Участие КБ на рынке драгоценных металлов в России

Содержание

“” Введение

“” Глава 1. Организационные и правовые аспекты разврития рынка драгоценных металлов
“” § 1. Современное развитие рынка драгоценных металлов в России
“” § 2. Основные потребители драгоценных металлов

Глава 2. Состояние операций коммерческих банков на рынке драгоценных металлов
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·..25
“” § 1.Организация операций коммерческих банков на рынке драгоценных металлов 25
“” § 2. Анализ деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов 44

“” Глава 3. Проблемы и перспективы развития деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов

“” Заключение
“” Литература
Приложения

Введение

Характерной чертой развития рыночных отношений в Российской Федерации за последние несколько лет является быстрое развитие финансового рынка и всех его звеньев в их полном объеме.
Современный финансовый рынок Российской Федерации представляет собой семиблочную систему относительно самостоятельных звеньев. Звено – это рынок определенной группы однородных финансовых активов. Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней является одним из звеньев финансового рынка.
Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней можно определить как сферу экономических отношений между участниками сделок с драгоценными металлами, драгоценными камнями и ценными бумагами, котируемыми в золоте. К последним относятся золотые сертификаты, облигации, фьючерсы и т.п.
Будучи системной структурой, представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Под элементом системы понимается такая подсистема, которая в условиях данного исследования (наблюдения и его цели) является неделимой; не подлежит дальнейшему расчленению на составные части.
Как системное явление рынок драгоценных металлов и драгоценных камней можно рассматривать с двух точек зрения: с функциональной и институционной.
С функциональной точки зрения рынок драгоценных металлов и драгоценных камней представляет собой торгово-финансовый центр, в котором сосредоточены торговля ими и другие коммерческие и имущественные сделки с этими активами.
С этой позиции функционирование рынка драгоценных металлов и драгоценных камней должно обеспечить промышленное и ювелирное потребление драгоценных металлов и драгоценных камней, создание золотого запаса государства и золотых резервов банков, тезаврацию, страхование от валютных рисков, получение прибыли за счет арбитражных сделок и свопинга (операции своп), получение кредита под залог физического металла и камней, получение физического металла.
С институционной точки зрения рынок драгоценных металлов и драгоценных камней представляет собой совокупность специально уполномоченных банков, бирж драгоценных металлов и драгоценных камней, финансовых компаний и других бирж, осуществляющих сделки с ценными бумагами, котируемыми в золоте.
Специально уполномоченные банки – это коммерческие банки, специально уполномоченные Центральным банком РФ по согласованию с Минфином России на совершение в установленном законом порядке операций с драгоценными металлами и/или с природными драгоценными камнями.
Основным сектором рынка драгоценных металлов и драгоценных камней является рынок золота.
Актуальность темы представленной дипломной работы определяется тем, что развитие рыночных отношений способствует развитию рыночных механизмов и усилению конкурентной борьбы между кредитными организациями. Кроме того, изменения законодательства и изменение мировой конъюнктуры делают привлекательным для банкиров рынок драгоценных металлов.
Так в настоящее время цена на драгметаллы растет более низкими темпами, чем происходит изменение деловой активности на банковском рынке. И если колебания доллара
· одной из мировых валют станут существенными в свете рецессии или террористических актов, то драгоценные металлы смогут играть роль мировых денег и заключение форвардов с использованием металлов может принести немалый доход банкам.
Таким образом, рынок драгметаллов в настоящее время является достаточно перспективным.
В последнее время мировой рынок драгоценных металлов имеет тенденцию к расширению, за 2001 год мировой объем добычи золота практически увеличился на 1% и достиг нового рекордного значения 2604 т.
Россия на сегодня является одним из крупнейших производителей золота в мире. В процессе экономических реформ постоянно возрастает значение золота как одного из элементов золотовалютных резервов Центрального банка России, рост которых может помочь стабилизации рубля и поднять кредитный рейтинг страны на мировом финансовом рынке.
Целью представленной работы является исследование участия коммерческих банков на рынке драгметаллов в России.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи: рассмотрены основные этапы развития рынка драгоценных металлов, операции коммерческих банков, основные проблемы и перспективы развития рынка драгоценных металлов.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены организационные и правовые аспекты развития рынка драгоценных металлов: современное состояния этого рынка в России и основные потребители драгоценных металлов.
Во второй главе отображено состояние операций коммерческих банков на рынке драгоценных металлов в нашей стране, проведен анализ данных операций .
В третей главе мной будут выявлены проблемы развития деятельности коммерческих банков и определены перспективы проведения данных операций на рынке драгоценных металлов

Глава 1. Организационные и правовые аспекты развития рынка драгоценных металлов
§ 1. Современное развитие рынка драгоценных металлов

  Предпосылки к созданию российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней были заложены Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. “О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР” и постановлением Правительства РФ от 4 января 1992 г.
· 10 “О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усиления государственного контроля за их производством и потреблением”.
Этими законодательными актами разрешена добыча драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ юридическим лицам и гражданам РФ; предоставлено исполнительным органам власти республик, краев, областей, автономных образований право:
утверждать без согласования с органами государственного управления РФ технико-экономические обоснования разведки и эксплуатации месторождений драгоценных металлов для всех россыпных месторождений, а также для рудных месторождений с запасами до 100 т золота и до 10 000 т серебра;
осуществлять выдачу лицензий на геологический поиск и разведку, а также эксплуатацию месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней.
Этим же постановлением был поставлен вопрос о создании биржи драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
По-настоящему становление реального рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации началось с Указов Президента РФ от 3 июня 1993 г.
· 849 «Об усилении государственного контроля за отпуском и реализацией драгоценных металлов и драгоценных камней» и от 16 декабря 1993 г.
· 2148 «О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации».
В соответствии с Указом Президента РФ от 3 июня 1993 г.
· 849 “Об усилении государственного контроля за отпуском и реализацией драгоценных металлов и драгоценных камней” отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации сверх объемов, установленных в годовых планах (лимитах) их отпуска, утверждаемых Правительством РФ на цели, не предусмотренные этими планами, производится по решению Президента РФ на основании представления министра финансов РФ; реализация и иные операции с золотом и металлами платиновой группы на внешнем рынке осуществляются через уполномоченные банки по решению Правительства РФ.
Первыми этапами становления российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с Указом Президента от 16 декабря 1993 г.
· 2148 должны были стать:
1. Представление коммерческим банкам права совершать сделки с указанными ценностями, включая и залоговые операции;
2. Создание биржи драгоценных металлов и драгоценных камней.
Для реализации первого этапа постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г.
· 756 было утверждено Положение о проведении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и от 27 июня 1996 г.
· 759 Положение о проведении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации.
Данное Положение регулирует сделки:
с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото и серебро;
с золотом и серебром в слитках;
с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям;
с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия);
с драгоценными металлами, содержащимися в монете.
Положение применяется также к сделкам, связанным с продажей ювелирных и других бытовых изделий, содержащих золото и серебро, скупочным предприятиям и предприятиям-заготовителям, а также с передачей таких изделий в виде лома аффинажным заводам для изготовления слитков.
Указанное Положение не применяется к сделкам с платиной и металлами платиновой группы, за исключением платины и металлов, содержащихся в монете.
Указанные сделки с золотом и серебром в настоящее время могут совершать следующие резиденты РФ:
Минфин России;
Центральный банк РФ;
специально уполномоченные банки;
пользователи недр – предприятия, а также граждане – индивидуальные предприниматели, которые прошли регистрацию и имеют лицензию и квоту на добычу минерального сырья;
скупочные предприятия – предприятия, покупающие у граждан золото и серебро в виде ювелирных и бытовых изделий и лома;
предприятия-заготовители – предприятия, а также граждане – индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор и первичную обработку вторичного сырья;
предприятия-переработчики – предприятия, а также граждане – индивидуальные предприниматели, производящие переработку сырья с получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке для получения аффинированного золота и серебра в виде слитков. Аффинаж, или аффинирование, – это процесс получения драгоценных металлов высокой чистоты путем их разделения и отделения от них загрязняющих примесей;
аффинажные заводы – государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5%;
промышленные потребители – предприятия, а также граждане – индивидуальные предприниматели, использующие золото и серебро для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты);
инвесторы
· хозяйствующие субъекты, не относящиеся к указанным выше субъектам, вкладывающие свои средства в приобретение слитков золота и серебра и монеты.
Второе Положение регулирует сделки с алмазами, рубинами, изумрудами, сапфирами, александритом. Все сделки в Российской Федерации оплачиваются только в рублях.
Основным государственным органом, определяющим политику, стратегию и тактику развития и функционирования российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней до 14 августа 1996 г. являлся Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням (Роскомдрагмет).
Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г.
· 1177 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням ликвидирован. Его функции переданы Министерству промышленности РФ и Министерству финансов РФ.
Перечень функций упраздненного Роскомдрагмета, переданных Минфину России, утвержден постановлением Правительства РФ от 21 ноября 1996 г.
· 1378 “О создании при Министерстве финансов Российской Федерации Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней”.
Эти функции следующие:
Участие в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России), обеспечение хранения, пополнения (при необходимости), учета и сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих.
Приобретение в Госфонд России драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, включая приобретение и оценку произведенных на территории Российской Федерации (добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых и найденных) аффинированных драгоценных металлов, а также драгоценных камней, самородных минералов, драгоценных металлов, кладов, конфискованных и реквизированных, скупленных у населения ценностей, а также находящихся у потребителей драгоценных металлов и драгоценных камней, накопленных за счет неиспользованных фондов.
Сортировка, оценка, обработка алмазов и драгоценных камней, а также изготовление и реставрация уникальных изделий из них, хранящихся в Госфонде России или приобретаемых для пополнения указанного фонда.
Приобретение в Госфонд России изделий из драгоценных и недрагоценных металлов, изделий с незначительным содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней.
Разработка проектов планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно-исследовательских, социально-культурных целей и на экспорт, а также планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов.
Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий их содержащих из Госфонда России в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
Организация перевозки ценностей, находящихся в Госфонде России, государственных хранилищах, музеях и т.д.
Проведение в установленном порядке ежегодной инвентаризации ценностей Госфонда России и др.
Развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней потребовало соответствующих корректив законодательных актов, поэтому Президент РФ внес некоторые изменения в свои указы от 15 ноября 1991 г. и от 3 июня 1993 г.
Указом Президента РФ от 15 марта 1995 г.
· 273 “О частичном изменении указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. “О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР” в целях развития горнодобывающей промышленности разрешено производить оплату горнорудным предприятиям до 50% добываемого золота в свободно конвертируемой валюте при условии направления этих средств на погашение инвестиционных кредитов в валюте, привлекаемых для освоения и развития золотосеребряных месторождений и оплаты дивидендов иностранным инвесторам.
28 октября 1994 г. Президент РФ издал Указ
· 2041 “О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1993 г,
· 849 “Об усилении государственного контроля за отпуском и реализацией драгоценных металлов и драгоценных камней».
Этим указом был уточнен порядок выделения драгоценных металлов и драгоценных камней сверх тех планов их расходования, которые Правительство РФ утверждает ежегодно на определенные цели. Уточненный порядок заключается в следующем. Все требования о дополнительных расходах драгоценных металлов и драгоценных камней поступают в Минфин России, который их рассматривает и передает в Правительство РФ. Правительство РФ в свою очередь представляет Президенту РФ необходимые обоснования вместе с проектом соответствующего Указа. Президент РФ также распоряжается Госфондом драгоценных металлов и драгоценных камней. Он выносит окончательное решение, сколько и на какие цели расходовать золотой запас страны.
В 1995 г. в стране был создан “Золотой клуб”. В него вошли золотодобывающие и золотоперерабатывающие предприятия, коммерческие банки, Центральный банк РФ, Минфин России и др. Задачей клуба является решение вопросов, связанных с обращением золота, в том числе с ценными бумагами, обеспеченными золотом.
В Ассоциации российских банков создана секция по драгоценным металлам, которая объединила более 30 банков.
В порядке эксперимента 10 банков получили разрешение на вывоз золота за рубеж в качестве залога для привлечения иностранных инвестиций. Банки получили разрешение на участие в вексельном кредитовании золотодобычи под гарантии Правительства РФ.
Правительство РФ приняло 25 ноября 1995 г. постановление
· 1157 “О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации», в соответствии с которым намечено создать финансовые структуры, необходимые для функционирования данного рынка и для своевременного проведения расчетов с недропользователями за реализуемую ими продукцию.
Этим же постановлением Правительства РФ разрешен в порядке эксперимента не более 5 специально уполномоченным банкам, имеющим опыт совершения операций с драгоценными металлами, вывоз слитков золота и серебра за границу для проведения залоговых операций с целью привлечения иностранных кредитов.

§ 2. Основные потребители драгоценных металлов

Драгоценные металлы обладают инвестиционной ценностью и являются инструментом образования финансовых средств. Следовательно, – это финансовые активы, которые способны обеспечить экономический и финансовый потенциал государства, банка, а также богатство отдельного человека.
В этих активах основную роль играют золото и алмазы.
Сегодня золото выступает в качестве единственного денежного товара. Парижская валютная система в 1867 г. однозначно закрепила функции мировых денег за золотом.
Золоту присущи особые специфические свойства, которые определили то, что оно может быть мировыми деньгами.
Эти свойства следующие.
Золото со временем не портится. Оно может храниться очень долго, не меняя своего качества и веса. Его можно путем взвешивания отмерять в любом количестве. На цену золота влияет только один фактор: количество золота в мире. Например, цена драгоценных камней зависит от их величины, цвета, блеска, игры и отделки, шлифовки. Количество же драгоценных камней почти не влияет на их цену.
В отличие от драгоценных камней стоимость золота зависит от его количества и остается неизменной, в каком бы виде оно не предлагалось. Это постоянство цены золота и сделало его мерилом для оценки стоимости всех других товаров. Поэтому золото стало использоваться в качестве мировых денег.
Что же касается других драгоценных металлов в целом, то добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми соответствующими лицензиями и договорами.
Уникальные самородки драгоценных металлов, не подлежащие переработке, а также уникальные драгоценные камни предлагаются по договорной цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти самородки и драгоценные камни. Договорная цена уникальных самородков драгоценных металлов не может быть ниже стоимости содержащихся в указанных самородках драгоценных металлов, исчисленной по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли – продажи этих самородков. Договорная цена уникальных драгоценных камней устанавливается экспертными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных сторон.
Порядок и критерии отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Самородки драгоценных металлов, не относящиеся к категории уникальных, и минералогические коллекционные образцы этих самородков могут продаваться по договорным ценам субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде государственных ценных бумаг (облигаций), номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами и выпущенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством. Обязательства по этим ценным бумагам (облигациям) должны быть гарантированы эквивалентным совокупным облигационным обязательствам эмитента количеством драгоценных металлов, размещенных на ответственное хранение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно – технического назначения без ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и Законом Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Критерии и порядок отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, в которых образуются указанные лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, в том числе воинскими частями и воинскими формированиями, для вторичного использования или реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности, для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней.
Объем золотовалютных резервов Российской Федерации по состоянию на 5 мая текущего года составил 17,6 миллиарда долларов. За период с 28 апреля он увеличился на 500 миллионов долларов.
Неделей раньше прирост золотовалютных резервов Центробанка составил 100 миллионов долларов. Как уже сообщалось, на 28 апреля их объем составил 17,1 миллиарда долларов.
По объему резервов золота Россия занимает в мире 15-е место

Россия по объему официально заявленных в МВФ государственных золотых резервов занимает пятнадцатое место в мире. Об этом говорится в материалах Международного валютного фонда, сообщает РБК.
По состоянию на 1 января 2002 года государственные запасы золота в РФ составляли 388,7 тыс. тонн, что соответствует 11,3% от общего объема государственных золотых резервов стран – членов МВФ.
Первое место в списке принадлежит США, которые по состоянию на 1 января владели 8 млн 136,9 тыс. тонн золота, что составляло 56% от общего объема золотых резервов стран – членов МВФ. За прошлый год золотые резервы этих государств выросли на 12% и составили 28 млн 738 тыс. тонн. При этом золотые резервы стран ЕС за 2000 год выросли на 31% и составили 12 млн 571 тыс. тонн, а золотые резервы Европейского центрального банка достигли 766,9 тыс. тонн.
Собственный золотой запас МВФ за 2001 год был оценен в 3 млн 217 тыс. тонн. Замыкают официальный список МВФ Грузия, Коста-Рика и Мальдивские острова, чьи официально заявленные государственные золотые резервы по состоянию на 1 января 2002 года составили по 100 тонн. А такие страны, как Гаити, Фиджи и Словения, не смогли предоставить МВФ официальной информации о состоянии собственных государственных золотых резервов. Расчет объема золотых государственных резервов был произведен из расчета цены золота на мировом рынке 264,5 долл./тр. унция (1 тонна = 32,151 тыс. тр. унций).

Ювелирная промышленность
Во всем мире главным потребителем золота является ювелирная промышленность, на долю которой приходится 75-80% производимого металла. В России отечественные ювелиры закупают не более 15%.
Значительная часть оборота ювелирной промышленности (по экспертным оценкам – до 60%) находится в теневом обороте. Объясняется это несовершенством налогового законодательства: на всех этапах продвижения золота от добытчиков к ювелирам оно облагается НДС. Учитывая, что золото – сырье дорогое, цена конечной продукции становится неконкурентоспособной по сравнению с западной.