Анализ финансовых результатов

Содержание

Введение 3
Экономическая сущность финансовых результатов 4
Экономическое содержание прибыли 4
Экономическая сущность рентабельности 10
Организация анализа финансовых результатов деятельности
предприятия 11
2.1. Показатели финансовых результатов предприятия 11
2.2. Анализ рентабельности предприятия 13
Заключение 16
Список литературы 17

Введение

В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильности положения предприятия служат положительные финансовые результаты его деятельности. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования, обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.
Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятие, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.
При выполнении настоящей работы были использованы специальные литературно-справочные источники: финансовые справочники, учебники, Положения и инструкции Минфина и т.д., а также различные нормативные правовые акты, инструкции и таблицы, содержащие систему основных применяемых в данной работе аналитических показателей и коэффициентов.
1. Экономическая сущность финансовых результатов
Экономическое содержание прибыли

Финансовые ресурсы – это денежные средства (собственные и привлеченные) хозяйственных субъектов, находящихся в их распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат для производства.
На вновь создаваемых предприятиях независимо от организационно – правовой формы финансовым источником является уставной фонд, т.е. сумма вкладов учредителей, в том числе иностранных, в виде основного и оборотного капитала, зафиксированная в соответствующих юридических документах. К вкладам в уставной капитал относятся также имущественные права учредителей на пользование землей, интеллектуальной собственностью, природными ресурсами, патентами, лицензиями, торговыми марками и прочими вложениями нематериальной форме. Помимо денежных средств, в процессе производства могут быть инвестированы финансовые ресурсы отрасли, банковский кредит, бюджетные средства и т.д.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия (организации), когда образуется уставной фонд. Его источниками в зависимости рот организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы, отраслевые финансовые ресурсы (в условиях функционирования ведомственно-отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства.
На действующих предприятиях в условиях рыночной экономики важнейшими источниками формирования финансовых ресурсов является прибыль от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг, амортизационные отчисления, поступления, мобилизуемые на финансовом рынке (продажа акций, облигаций и др. ценных бумаг), дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, венчурный капитал (рисковые инвестиции, производимые в новых сферах деятельности, связанные с большим риском, в расчете на быструю окупаемость вложенных средств), краткосрочные и долгосрочные кредиты, займы, доходы от продажи имущества, бюджетные ассигнования, страховые возмещения и т.д.
Прибыль – экономическая категория, комплексно отражающая хозяйственную деятельность предприятия в форме денежных накоплений. Прибыль, характеризующая конечные результаты торгово-производственного процесса, является основным показателем финансового состояния предприятия.
В первую очередь рассмотрим какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики:
– прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности;
– прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом;
– прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности;
– прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие;
– прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия;
– прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества;
– прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства.
Рассчитываются следующие показатели прибыли: прибыль балансовая, прибыль о реализации продукции (работ, услуг), валовая и частная прибыль.
Прибыль балансовая – это общая прибыль предприятия, то есть финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества хозяйствующих субъектов, а также доходы за вычетом убытков от внереализационных операций.
Балансовая прибыль вычисляется по формуле:
ПБ = Прп + Упр + Сальдо ВНО, где
Прп
· результат от реализации товаров (работ, услуг);
Ппр – прибыль от прочей реализации и финансовых операций;
Упр
· убытки от прочей реализации и финансовых операций;
Сальдо ВНО – результаты (доходы и расходы) от прочих внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции является основной частью балансовой прибыли, она рассчитывается как разность между выручкой от ее продажи (за вычетом налога на добавленную стоимость, акциз) и затратами на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции.
Переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема производства и сбыта продукции (сырье, материалы, электроэнергия на производство продукции, заработная плата производственных рабочих). Эти расходы легко поддаются стандартизации и нормированию.
Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства и сбыта продукции, а обуславливается условиями их организации и продолжительностью отчетного периода, по истечении которого определяются финансовые результаты. Как затраты, не подлежащие прямому учету рассматриваются: амортизационные отчисления, оклады, которые нельзя отнести непосредственно к конкретным видам продукции, налоги, взносы, пошлины, включаемые в себестоимость продукции и другие общехозяйственные затраты.
Прибыль (убыток) от прочей реализации и финансовых операций включает финансовый результат по операциям, связанным с движением имущества организации (основных средств, запасов, денежных средств, ценных бумаг и т.п.). К ним, в частности, относятся: реализация основных средств и прочего имущества, списание основных средств с баланса по причине материального износа, сдачи имущества в аренду, содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных запасов (договоров), прекращение производства не давшего продукцию. Кроме того, в составе операционных доходов и расходов отражаются результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производимой в соответствии с действующими порядками, расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг, а также сумма причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Чистая прибыль фирмы определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, налога на экспорт и импорт (рис.1).
Word.Picture.8

Рис. 1. Модель формирования чистой прибыли коммерческих организаций
Теоретической базой анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, модель, которая отражает единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения (см. рис.1).
1-я операция. Определение брутто-прибыли от реализации продукции.
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в отпускных ценах предприятий (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и затратами, включаемыми в производственную себестоимость. 2-я операция. Определение прибыли от реализации продукции. Она определяется вычитанием из валовой (брутто-прибыли) текущих коммерческих и управленческих расходов, приходящихся на реализованную продукцию.
3-я операция. Определение результата от основной и финансовой деятельности. Прибыль от основной и финансовой деятельности есть сумма результатов от реализации продукции и от финансовой деятельности.
4-я операция. Определение балансовой прибыли отчетного периода. Эта прибыль есть алгебраическая сумма прибылей от основной и финансовой деятельности и результата прочих внереализационных доходов и расходов.
5-я операция. чистой прибыли (остающейся в распоряжении предприятия). Чистая прибыль определяется вычитанием из балансовой прибыли величины налогов.
6-я операция. Определение нераспределенной прибыли, включаемой в бухгалтерский баланс. Такая прибыль определяется вычитанием из чистой прибыли средств, использованных в отчетном периоде.
Функции прибыли
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношении выполняет ряд важнейших функций.
Во-первых, прибыль является показателем эффективности деятельности фирмы.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.
Прибыль является основным источником прироста собственного капитала.
В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджета в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.
Распределение и использование прибыли
Деятельность предприятий на началах коммерческого расчета приводят к тому, что прибыль выступает не только в качестве главного результата финансово-хозяйственной деятельности, но и источником финансирования как самого предприятия, так и общества в целом. Распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях (см. рис.2)
Word.Picture.8
Рис. 2. Направления распределения прибыли
Главное требование при распределении прибыли сводится к тому, чтобы в системе распределения органически сочетались интересы субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обусловливает основные принципы распределения прибыли, которые заключаются в следующем (рис.3 ):
первоначальное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства) (блок 2);
создание резервного (страхового) фонда (блок 4);
максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного воспроизводства(блок 5);
направление прибыли на социально-культурную сферу (блок 6);
использование прибыли на материальное стимулирование работающих (блок7).
Word.Picture.8
Рис. 3. Схема использования прибыли фирмы
В рыночной системе фирма сама определяет куда, в каких размерах и в какие сроки направлять полученную прибыль. Законом РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности” установлено, что каждый субъект хозяйствования имеет право самостоятельно распоряжаться прибылью в соответствии с законодательством России, заключенными договорами и уставом предприятия. Единственное, чем государство регламентирует действия предприятия – это налоги с сопутствующими им льготами и санкциями.
Чистая прибыль предприятия определяется как разность между скорректированной балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. Из этой прибыли также уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции. И только после выплаты дивидендов чистая прибыль подлежит дальнейшему распределению.

Экономическая сущность рентабельности

Рентабельность характеризует результативность деятельности фирмы. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Существует система показателей рентабельности.
Выдаются показатели, используемые для оценки эффективности применяемых в производстве авансированных ресурсов и текущих затрат, и показатели, на основе которых определяются доходность и эффективность использования имущества фирмы.

Организация анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Показатели финансовых результатов предприятия

Эффективность производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности фирмы отражает показатель балансовой (общей) рентабельности; эффективность использования текущих затрат живого и прошлого труда характеризует рентабельность продукции. Все большее применение находит показатель рентабельности продаж.
Общая (балансовая) рентабельность (Р) определяется как отношение суммы балансовой прибыли к средней за период стоимости капитала производственного назначения:
Пб
Р = ———————– х100%, где
ОФ+ОС
Пб – балансовая прибыль, руб.; ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.; ОС – среднегодовая величина оборотных средств, руб.
В практике финансового анализа вычисляют:
Рентабельность суммарного капитала (совокупность активов) (РА):
ПЧ
РА = —————– х 100 %, где
А
Пч – чистая прибыль, руб.; А – сумма активов, руб. В сумму активов входит стоимость средств, которыми владеет предприятие.
Рентабельность текущих активов (РТА):
ПЧ
РТА = —————– х 100 %, где
ТА
ТА – средняя величина текущих активов, руб.
Сумма текущих активов состоит из средств, предназначенных для краткосрочного использования и обращения в денежную наличность в течение хозяйственного цикла, не превышающего один год.
Рентабельность реализованной продукции (Ррп).
Существуют различные методы этого показателя. Для характеристики эффективности текущих затрат живого и прошлого труда рентабельность реализованной продукции определяется по формуле:
ПР
РРП =———————– х 100 %, где
Ср
Пр – прибыль от реализации продукции, руб.;
Ср – полная себестоимость реализованной продукции, руб.
Рентабельность продаж определяется по формуле:
ПР
РП = —————- х 100 %, где
ВР
ВР – выручка от реализации продукции, руб.
В зависимости от конкретных задач анализа могут быть вычеслены показатели рентабельности основного капитала, собственного капитала, рентабельности акционерного капитала, рентабельности инвестиций и др.
Важным показателем в инвестиционном анализе является рентабельность акционерного (собственного) капитала (РАК):
ПЧ
РАК = ——————- х 100 %, где
АК
АК – акционерный капитал.
Рентабельность акционерного капитала характеризует норму прибыли на вложенный в собственный капитал.