РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра «Финансы»

Допустить к защите
Зав.кафедрой ___________________
«______»__________________2005г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

Студент группы
· 5Б1
ЮСУПОВ М.А.
Научный руководитель

Профессор к.э.н. САХАРОВА Л.С.

МОСКВА 2005г.
…3

Глава I. Содержание банковского надзора и его экономическое значение.

1.1. Понятие и элементы банковского надзора
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.
·.5
1.2. Состояние банковского сектора в современных условиях и задачи Банка России по надзору за кредитными организациями
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·…
·.
·11

Глава II. Практика Банка России по организации надзора за деятельностью банков.

2.1. Организационная структура банковского надзора и ее особенности в России
·.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·22
2.2. Лицензирование и регистрация кредитных организаций
·
·
·
·..
·.
·
·..28
2.3. Методы текущего надзора за деятельностью кредитных организаций
·
·..35
2.4. Инспектирование кредитных организаций
·
·
·
·
·
·
·…
·
·
·
·
·
·.41

Глава III. Применение Банком России мер воздействия на кредитные организации.

3.1. Предупреждение несостоятельности, (банкротства) кредитных организаций
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.81
3.2. Отзыв лицензий на осуществление банковских операций у кредитных
организаций и процедура их ликвидации
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·..85

Заключение
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·…93

Список использованной литературы
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.97

Приложения
·.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·101

ВВЕДЕНИЕ.

Центральный Банк Российской Федерации
· являясь основным звеном денежно-кредитной системы государства наделен особыми функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков, осуществляет надзор и контроль над коммерческими банками.
Главная цель банковского надзора состоит в поддержании стабильности кредитно-финансовой системы и уверенности в этом общества. Тем самым надзор предупреждает риск потерь со стороны владельцев депозитов и других кредиторов банков.
Органы банковского надзора должны поощрять и укреплять рыночную дисциплину, предъявляя требования в надлежащем корпоративном управлении в банках, способствуя развитию прозрачности деятельности банков и соблюдению ими требований законодательства.
Банковский надзор призван обеспечить функционирование банков на здоровой основе, для чего банки должны располагать ресурсами, соответствующими принимаемым рискам, включая надлежащий уровень капитала и создание резервов на уровне, адекватных рискам, принимаемым в ходе деятельности, квалифицированное управление, эффективные системы учета и контроля.
Постулируется, что банковский надзор должен способствовать формированию эффективной и основанной на конкуренции банковской системы, отвечающей общественным потребностям в финансовых услугах. При этом услуги должны иметь соответствующее качество и предоставляться по разумной цене. Одновременно отмечается связь (зависимость) между уровнем защиты, предоставляемой обществу со стороны надзорных органов, и ценой финансовых услуг. Чем ниже толерантность общества к рискам в банковской и финансовой системе, тем, в общем случае, более жестким и затратным является надзор, оказывая одновременно негативное влияние на возможности инноваций и эффективного размещения ресурсов финансовыми институтами. С другой стороны, минимальные риски банков
· это не синоним максимальной эффективности банковской деятельности для экономики и общества. Риски банков должны быть разумными (то есть оправданными). Данное обстоятельство важно иметь в виду при формировании национальной системы надзора.
Банковский надзор должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить постоянную оценку адекватности банковской практики, что позволит наиболее оперативно выявлять проблемы или потенциальные проблемные ситуации, а также принимать необходимые меры по устранению выявленных в деятельности банков недостатков. В этих целях в процессе надзора используются методы текущего контроля, призванные обеспечить устойчивость банковского сектора. Банковский контроль осуществляется не только в интересах банков и их акционеров, но и экономического развития страны в целом.
Целью написания дипломной работы является изучение взаимоотношений Центрального Банка РФ и кредитных организаций с точки зрения роли Банка России в организации банковского надзора и его совершенствования.
В рамках данной целевой установки решаются следующие задачи:
рассматривается понятие и элементы банковского надзора.
изучается порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности;
показывает организационную структуру и особенности банковского надзора в России;
исследуются проблемы инспектирования кредитных организаций и пути их решений;
на примере условной кредитной организации рассматривается порядок проведения комплексной инспекционной проверки;
анализируются показатели, характеризующие деятельность кредитных организаций в целом по России и, в частности, по  Москве за 2004 и 2005 годы.
Информационной базой данной работы является: экономическая литература, законодательные документы, нормативные акты Банка России, банковская статистика, публикации в периодической печати, практические материалы Московского ГТУ Банка России.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1.1. Понятия и элементы банковского надзора

Деятельность банков в каждой стране в значительной степени определяет состояние национальной экономики, поэтому банковская сфера служит объектом надзора и регулирования со стороны государственных органов. Банковский надзор можно определить как комплекс мер, проводимых уполномоченным органом с целью: получения необходимой информации о состоянии как конкретного банка, так и всей банковской системы, а также с целью проверки соблюдения коммерческими банками законодательных и нормативных актов; принятия адекватных мер реагирования.
Процесс надзора за деятельностью банков включает целый ряд методов, в том числе методы контроля, такие как инспектирование на местах и камеральные проверки (дистанционный надзор), являющиеся основными методами контроля.
Более чем 100-летний опыт американских органов надзора показывает, что наиболее эффективно проведение инспекционных проверок на местах, поскольку они позволяют непосредственно сопоставить положения, нормы, закрепленные во внутренних нормативных актах кредитных организаций и практическое их исполнение. Проверки также позволяют проводить анализ финансовой информации и достоверности отчетов.
Дистанционный надзор (по месту нахождения надзорного органа) в период между проведением проверок позволяет осуществлять анализ информации, представленной в Центральный банк. На основе этой информации Банк России обнаруживает проблемы, создающие риск неплатежеспособности банка, еще на ранней стадии и наиболее оптимально определяет объем инспекционной проверки на месте.
Надзор за деятельностью проблемных банков как таковой призван решать целый ряд конкретных задач:
-оперативное выявление проблемных ситуаций и проблемных банков;
-локализация причин, вызвавших появление тех или иных проблем;
-принятие решения о том, какие конкретные меры будут приниматься для исправления сложившейся ситуации;
-разработка документа или плана мероприятий по оздоровлению того или иного проблемного банка в соответствии с серьезностью выявленных проблем и конкретной ситуацией, в которой оказался банк;
-осуществление мер по надлежащему контролю за практической реализацией разработанного плана оздоровления проблемного банка; внесение в деятельность кредитной организации таких изменений, которые позволили бы предотвратить проблемный рецидив в будущем.
Система эффективного банковского надзора включает следующие важнейшие элементы:
лицензирование;
пруденциальные нормы и требования;
методы постоянного банковского надзора и принятие мер по устранению нарушений;
система мер предотвращающих банкротство банков, (в.т.ч. санация) процедура ликвидации банков.
Основные элементы банковского надзора в России представлены на рис. 1

Рис.1 Основные элементы банковского надзора в Российской Федерации

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности регламентируется федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц», О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», Инструкцией Банка России от 23.07.98
· 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями). Банк России принимает решения по вопросам государственной регистрации кредитных организаций в целях осуществления контрольных и надзорных функций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций.
Кредитными организациями могут быть выданы следующие виды лицензий:
лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
Генеральная лицензия (лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала);
лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;
лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных документов для небанковских кредитных организаций – организаций инкассации.
Пруденциальный банковский надзор представляет собой совокупность способов, методов и механизмов осуществления регулирования и контроля за деятельностью кредитных организаций в целях соблюдения ими действующих правовых норм и целевых установок.
Говоря о необходимости создания системы пруденциального банковского надзора, можно выделить несколько основных целей:
защита интересов мелких вкладчиков от неэффективного управления и мошенничества;
поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения «системных рисков», заключающихся в том, что банкротство одного банка может привести к банкротству нескольких банков и утрате доверия ко всей банковской системе;
защита страхового фонда (фонда страхования депозитов) или других фондов, созданных при участии государства, от потерь в тех странах, где созданы национальные системы страхования депозитов или осуществляются другие меры по защите банковских вкладов.
Для достижения указанных целей органы банковского надзора должны не допускать такой деятельности банков, которая противоречит надежной банковской практике: обеспечивать поддержание капитала банков на адекватном уровне, контролировать соблюдение законодательства и нормативных актов, предотвращать мошеннические действия и иные злоупотребления.
Банковский надзор должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить постоянную оценку адекватности банковской практики, что позволит наиболее оперативно выявлять проблемы или потенциальные проблемные ситуации, а также принимать необходимые меры по устранению выявленных в деятельности банков недостатков. В этих целях в процессе надзора используются методы текущего контроля, призванные обеспечить устойчивость банковского сектора. Банковский контроль осуществляется не только в интересах банков и их акционеров, но и экономического развития страны в целом.
Базельский комитет по банковскому надзору в тесном контакте с международными организациями (МВФ, Всемирный банк, ЕС) разработал и
в сентябре 1997 г. опубликовал в качестве официальных рекомендаций Принципы эффективного банковского надзора. В настоящее время документ имеет самое широкое международное признание. Принципы приняты в качестве руководства к действию примерно в 150 странах мира. Банк России заявил о присоединении к Принципам в октябре 1998 года.
В соответствии документ содержит 25 принципов, реализация которых признана минимально необходимым условием обеспечения эффективного банковского надзора. Принципы относятся к различным стадиям функционирования банков и к разным аспектам банковского надзора, включая: предварительные условия эффективного банковского надзора, (принцип 1); процедуры лицензирования банковской деятельности и согласования изменений в характере собственности и в характере участия банка в капитале других организаций (принципы 2-5); риски банковской деятельности и пруденциальные нормы (принципы 6-15); методы текущего банковского надзора (принципы; 16-20); требования по представлению банками информации (принцип 21); возможности органов банковского надзора по применению мер надзорного реагирования (принцип 22); организация надзора за банками, ведущими международный бизнес (принципы 23-25).
В документе определена во введении главная цель банковского надзора.
Это поддержание стабильности кредитно-финансовой системы и уверенности в этом общества. Тем самым надзор предупреждает риск потерь со стороны владельцев банков депозитов и других кредиторов банков.
Для реализации указанной цели должна быт создана система банковского надзора. Все Базельские принципы направлены на обеспечение эффективности функционирования этой системы. Например, соблюдение первого принципа основано на следующих требованиях к организации данной системы:
четкое определение целей и ответственности для каждого органа, вовлеченного в надзор за банками;
операционную самостоятельность органа банковского надзора и наличие у него достаточных ресурсов для осуществления выполняемых функций;
– полноценное законодательство, регулирующее вопросы банковского надзора, включая процедуры допуска организаций на рынок банковских услуг и осуществление надзора в процессе функционирования банков;
– возможности применения к банкам корректирующих мер как в части соблюдения ими требований законодательства, так и в отношении поддержания надлежащего финансового состояния;
– правовую защиту органов банковского надзора и их сотрудников от попыток возложить на них ответственность за результаты действий, предпринятых в рамках нормального осуществления надзорных функций;
– наличие установленных процедур обмена информацией с органами надзора внутри страны и за рубежом и мер по защите конфиденциальности информации.
По мнению специалистов, Банк России, являясь главным организатором банковского надзора, успешно реализует перечисленные анализ ситуации позволяет заключить, что большинство из принципов эффективного банковского надзора в той или иной степени. Это говорит, с одной стороны, о благоприятном векторе развития системы банковского надзора в России, история которого составляет немногим более десяти лет. C другой стороны, полная реализация Принципов предполагает целый комплекс дополнительных усилий. Существует группа факторов, обусловливающих такое положение дел. Это- неразвитость рыночной экономики и финансов; состояние законодательства, которое по целому ряду параметров не соответствует правовым нормам, принятым в развитых странах, особенно в части защиты интересов кредиторов и возможностей органов банковского надзора по применению корректирующих мер к проблемным кредитным организациям; низкая степень взаимного доверия и низкая транспарентность экономических контрагентов, включая в понятие экономических контрагентов и государство; недостаточный уровень корпоративной культуры и качества управления, в том числе в банках; отличие отечественных стандартов учета и финансовой отчетности от международных; молодость отечественной банковской системы и банковского надзора, а также развитие их в неблагоприятных условиях, что обусловливает недостатки в методическом обеспечении и в организации надзора, дефицит знаний и практических навыков у сотрудников и подразделений банковского надзора и. т. д.; дефицит мотивации у работников банковского надзора, имея в виду, что уровень доходов в банковском секторе значительно превышает уровень доходов сотрудников Банка России.

1.2. Состояние банковского сектора в современных условиях и задачи Банка России по надзору за кредитными организациями.

Состояние и развитие банковской системы определяется влиянием ряда факторов. Среди них можно выделить такие, как:
– степень зрелости товарно-денежных отношений;
– законодательная база, регулирующая банковскую деятельность;
– состояние развития экономики страны;
– текущая денежно-кредитная политика государства;
– межбанковская конкуренция.
Степень развития товарно-денежных отношений, развитости торговли, денежного обращения предопределяет и масштабы, и содержание банковской деятельности. На развитие банков влияет развитие национальных рынков, международной торговли. Спрос на банковские услуги расширяется по мере увеличения производства, масштабов обмена между товаропроизводителями.
Заметное влияние на развитие банковской системы может оказать законодательная база той или иной страны. В некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои капиталы в капиталы предприятий.
В России в соответствии с действующим законодательством сложилась банковская система универсального типа, что позволяет развивать разные направления банковской деятельности.
Законодательство оказывает воздействие на развитие банковской системы не только своими запретами. Известны многочисленные примеры, когда в соответствии с тем или иным законом учреждается тот или иной банк, призванный содействовать развитию той или иной отрасли народного хозяйства (промышленности, торговли, транспорта и.т.п.) В фазе экономического подъема, когда спрос на банковский продукт и банковские услуги существенно возрастает банковская система успешно развивается. Вместе с увеличением объема банковских операций возрастает банковский доход, который используется на развитие кредитного учреждения. В фазе подъема сокращаются экономические риски, деятельность банковской системы приобретает стабильный характер. Напротив, в условиях экономического кризиса, сопровождающегося инфляцией, дефицитом местных и федеральных финансов, развитие банков дестабилизируется, размер ресурсов, аккумулируемых банками, резко сокращается, что приводит к снижению традиционных банковских операций, банки вынуждены искать побочные источники дохода, что увеличивает риски, отвлекает банковские ресурсы от производительной деятельности. В условиях инфляции обесценивается капитальная база коммерческих банков, могут падать их доходы от кредитных операций.
На развитие банковской системы оказывает влияние и текущая экономическая политика государства которую реализует банковская система и располагает значительным инструментарием, с помощью которого может регулировать деятельность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Проводя политику, направленную на стабилизацию банковской системы, центральный банк может требовать от коммерческих банков увеличения их резервов, выдавать им в порядке поддержки краткосрочные кредиты или, напротив, отзывать лицензии на проведение банковских операций, сдерживать открытие филиалов. В соответствии с политикой центрального банка коммерческие банки также меняют свою тактику
· расширяют или сужают инвестиции, регулируют направление своей деятельности. В рыночной экономике межбанковская конкуренция способствует развитию банковской системы. Наличие достаточно представительного числа самостоятельных банков в стране и ее отдельных регионах создает определенную среду, в которой банки вынуждены вступать в борьбу за клиента, улучшать качество обслуживания, расширять услуги, предлагать рынку новые продукты.
Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров и др. В странах с переходной экономикой зачастую именно эти факторы не позволяют банкам делать более широкие шаги в своем развитии.
В настоящее время в России формируется экономика рыночного типа, а банковский сектор в последние годы переживает этап системного реформирования. Эти процессы находят свое отражение в развитии законодательной базы РФ, в том числе в части общего и специального банковского законодательства.
Системный кризис в августе 1998 г. и кризис доверия банков в июне и июле 2004 г. показали определенную нестабильность и незащищенность российского банковского сектора и его кредиторов по сравнению с развитыми странами. Системные и структурные риски банковской деятельности по прежнему являются одним из основных препятствий роста ресурсной и клиентской базы банков, развития различных направлений их деятельности.
Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, принятая в декабре 2001 г., способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора.
Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков. Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, в которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.
Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора.
Необходимо полностью завершить процесс формирования нормативной базы, закрепляющей применение в российской надзорной практике международных признанных норм, в том числе определенных в документе Базельского комитета по банковскому надзору “Основополагающие принципы эффективного банковского надзора”.