Анализ чистой прибыли и рентабельности

 Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты формирования
прибыли и рентабельности предприятия 5
Понятие прибыли, ее роль в формировании финансовых ресурсов
предприятия 5
1.2. Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия 10
1.3. Принципы формирования прибыли 14

Глава 2. Анализ чистой прибыли и рентабельности ООО «Эгест» 17
2. 1. Общая характеристика предприятия 17
2.2. Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли 24
2.3. Анализ факторов формирования чистой прибыли 27
2.4. Анализ распределения чистой прибыли 33

Глава 3. Резервы увеличения прибыли и рентабельности 35
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложения Введение

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия является составной частью финансового анализа, и его главная цель заключается в оценке финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности фирмы и экономической диагностике ее потенциала.
Современное составная экономики, выражающаяся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, то есть за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует взаимосвязь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что является следствием расстройства экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.
Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, собственность и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.
Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль
· основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.
Объектом исследования в данной курсовой работе является ООО «Эгест».
Целью представленной курсовой работы является исследование чистой прибыли предприятия и рентабельности.
Для достижения поставленной цели в работе были определены и раскрыты следующие задачи:
исследована прибыль и рентабельности как экономических понятий, их роль и принципы формирования на предприятии;
проведен анализ формирования прибыли на ООО «Эгест»;
разработаны предложения по увеличению прибыльности и рентабельности предприятия.
Вопросами формирования, рассмотрения методик финансового анализа, описанием зарубежных методик финансовой оценки и выработкой путей их адаптации применительно к российской экономике занимаются видные российские ученые: А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, М.С. Абрютина, И.Т. Балабанов, В.В. Ковалев, Н.Н. Тренев, Е. Стоянова.
При выполнении настоящей работы были использованы специальные литературно-справочные источники: финансовые справочники, учебники, Положения и инструкции Минфина и т.д., а также различные нормативные правовые акты, инструкции и таблицы, содержащие систему основных применяемых в данной работе аналитических показателей и коэффициентов.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты формирования прибыли и рентабельности предприятия
1.1 Понятие прибыли, ее роль в формировании финансовых ресурсов предприятия.

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики.
Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом, эксплуатация
· это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.
Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль
· это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль
· это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль
· это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами
· стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны
· большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.
В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объёма закупки того или иного товара и возможностей продажи партнёры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.
Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере торгового обращения, а также части прибавочного продукта созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорт и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заёмного капиталов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объёма поставок товаров, снижением покупательского спроса.
В упрощенном виде прибыль (( это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.
В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства
· предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли
· неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.
В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.
Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой – от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от ре-ализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продук-ции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.)
Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.
Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле
Пб = + Пр + Пи + Пв.о. , где
Пр
· прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,
Пи
· прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,
Пв.о.
· доходы (убытки) от внереализационных операций.
Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся : ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся : конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.
Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле
Пр = ( Цi
· Сi ) * Vi , где
Цi – отпускная цена единицы i-ой продукции,
Сi – себестоимость единицы i-ой продукции,
Vi – объем реализации i-ой продукции.
Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль.
С 01.01.02 вводится в действие 25 глава “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса РФ. Как положительное в главе 25 можно отметить то, что некоторые ранее спорные вопросы по отнесению расходов в уменьшение налоговой базы разрешены в пользу налогоплательщиков. Появились новые виды расходов, разрешенных к вычету (расходы на научно-исследовательские работы, на освоение месторождений). Но таких позитивных моментов в главе 25 Налогового кодекса, к сожалению, не очень много.
Положительное перечеркивается тем, что на конечном этапе рассмотрения главы 25 законодатели приняли решение создать систему налогового учета, оторванную от системы бухгалтерского учета. Это приведет, по мнению Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов, «к неразберихе и шквалу запросов. Норма статьи 313 о самостоятельной организации налогоплательщиком системы налогового учета не выдерживает никакой критики».
Налоговый кодекс не содержит указаний на конкретную методику налогового учета. Налогоплательщик должен сам решить, как вести учет
· по принципу двойной записи (в этом случае надлежит разработать рабочий план счетов с проводками) или по принципу “приход-расход” (по аналогии с предприятиями, перешедшими на упрощенный учет).
Поскольку налогооблагаемая прибыль будет считаться на основе данных не бухгалтерского учета, а “иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению” (то есть на основе налогового учета), законодателям пришлось вносить в НК РФ свои собственные (налоговые) определения “доход” и “расход”, предлагать свои методы амортизации, списания товаров и ведения аналитического учета расходов. Малые предприятия в данных условиях оказываются перед дилеммой
· вести бухгалтерский учет и параллельно налоговый, или же только налоговый, забыв о бухгалтерском учете.
Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и раз-личные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый
· это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, пос-лепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.