Анализ производства и реализации готовой продукции

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты анализа производства и реализации
продукции 4
1.1 Готовая продукция, понятие, оценка и учет поступления 4
1.2 Оценка отгруженной продукции 7
1.3 . Анализ резервов увеличения объемов выпуска и реализации
продукции 9
2. Анализ производства и реализации продукции на предприятии 12
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 12
2.2 Показатели производства и реализации продукции, методика их
расчета 21
2.3 Факторы формирования выручки от реализации продукции. Система цен на продукцию 24
2.4 Анализ влияния на объем продукции использования производственных ресурсов 27
2.5 Анализ влияния объема производства на увеличение прибыли 30
3. Совершенствование вопросов формирования готовой продукции и эффективной реализации ее в современных условиях 33
3.1. Рекомендации и предложения по анализу предприятия 33
3.2. Готовая продукция с позиции формирования конечного результата деятельности предприятия 43
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Введение

Процесс производства – основополагающий в хозяйственной деятельности организации. По его характеру обычно определяются виды основной деятельности, содержание товарного знака и знаков обслуживания, название организации. Кроме того, уставный капитал формируется под условия, дающие возможность осуществлять процесс производства. Под влиянием этого процесса постоянно находится финансовый результат от хозяйственной деятельности организации – прибыль или убытки. Поэтому любой предприниматель старается умело управлять процессом производства, т.е. затратами, объемом выпуска продукции, ее конкурентоспособностью, качеством и т.п.
Основной целью работы является изучение методики проведения анализа выпуска и реализации готовой продукции.
Согласно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
определения понятия готовой продукции, ее номенклатуры и оценки;
анализ документооборота движения готовой продукции;
анализ формирования выручки от реализации готовой продукции;
анализ влияния на объема продукции использования производственных резервов;
анализ влияния объема производства на величину прибыли;
определения путей совершенствования анализа готовой продукции.
Объектом исследований данной работы является производственное объединение ОАО “МАЗ”.
1. Теоретические аспекты анализа производства и реализации продукции
Готовая продукция, понятие и оценка
Готовая продукция
· это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.
Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.
Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.
Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции. Например, количество выработанной каустической соды выражается в тоннах условного веса, консервов
· в условных банках и т.д.
Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами.
Большое значение для правильной организации учета движения готовой продукции имеет разработка ее номенклатуры – перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данной организацией. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт). Номенклатурный номер может иметь разное количество цифр.
Номенклатурой пользуются следующие службы организации:
диспетчерская – для контроля за выполнением графика выпуска изделий;
цехи – для контроля за ассортиментом выпуска и для выписки накладных при сдаче готовых изделий на склад;
отдел маркетинга – для контроля за возможностью выполнения договорных поставок;
бухгалтерия – для аналитического учета и составления сводок и отчетов.
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем или пользователем активов организации.
Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование аналогичных активов.
При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности. Это означает, что с 1 января 2001 г. сумма процентов за коммерческий кредит должна отражаться в составе выручки от продажи продукции (работ, услуг) и проценты за коммерческий кредит будут включаться в оборот, облагаемый налогом на пользователей автомобильных дорог и налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости ценностей, полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей’.
При невозможности установить стоимость ценностей, полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции, переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость этой продукции устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции.
В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией, стоимость которого устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) (за оплату наличными денежными средствами; в зависимости от исполнения конкретного срока платежа; за приобретение определенного количества товара и др.).
Следует отметить, что момент возникновения права на скидку или накидку часто не совпадает с моментом отгрузки продукции и нередко эти моменты приходятся на разные отчетные периоды. Это обстоятельство порождает ряд проблем в учете скидок и накидок. В международной практике данная проблема решается с помощью создания резерва на покрытие возврата товаров и скидок, что позволяет корректировать сумму выручки, чтобы не исказить чистую прибыль. Российским законодательством возможность создания такого резерва пока не предусмотрена.
Величина выручки определяется также с учетом суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (в условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленного по официальному или иному курсу.
1.2 Оценка отгруженной продукции
В соответствии с Планом счетов сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания. Критерии признания выручки определены в пункте 12 названного ПБУ:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в случае когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Для признания в бухгалтерском учете выручки от предоставления за плату во временное пользование своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций, должны быть одновременно соблюдены три условия, определенные в пунктах а, б и в.
Необходимо отметить, что в отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные пунктом 12 ПБУ 9/99.
В зависимости принятого на предприятии решения, которое оговаривается в учетной политики, предприятие может вести учет реализации либо по «методу начисления», т.е. на момент перехода прав собственности на продукцию, товар, работы, услуги, либо по «кассовому методу», т.е. на момент поступления оплаты от покупателей и заказчиков (малые предприятия).
Организации для учета факта реализации по моменту отгрузки могут организовать аналитический учет реализации (в объеме отгруженной продукции) в отдельной ведомости
· 16/1 «Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке», которая заменяет раздел II ведомости
· 16 .
Для анализа результатов планирования в ведомости
· 16/1 может рассчитываться и плановая себестоимость реализации и плановая прибыль.
Следует отметить, что в указанном регистре ведется и аналитический учет прочей реализации: основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей и прочих активов.
Документальное оформление их носит тот же характер, т.е. на основании накладных выписываются платежные (расчетные) документы с указанием договорной цены и отпускной стоимости.
При журнально-ордердой форме учета аналитический учет по счету 44 организуется в ведомости
· 15 по статьям расходов; обороты по дебету счета 44 отражаются в журналах-ордерах
· 1, 2, 7, 10/1, а обороты по кредиту – в журнале-ордере
·11.
Сумма прибыли определяется исходя из реализованной продукции по продажным ценам минус фактическая себестоимость реализованной продукции, минус сумма НДС, минус сумма коммерческих расходов.
1.3. Анализ резервов увеличения объемов выпуска и реализации продукции

В условиях рыночных отношений, самостоятельности, ответственности предприятий за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентация в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Предприятие нуждается в выработке внутренней финансовой стратегии, основной задачей которой является укрепление и оздоровление финансового состояния предприятия, выработка конкретных управленческих решений по достижению финансовой устойчивости.
Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на рис. 1.

Рис 1. Сумма источников резервов увеличения объемов выпуска и реализации продукции
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
Р(ВП кр = Р(КР х ГВф, (1)
Р(ВПфрв = Р(ФРВ х ЧВф, (2)
Р(ВПчв = Р(ЧВ х ФРВв, (3)
где Р(ВП кр, Р(ВПфрв, Р(ВПчв
· резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки; Р( КР
· резерв увеличения количества рабочих мест; Р( ФРВ
· резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; Р( ЧВ
· резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; ФРВв
· возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов роста; ГВф
· годовая фактическая выработка.
Рассчитаем резервы увеличения выпуска продукции по МЦ
· 5, среднесписочная численность которого составляет 395 человек.
Предполагаемое увеличение количества рабочих мест составит 140 человек, фактическая годовая выработка составила 551 шт.
Р( ВПкр = 140 х 551 = 77140 шт.
Р( ВПфрв = 1120 х 0,119 = 134 шт.
Р( ВПчв = 0,3 х 7440 = 2232 шт.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р(К), времени его работы (Р(Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р(ЧВ) рассчитываются по формуле:
Р( ВПк = Р( К х ГВф = 12 х 551 = 6612 (4)
Р( ВПт = Р( Т х ЧВф = 864 х 0,119 = 103 (5)
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
1) дополнительное количество материала делится на норму его расхода на единицу продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:
Р( ВП = ((Р( Мj / HPjiпл х Цiпл) (6)
2) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:
Р( ВП = ((Р(ОТХj / HPjiпл х Цiпл); (7)
3) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножаются на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
Р( ВП = ((Р(НРji х VВПiпл/ HPjiпл х Цiпл); (8)
В заключение анализа обобщим выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.
2. Анализ производства и реализации продукции на предприятии
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

В 1951 году было принято решение о строительстве, а осенью 1953 года на юго-восточной окраине столице началось строительство Московского завода тракторных запасных частей, который должен был выпускать детали для тяжелых гусеничных машин.
В октябре 1956 года изготовлена первая партия продукции
· крышка катка для трактора С-80. Эта дата считается датой основания завода.
Московский агрегатный завод был создан для производства запасных частей к ходовым системам гусеничной техники и в октябре1956 года изготовил первую партию продукции. В 1964 году на предприятии проведена первая плавка стали. 23 декабря 1980 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.