Валютный контроль экспортно – импортных операций в коммерческом банке

Содержание

Введение 3

Глава 1. Валютный контроль за экспортно
· импортными операциями: содержание и правовое регулирование 7
1.1. Возникновение и развитие валютного регулирования и валютного контроля в России 7
1.2. Организация контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров 14
1.3 Валютное регулирование и контроль со стороны Банка России 26

Глава 2. Понятие и сущность операций коммерческих банков в сфере валютного контроля 32
2.1. Валютный рынок и операции коммерческого банка с иностранной валютой 32
2.2. Валютное регулирование и совершение операций по валютному кон-тролю за экспортно
· импортными операциями
· проблемы и перспективы 39
2.3. Регулирование банками валютных расчетов по экспортно
· импортным операциям 44

Глава 3. Анализ современной ситуации участия коммерческих банков в валютном контроле 53
3.1. Деятельность коммерческих банков по валютному контролю экспортно
· импортных операций 53
3.2.Оценка структуры банковских операций в сфере валютного регулирования 66

Заключение 68
Список литературы 70
Приложения
Введение

Основной тенденцией развития мирового хозяйства в последние десятилетия становится усиление процессов глобализации и интернационализации мирового сообщества. В результате чего формируется новое устройство мировой экономики, соответствующее новым экономическим отношениям, возникающим между национальными экономиками, транснациональными компаниями и международными экономическими организациями. Их развитие показывает, что конкурентная борьба за рынки сбыта, рынки факторов производства и за ресурсы сейчас уже окончательно вышла за рамки национальных экономик и разворачивается между ними на мировой арене. Сейчас добиться мирового господства и выдержать все возрастающую конкуренцию можно, только выходя на мировые рынки и завоевывая там свободные рыночные ниши. Группа азиатских стран, так называемые «азиатские тигры», доказала этот императив показала возможность быстрого экономического роста экспортоориентированных экономик. Примеры развития ТНК показывают, что такая форма организации бизнеса является наиболее развитой в этих условиях, поскольку она ориентирована на мировой рынок и не ограничивается одним национальным рынком. Таким образом, усиление международных экономических отношений и вывод их на качественно новый уровень отражает направление развития современной мировой экономики, а следовательно и национальных экономик, составляющих ее.
Экспортно-импортные операции постепенно становятся неотъемлемой частью экономики России. В последние годы они находятся в центре внимания новых инвестиционных подходов. Несмотря на заметный спад производственной и технологической активности, освоение экспорта и импорта, происходит весьма активно, поскольку в будущем они вполне могут стать дополнительным каналом сбыта продукции, позволить расширить круг потребителей и завоевать новые рынки сбыта. Поэтому для России существует своя потенциальная необходимость в расширении сферы внешнеэкономической деятельности как за счет стимулирования отечественных производителей, так и применения международного опыта экспортирования и импортирования товаров, работ, услуг. Реальные возможности для этого созрели. Экономической предпосылкой к этому является изменение экономических методов хозяйствования. Необходимо внедрять принципиально новые подходы к системе финансирования развития отечественного производства и сферы услуг.
Международные рынки на сегодняшний день являются наиболее динамичными и перспективными, выигрывая в борьбе с национальными рынками. Одним из наиболее ярких показателей глобализации мирового хозяйства является ежедневный размер осуществляемых на них валютных операций, т.к. они отражают объем заключаемых между экономическими агентами сделок. Он возрос с 206 млрд. долларов в 1986г. до 2187млрд. в 2001 г. только по 10 основным центрам. По оценке МВФ, в целом он составляет от 1 до 3 трлн. долларов ежедневно. Достаточно сказать, что объем золотовалютных запасов всех развитых стран составил в 2001 г. всего 555.2 млрд. долларов, что в два с лишним раза меньше ежедневного объема операций на рынке. По некоторым подсчетам, объем валютных операций в 40 раз превышает ежедневный объем внешнеторговых сделок. Следовательно, эти операции в подавляющем большинстве случаев вызваны не коммерческой необходимостью, а финансовыми соображениями. Это свидетельствует о переходе валютного рынка от обслуживания исключительно внешнеторговых сделок и превращении его в самостоятельный сегмент рыночных отношений.
Все это вызывает живой интерес к природе функционирования валютного рынка к его сущности и законам развития. Особенно актуальна эта тема становится в двух ракурсах. Во-первых, при изучении валютного рынка «невозможно использовать макро- или микроэкономическую теорию без существенных изменений», потому что данный объект исследований занимает промежуточное положение между мировым хозяйством и экономиками отдельных стран, что вызывает необходимость использовать некоторый комплексный инструментарий анализа. Такие проблемы возникают когда рассматриваемый предмет находится на стыке двух наук и сейчас это направление исследований сильно развивается. И во-вторых, изучая проблемы российской экономики (или любой другой страны с развивающейся экономикой, так называемые рынки emerging market) нельзя отстраниться от рассмотрения проблем валютного рынка, т.к. от них существенно зависит развитие этих стран. Сейчас все чаще можно услышать мнение о невозможности развития российской экономики без упорядочения валютных отношений.
Поэтому в настоящей работе предпринимается попытка раскрыть основные аспекты валютного контроля коммерческих банков за экспортно
· импортными операциями.
Для достижения этой цели используется системный подход к анализу операций банков с иностранной валютной.
При таком подходе в основу ставится то, что валютный рынок, как и любой другой, представляет собой совокупность экономических отношений. Эти отношения формируются между элементами рассматриваемой системы. В совокупности элементы и отношения составляют сущность системы валютного рынка и определяют ее целостность и особенности, которые отличают ее от других систем экономических отношений.
При рассмотрении этой темы пришлось столкнуться с наличием большого количества информации (особенно среди ресурсов Internet) практического характера, касающейся в основном проблем валютного диллинга и управления валютными рисками, и немногочисленностью работ отечественных авторов, посвященных экономической сути операций банков с иностранной валютой. В основном авторы ограничиваются написанием отдельных глав в рамках работ или по банковскому делу, или по международным экономическим отношениям. Однако актуальность настоящей проблематики способствует постоянному росту журнальных и газетных статей по вопросам валютного контроля коммерческих банков за экспортно
· импортными операциями и операций банков с иностранными валютами. Отследить всю эту информацию не представляется возможной, потому что валютный рынок находиться в постоянном развитии. Поэтому в основу дипломной работы легли как теоретические работы, так и работы прикладного характера.

Глава 1. Валютный контроль за экспортно
· импортными операциями: содержание и правовое регулирование
1.1. Возникновение и развитие валютного регулирования и валютного контроля в России

Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.
Валютное регулирование в СССР отражало все наиболее характерные черты валютной монополии государства. Наличие строго регламентируемого состава потенциальных участников внешнеэкономической деятельности, единственного банка (Внешэкономбанк СССР), осуществляющего международные расчеты, строжайшая централизация валютных поступлений и жесткий контроль за их использованием составляли систему валютного контроля без формального декларирования ее наличия и определения органов, осуществляющих такой контроль.
Ситуация изменилась во второй половине 80-х годов в связи с либерализацией в области внешнеэкономической деятельности, а следовательно, и появлением возможности использования предприятиями и организациями валютных средств, полученных в результате экспорта товаров, работ, услуг, либо приобретенных на внутреннем валютном рынке страны. Данные процессы активно стимулировались начавшейся в это же время широкомасштабной реформой банковской системы, приведшей к бурному росту разветвленной сети уполномоченных (получивших право на проведение валютных операций) банков, осуществляющих международные расчеты.
Однако, происшедшие изменения структуры государственного устройства СССР, образование суверенного государства Российской Федерации изменили приоритеты реализации основных направлений развития экономической политики, в том числе и в области валютного регулирования. Встала необходимость скорейшей разработки единого нормативного акта в области валютного законодательства, именно 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ « О валютном регулировании и валютном контроле»
· 3615-1 (далее Закон).
Введение Закона впервые определило само понятие «валютного контроля», при этом было установлено, что целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также определены основные направления валютного контроля:
Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Таким образом, Закон установил целый ряд направлений валютного контроля и регулирования, охватывающих практически весь спектр валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ. В организационном и методологическом плане была поставлена задача организации и построения глобальной системы валютного контроля Российской Федерации.
Причины необходимости создания эффективного валютного контроля.
Появление в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и нерезидентов Российской Федерации, было обусловлено особенностями экономического развития государства, попыткой защиты национальной валюты РФ, а также необходимостью систематизировать большое количество так называемых «валютных ограничений» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» существование которых создавало определенные трудности как для их толкования, так и для их практического применения.
Конечно же, существование такой нормативной базы нуждается в мощной практической поддержке, то есть подразумевает наличие административного механизма, способного в случае необходимости создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений привлечь к ответственности нарушителей. Необходимо отметить, что валютный контроль является только надстройкой системы валютного регулирования в целом (если такая система предполагает наличие валютных ограничений) и решает вполне конкретный задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества.
Итак, валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.
Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).
При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).
Полномочия органов и агентов валютного контроля (статья 12 Закона “О валютном регулировании и валютном контроле”):
1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой.
Рассмотрим полномочия отдельных органов и агентов валютного контроля.
Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. N 394-1 в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции: осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России. Центральный Банк Российской Федерации устанавливает условия открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте, устанавливает порядок открытия счетов резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, Правительство осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль. Помимо полномочий указанных в ст. 12 Закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, Правительство определяет порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации определяет порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).
Согласно Указу Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 1444, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) является центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю, главная задача которого – проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. При этом, в отличие от ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю не наделена функциями по изданию обязательных для исполнения нормативных актов и установлению правил учета и отчетности по валютным операциям. Эти функции сохранены за Правительством России.
Таким образом, основными функциями ВЭК являются:
1) осуществление контроля за проводимыми в России резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
2) проведение проверок валютных операций резидентов и нерезидентов в России.
В соответствии с возложенными задачами и функциями ВЭК РФ имеет право привлекать юридических и физических лиц в установленном порядке к ответственности за нарушение законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции.
С принятием 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса (ТК) Российской Федерации валютное законодательство дополнено нормами, касающимися наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов – статусом агентов валютного контроля. Статьи 199-201 ТК России определяют компетенцию таможенных органов в области валютного контроля следующим образом.
Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом применительно к таможенному контролю.
При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом.
В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами Российской Федерации, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством Российской Федерации.
Некоторыми функциями и полномочиями обладают Министерство финансов, Министерство торговли, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Гохран.
1.2. Организация контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров
Законодательное определение экспорта товаров дано в ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации: «Экспорт товаров – таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию».
Перечень требования таможенного режима «экспорт товаров» установлен в ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, при этом указанный перечень не носит исчерпывающий характер, а диспозиция данной статьи носит не только описательный, но и бланкетный характер, так как: «экспорт товаров осуществляется при условии… выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства по таможенному делу».
Первым ведомственным документом, разработанным во исполнение Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” и Таможенного кодекса Российской Федерации в области валютного регулирования, стала “Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров”, утвержденная 12 октября 1993 г. Банком России (
· 19) и ГТК России (
· 01-20/10283).
Указанной Инструкцией установлена технологическая схема контроля, в которой, задействованы экспортер, обслуживающий его уполномоченный банк (им может быть любой орган, имеющий лицензию Банка России на проведение валютных операций), таможенные учреждения, оформляющие вывоз товаров, ГТК России, Банк России или его главное территориальное управление.
К актам законодательства по таможенному делу, устанавливающим требования, предъявляемые при экспорте товаров, относятся: Указ Президента Российской Федерации от 14.06.92
· 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», Указ Президента Российской Федерации от 30.12.91
· 335 «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году» и от 14.06.92
· 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 06.03.93
· 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», Инструкция от 12.10.93 Банка России
· 19 и ГТК России
· 01-20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» и ТК России.
Таким образом, законодательными актами Российской Федерации установлено не только требование об обязательном зачислении резидентами валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, но и конкретизировано это требование применительно к экспорту товаров.
В целях наиболее полной реализации данных положений ГТК России был издан ряд нормативных актов (в т.ч. Приказ ГТК России от 24.07.95
· 467), дающих разъяснения по применению действующих норм валютного и таможенного законодательства Российской Федерации и регламентирующих служебную деятельность должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по данному вопросу.
В частности в п.1 Приказа ГТК России от 24.07.95
· 467 предписано исходить из того, что «…обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, определенные Центральным банком Российской Федерации для валютных операций, связанных с движением капитала (если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации), является требованием таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации». При этом необходимо отметить, что Приказ ГТК России от 24.07.95
· 467 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.95
· 923, законность его издания и регистрации подтверждена Верховным Судом РФ (Решение от 17.10.97
· ГКПИ 97-375).
Данная норма нашла свое подтверждение и в Указе Президента Российской Федерации от 18.08.96
· 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (п.7): «При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки) в соответствии с таможенным режимом экспорта, исходить из того, что обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено настоящим Указом и иными актами законодательства Российской Федерации) является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации».
Валютно-экспортный контроль основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления валютной выручки (смотри Схему 1).