Анализ себестоимости продукции

Содержание
“” .Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции
“” .1.Сущность себестоимости как объекта анализа.
“” .2.Задачи анализа себестоимости и источники информации.
2. Анализ себестоимости продукции ФГУП “НПП Исток” 8
“” .1. Характеристика производственной деятельности анализируемого предприятия
2.2 “” .Анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям
“” .3.Анализ затрат на рубль товарной продукции.
“” .4.Анализ путей снижения себестоимости продукции предприятия
“” Заключение 30
“” Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Большое значение для правильной организации любого предприятия является анализ отдельных участков его производственно
· хозяйственной деятельности .
Целью моей курсовой работы является изучение методики анализа себестоимости на конкретном примере предприятия и путей его снижения .
Основной задачей является выполнение анализа производственно
· хозяйственной деятельности ФГУП «НПП Исток» и , в частности анализа себестоимости его продукции с выявлением причин отклонений от плановых показателей текущего периода , от показателей в предыдущем году .
Курсовая работа базируется на примере конкретного промышленного предприятия – ФГУП «НПП Исток» .
Информационной базой анализа себестоимости продукции является отчетность и технико
· экономические показатели деятельности ФГУП «НПП Исток» .

Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции
Сущность себестоимости как объекта анализа.
В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.
Себестоимость продукции
· это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.
Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции
· четкое определение состава производственных затрат. В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Законе РФ
·О налоге на прибыль предприятий и организаций
· и конкретизированы в Положении о составе затрат. Кроме того, на основе данного Положения министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др.
Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Кроме того, в практике планирования, учета, калькулирования и анализа различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат (прямых и косвенных) всех цехов не ее изготовление. Производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (т.е. расходов, связанных с реализацией продукции покупателям).

Задачи анализа себестоимости и источники информации.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:
объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;
Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ хозяйственной деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации.
Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).

Анализ себестоимости продукции ФГУП «НПП Исток» 2.1.Характеристика производственной деятельности анализируемого предприятия .
В основе производства ФГУП «НПП Исток» лежит процесс дробления мраморной крошки различных фракций и переработка его до более мелкой фракции, т.е. из щебня получаются гранулы диаметром от 20 до 1 мм и более мелкие фракции, которые относятся уже к классу мраморной муки.
Далее в соответствии с технологическими регламентами часть переработанной мраморной крошки продается на сторону, а часть направляется в производство сантехнических изделий из полимербетона. Таким образом, технологический процесс производства в ФГУП «НПП Исток» можно разделить на две стадии:

Таким образом, ФГУП «НПП Исток» специализируется на производстве:
А) мраморной крошки и муки различных фракций;
Б) производсте сантехнических изделий, таких как:
ванные;
компакты;
раковины;
аксессуары для ванной комнаты и душевых;
купалы;
плинтуса;
стеновые панели;
подоконные доски;
раковины-тюльпаны и т.д.
Мраморная крошка, которую «Исток» продает на сторону другим организациям используется для производства чистящихся средств, зубных паст, строительных отделочных материалов и т.д.
В собственном производстве «Исток» использует смесь мраморной муки и мраморной крошки для производства полимербетона, который получается при смешивании мраморной крошки, синтетических смол и цветовых наполнителей.
Использование различных цветовых сочетаний позволяет добиваться схожести сантехнических изделий по внешнему виду с настоящим мрамором. Преимуществами данного материала ( полимербетона) является особая прочность материала, прекрасный внешний вид и высокая теплопроводность материала.
В основе технологического процесса лежит вполне уникальная технология переработки мрамора с помощью технологического комплекса из системы мельниц, сушильных камер и т.д., которое было в 1987 году приобретено в Германии и установлено немецкими специалистами.
В настоящее время этот производственный комплекс находится в отличном состоянии и не нуждается в ремонте, представляя собой основной технологический комплекс из состава активных основных фондов.
Свою продукцию ФГУП «НПП Исток» продает в Центральной России. Самые крупные покупатели переработанной мраморной крошки и мраморной муки находятся в Москве ( оптовые склады) и Санкт-Петербурге («Невская косметика» производство чистящих средств и зубных паст»), а также Нижнем Новгороде.
Сантехнические изделия ориентированны на Тверской рынок и частично Московский, также есть постоянные покупатели из Сургута и Тюмени, которые покупают продукцию ФГУП «НПП Исток» небольшими партиями раз в квартал.
С точки зрения управления ФГУП «НПП Исток» как социально-технической системой, необходимо отметить, что структура управления линейно-функциональная и несложна сама по себе и небольшой штат предприятия не вызывает сложности в управлении этой системой, что выражается в небольшом штате управляющего персонала.
ФГУП «НПП Исток» постоянно участвует в выставках как в Твери, так и в Москве, а находясь в прошлом в составе строительного объединения «Тверьгражданстрой» ФГУП «НПП Исток» унаследовало хорошую деловую репутацию и имидж, поэтому часть клиентской базы сохранилась и по сей день. Однако в настоящий момент на поддержание имиджа компании не хватает средств и ее известность постепенно угасает.
Специфика деятельности ФГУП « НПП Исток» в том, что в выручке основную долю составляет переработка мраморной крошки, которая затем поставляется крупным оптовым потребителям и их количество невелико 7
· 8 компаний и с ними налажены тесные и твердые связи. Поэтому открытой рекламы как таковой о деятельности ФГУП «НПП Исток» нет и она не нужна предприятию. В части производства и реализации сантехнической продукции можно отметить тоже самое.
Организационная структура ФГУП «НПП Исток» . Организационная структура ФГУП «НПП Исток» является линейно-функциональной (смешанной). Все функциональные подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Линейный руководитель устанавливает масштаб задач, исполнителей и сроки их исполнения. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления (функциональные подразделения). Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.
Схема взаимодействия между структурными подразделениями общества представлена на рис. :
Word.Picture.8

Рис. Схема организационной структуры ФГУП «НПП Исток»

Высшее руководство ФГУП «НПП Исток» осуществляется Советом директоров, в который входят учредители фирмы (учредители являются работниками предприятия). В функции Совета директоров входят: выработка генеральной стратегии и развития деятельности фирмы.
Непосредственно Совету директоров подчиняется руководитель предприятия (генеральный директор). При назначении руководителя на должность с ним заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения и возможного освобождения от должности с учетом определенных гарантий.
Главной задачей генерального директора является общее руководство предприятием, используя экономические и административные методы руководства. Правильно организовать и следить за выполнением планов хозяйственно-финансовой деятельности общества. Кроме того, в функции генерального директора входят: представительство фирмы во всех учреждениях и организациях; распоряжение имуществом предприятия, в том числе и денежными средствами; совершение от имени общества различных сделок и других юридических актов; заключение договоров с поставщиками и заказчиками продукции; обеспечение выполнения предприятием заказов, согласно установленным количественным и качественным показателям, обязательств перед поставщиками, заказчиками и банками; издание приказов по предприятию; в соответствии с трудовым законодательством прием и увольнение работников, применение мер поощрения и наложение взысканий на работников предприятия.
Секретариат состоит из одного человека, который занимается делопроизводством общества.
Бухгалтерия предприятия состоит из двух человек: главного бухгалтера и бухгалтера. Главный бухгалтер: осуществляет контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия; составляет финансовую отчетность и предоставляет ее для проверки соответствующим службам. Бухгалтер осуществляет: учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами; сбор статистических данных и ведение статистического учета.
Маркетинговый отдел состоит из двух человек. Отдел занимается изучением конъюнктуры рынка, определением цен на продукцию, организацией сбыта продукции, рекламной деятельностью, анализирует деятельность конкурентов, принимает участие в формировании портфеля заказов.
Коммерческий директор заключает договора, согласуя их с заказчиками, а затем визирует их. Затем договора отправляются на подпись директору. Кроме того, в его функции входит финансовое планирование и контроль за финансами, разработка и реализация финансовой политики предприятия. Т.е. на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности, коммерческий директор определяет как распределить ресурсы фирмы, куда выгоднее вложить свои финансовые средства, определяет наиболее рентабельные виды продукции в общем объеме реализуемой продукции, определяет объемы поставок продукции.
Вспомогательные службы включают в себя отделы материально-технического снабжения и транспортный отделы.
Отдел материально-технического снабжения состоит из одного человека. В его функции входит обеспечение предприятия всеми необходимыми средствами для осуществления деятельности предприятия. Т.е. он осуществляет контроль за техническим состоянием предметов, оборудования, компьютерами и т.п., и приобретением необходимых материалов, запчастей для автотранспорта и т. д.
Транспортный отдел состоит из двух человек: шофер и экспедитор. В его функцию: входит транспортировка товара к местам назначения; заполнение документации при получении и отправлении продукции со склада, и в местах назначения; обеспечение правильной эксплуатации автотранспорта и его безопасной работы.
Склад предназначен для приема, хранения и отпуска продукции. В функции товароведа входит контроль за движением товаров на складе.
Торговые точки предприятия представлены тремя магазинами. В обязанности продавцов входит продажа товаров ФГУП «НПП Исток» , составление товарных и кассовых отчетов ежемесячно, проведение инвентаризации.
Причем, и это будет ниже проанализировано на мой взгляд имеется резерв повышения объема реализации сантехнической продукции за счет реализации продукции не на прямую покупателям, а через посредников и магазины и при проведении небольшой рекламной акции.
Проанализируем последовательно основные средства, оборотные средства и трудовые ресурсы предприятия на основе следующих данных, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Размер ФГУП «НПП Исток»
Показатель
01.01. 2000г.
01.01.
2001
Абсол. Измен.
%

1. Объем реализации тыс. руб.
198731
342106
143375
+72,14

2. Величина основных средств, тыс. руб.
97049
99130
2081
+2,14

3.Численность основного персонала, чел
143
148
5
+3,49

4. Себестоимость продукции, тыс. руб.
171370
276850
105480
+61,55

5. Прибыль / убыток, тыс. руб.