Анализ розничного товарооборота

Содержание
“” Введение
ГЛАВА “” .Задачи основные направления динамики товарооборота в переходной экономике
“” .1.Виды и особенности функционирования торговых предприятий
“” .2.Организационно-правовые формы и виды торговых предприятий
“” .3.Состав товарооборота розничной торговли
ГЛАВА “” . Анализ динамики товарооборота и торгового предприятия
“” .1.Экономико-организационная характеристика торгового предприятия
“” .2.Анализ оборота по общему объему динамика оборота сопоставимые и фактические цены.
“” .3.Анализ по товарным группам.
“” .4.Анализ товарных запасов.
“” .5.Анализ поступления товаров
“” 3. Основные направления развития товарооборота в условиях конкуренции.
“” .1.Совершенствование структуры товарооборота.
“” .2.Расширение и применение рекламы
“” .3. Предложения по изменению ценовой политики.
3.4.Предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема. 77
“” Заключение.
“” Список литературы.

Введение
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.
Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой
· требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли.
В общем плане под предприятием поднимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Розничная торговля
· необходимое звено рыночной инфраструктуры любого государства .
Розничный товарооборот отражает различные стороны социально-экономических отношений в стране и является сложной экономической категорией и важным синтетическим (обобщающим) показателем. Он представляет собой объем продажи товаров населению через все каналы реализации. Его величина на уровне страны и регионов складывается из объема реализации розничных торговых предприятий1 и объема продажи товаров населению на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (данные получают путем выборочных статистических обследований). В каждом статистическом сборнике данные о розничном товарообороте приводятся с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Продажа непродовольственных товаров (ранее относимая к розничному товарообороту) юридическим лицам по безналичному расчету для их собственных нужд считается оптовой продажей.
Данные о розничном товарообороте представляют как организации розничной торговли, так и организации других отраслей экономики, если они осуществляют продажу населению приобретенных на стороне потребительских товаров или потребительских товаров собственного производства через торговые заведения, находящиеся на их балансе или с оплатой через свою кассу.
Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, т. е. фактических продажных ценах, включая НДС и акцизы.
Величина розничного товарооборота в целом по внутренней торговле используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны, при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Розничный товарооборот в значительной степени влияет на денежной оборот, определяет бюджетные поступления и находит отражение во многих других макроэкономических показателях.
По темпам роста розничного товарооборота и изменениям его структуры судят об изменениях в уровне жизни населения. Розничный товарооборот представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономики: соотношения темпов роста производства средств производства и предметов потребления, распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и т. п.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является торговое предприятие (универсам) АОЗТ «Аракес» .
Целью работы является анализ розничного товарооборота и разработка предложений по его развитию .
ГЛАВА 1. Задачи основные направления динамики товарооборота в переходной экономике .
Виды и особенности функционирования торговых предприятий
Максимальное использование рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность предприятий в осуществлении торгово-производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерна прежде всего для отраслей, предприятия которых удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах, а именно для торговли и общественного питания.
Суть этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарообменные операции. В широком смысле слова под товарами и услугами могут пониматься здания, сооружения, помещения, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.д.), валюта, ценные бумаги и любые другие товары и услуги, за которые потребитель готов заплатить деньги. Но, для того чтобы реализовать товар, необходимо его наличие, и, по существу, не имеет принципиального значения, организует предприниматель производство товаров или выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, как в торговой сфере.
Важно исходить из положения, что цена реализации товара должна быть выше закупочной цены, и разница должна быть достаточной не только для возмещения затрат по организации продажи и выполнению обязательств перед государством, но и приносить определенный доход предпринимателю. Следовательно, главное, что отличает предпринимательскую коммерческую деятельность от других сфер деятельности,
· это стремление к получению прибыли, и основные результаты деятельности торгового предприятия определяются ее величиной.
Вместе с тем следует учитывать, что коммерческая деятельность торговых предприятий имеет ряд характерных особенностей:
ассортимент товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта;
предприятия организационно и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить;
предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменения рыночной ситуации;
спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;
наряду с реализацией товаров предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей.
Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют и разнообразным потребностям.
Специфика торговых предприятий в максимальной степени раскрывается через отраслевой аспект их деятельности.
Торговое предприятие имеет четко выраженное целевое назначение и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур. Под материально-вещественной структурой понимается общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования.
Торгово-технологическая структура определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимосвязи торговых, складских, производственных и вспомогательных помещений.
Организационно-экономическая структура характеризуется хозяйственной обособленностью предприятия, наделением его юридическими правами и ответственностью за свою деятельность, единой системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования торговой деятельности.
Экономическая сущность торговых предприятий обусловлена выполняемыми функциями, характерными для всех хозяйствующих субъектов отрасли.
Основной функцией торговли являема реализация товаров. Эту функцию в соответствии с классической экономической теорией можно рассматривать в двух аспектах:
1) реализация потребительной стоимости, т.е. доведение конкретного товара от производителя до потребителя путем примененния таких технологических операций, как транспортировка, прием товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка товаров и т.д.;
2) реализация стоимости товара, в результате чего конкретный товар получает общественное признание. В момент купли-продажи (Д
·Т), т.е. выполнения расчетных операций, происходит смена форм стоимости и форм собственности: товарная форма стоимости обменивается на денежную, а товар, находящийся в государственной или иной собственности, переходит в личную собственность потребителя.
В ходе своей деятельности предприятие торговли выполняет и другие функции, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям, которые часто называют дополнительными, относятся изучение покупательского спроса на товары, формирование ассортимента товаров, реклама товаров и услуг, оказание помощи покупателям в выборе товаров, размещение и выкладка их в торговом зале, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров на дом покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже, и т.д.
Объем и характер выполняемых предприятием функций зависит от его хозяйственной самостоятельности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.
Осуществляя свои функции, торговые предприятия обеспечивают:
а) развитие производства
· путем организации коммерческой работы по заключению договоров, контрактов, заказов на производство и поставку товаров и т.д., тем самым стимулируя процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
б) денежное распределение
· путем развития финансово-кредитной системы, установления уровня и соотношения цен на товары на основе поддержания баланса между спросом и предложением;
в) личное потребление
· посредством удовлетворения потребностей населения путем применения различных форм и методов торгового обслуживания, эффективной направленности рекламных, маркетинговых мероприятий.

Организационно-правовые формы и виды торговых предприятий

Действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, масштабов, профиля деятельности. Однако при всем многообразии торговых предприятий они могут подразделяться на упорядоченные группы в зависимости от выбранных классификационных критериев.
Ценность классификации заключается в систематизации знаний о торговых предприятиях, без чего невозможно ни дальнейшее развитие, ни практическое применение этих знаний. Значение классификации состоит в следующем:

· она позволяет определить место каждого предприятия и его цели в общей системе торговой отрасли;

· дает возможность систематизировать и распределять предприятия по родственным признакам;

· позволяет правильно оценить и сравнить эффективность деятельности предприятий;

· ориентирует покупателей по объему и качеству реализуемых товаров и предоставляемых услуг;

· дает представление об организационно-правовом положении предприятия, характере и масштабах его деятельности.
Все торговые предприятия можно классифицировать по следующим признакам:
а) с позиции гражданско-правовых норм, принятых государством для регулирования деятельности всех субъектов предпринимательства, т.е. правового положения предприятия;
б) с позиции количественных критериев;
в) с отраслевых позиций, т.е. по виду и характеру торгово-хозяйственной деятельности.
Все предприятия торговли независимо от выполняемых функций являются юридическими лицами, их правовое положение подлежит законодательному регулированию. С позиции правового положения торговые предприятия классифицируются исходя из таких критериев, как цель деятельности, форма права собственности, состав учредителей, характер прав участников, объем вещных прав предприятия, личное или имущественное участие учредителей, порядок образования, состав учредительных документов.
Цель деятельности. Коммерческие и некоммерческие предприятия подразделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли и ее распределение между участниками либо иные цели, не связанные с предпринимательством. Торговые предприятия в основном являются коммерческими, за исключением тех, которые выполняют социальный заказ государства и дотируются им (например, школьные столовые).
Формы права собственности. Этот вопрос имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к каким форме и виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяются возможности, которыми в отношении указанного имущества располагает его собственник.
Право собственности рассматривается как система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащим ему имуществом (вещью) по своему усмотрению и в своих интересах.
Имущество, относящееся к государственной и муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны.
Классификация форм, видов и подвидов права собственности может осуществляться по самым различным основаниям. Но какую бы классификацию мы ни применяли, она призвана обеспечить познание сущности подлежащих изучению явлений. Так, в зависимости от формы собственности, лежащей в основе создания юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (включая муниципальные) относятся все унитарные предприятия.
В составе собственности юридических лиц как вида частной собственности различают собственность хозяйственных обществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов и т.п.
Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица должны преследовать общегосударственные и социальные интересы общества (организовать питание в школах, детских садах, больницах и т.д.), чем и обусловливается специфика их государственно-правового регулирования.
Состав учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделить предприятия, учредителями которых выступают только юридические лица (союзы и ассоциации торговых предприятий), только государство (муниципальные предприятия) или любые юридические и физические лица (хозяйственные товарищества и общества).
Характер прав участников.