам на территории РФ на взаимной основе в соответствии с международными договорами с участием РФ. При этом получать лицензию ЦБ РФ для осуществления такой деятельности не требуется.
Реализация уполномоченными предприятиями товаров (работ, услуг) гражданам за иностранную валюту разрешается только в безналичном порядке. Однако это требование не распространяется на уполномоченные предприятия, реализующие товары под таможенным контролем на таможенной территории РФ (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, иных местах, определенных таможенными органами РФ), т.е. магазины беспошлинной торговли, на основании соответствующих лицензий ГТК РФ и разрешений ЦБ РФ на прием наличной иностранной валюты за реализацию гражданам товаров на территории РФ.
Валютная выручка, полученная предприятиями от реализации гражданам товаров (работ, услуг), не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, поскольку не является экспортной выручкой. Вместе с тем она зачисляется на текущие валютные счета соответствующих уполномоченных предприятий и используется ими в соответствии с действующим законодательством.
2. Анализ современной ситуации деятельности коммерческих банков на рынке иностранной валтюты

В настоящее время дискутируется вопрос о внесении существенных изменений в систему валютного регулирования и валютного контроля. Речь идет о следующих возможных мерах:
снижении или полной отмене норм обязательной продажи валютной выручки от экспорта (далее
· экспортной выручки);
отмене ограничений на покупку иностранной валюты юридическими лицами-резидентами;
либерализации режима расчетов по внешнеторговым операциям (увеличение сроков репатриации валютной выручки, отмена обязательного депонирования средств по импортным авансам и др.);
предоставлении права свободной конверсии по всем типам счетов, открытых нерезидентами в российских банках;
переходе от предварительного к последующему валютному контролю по операциям с капиталом, упрощении (отмене) процедур лицензирования его вывоза.
При принятии решений о реформировании сферы валютного регулирования и валютного контроля следует иметь в виду два принципиальных обстоятельства.
Во-первых, реформирование валютного регулирования и контроля непосредственно затрагивает сферу обеспечения экономической безопасности страны. В частности, речь идет о достаточности валютных резервов и устойчивости платежного баланса.
В последний год наблюдается некоторая эйфория от роста золотовалютных резервов, которые с начала 2000 г. увеличились на 17 млрд. долл. На 9.02.2001 г. резервы составили 29.4 млрд. долл., что равно 6-месячному объему импорта товаров и услуг. С точки зрения известного норматива международной ликвидности (обеспечение резервами 3-месячного импорта) возникает иллюзия «избыточности» резервов.
На самом деле, уровень резервов критически недостаточен для обеспечения внешней платежеспособности страны, стабильности финансовых рынков и валютного курса в среднесрочной перспективе. С учетом накопленной внешней задолженности обязательно следует принимать во внимание объем ежегодных выплат по долгу. Этому требованию отвечает используемый в мировой практике критерий Редди (покрытие резервами 3-месячного импорта плюс годовых выплат по государственному и частному внешнему долгу, включая проценты), согласно которому российские резервы должны составлять не менее 35-40 млрд. долл. Поэтому никакого «запаса прочности» в части валютных резервов у российской экономики в действительности не существует.
Для нашей страны уровень и динамика валютных резервов определяются, в основном, тремя факторами: величиной сальдо торгового баланса, платежами по внешнему долгу, масштабами оттока капитала. В ближайшие годы два из этих факторов будут изменяться в неблагоприятную сторону. Сальдо торгового баланса может сократиться с 60 млрд. долл. (2000 г.) до 40-45 млрд. долл. в 2001 г. и 35-40 млрд. долл. в 2002-2004 гг. Объем выплат по государственному внешнему долгу возрастет с 10 млрд. долл. в 2000 г. до 18 млрд. долл. в 2003 г. Если «бегство» капитала сохранится неизменным (около 10 млрд. долл.), то уже в 2002 г. снижение резервов может составить 2-3 млрд. долл., а в 2003-2004 гг.
· ежегодно 5-7 млрд. долл. Реально останутся три варианта: либо сокращение золотовалютных резервов до уровня 15-17 млрд. долл., либо масштабные внешние заимствования, либо резкая девальвация рубля.
Из этого следует, что именно в 2002-2004 гг. валютное регулирование, нацеленное на ограничение нелегального вывоза капитала, приобретает стратегически важное значение.
Во-вторых, валютному дерегулированию должно предшествовать качественное изменение институциональной среды, позволяющее обеспечить «прозрачность» финансовых операций субъектов внешнеэкономической деятельности. Прежде чем разрушать имеющуюся систему валютного контроля, необходимо создать хотя бы каркас новой. Речь идет о решении ряда конкретных проблем:
разработать систему мониторинга и контроля за осуществленными сделками, включающую сбор и систематизацию информации об основной части финансовых операций в стране (подобные системы функционируют в большинстве развитых государств);
обеспечить «субъектность» участников внешнеэкономических операций, резко ограничив возможность внешнеэкономической деятельности для субъектов, не имеющих финансовой истории, достаточного уставного капитала и т.п.;
создать специализированные органы финансового надзора, осуществляющие последующий контроль за финансовыми сделками и отслеживание «подозрительных» сделок;
внести изменения в правовые нормы, позволяющие приостанавливать исполнение операций с признаками «подозрительных» сделок в случае нарушения действующего законодательства.
Проведенные расчеты по оцениванию масштабов воздействия мер дерегулирования валютных операций на платежный баланс и золотовалютные резервы показали, что их уровень, помимо сокращения, обусловленного макроэкономическими факторами, может дополнительно снизиться на 5-8 млрд. долл. (см. табл.). В итоге в 2004 г. уровень резервов может упасть ниже 10 млрд. долл.