Договор транспортной экспедиции

Содержание

“” Введение
“” Глава 1. Правовая характеристика договора транспортной экспедиции
“” .1. Договор транспортной экспедиции как один из видов транспортных договоров
“” .2. Элементы договора транспортной экспедиции
· стороны договора, их права и обязанности
“” Глава 2. Анализ судебной практики по нарушениям условий договора транспортной экспедиции
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Юридические лица и граждане вступают с организациями железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта в многочисленные отношения, связанные с перевозкой грузов. Все эти отношения оформляются договорами перевозки, которые способствуют движению сданных к перевозке грузов от пункта отправления до пункта назначения. При перевозке грузов кроме собственно транспортировки необходимо выполнить целый ряд вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением груза: доставить груз в пункт отправления, сдать его органам транспорта и оформить эту сдачу перевозочными документами, а при прибытии груза в пункт назначения он должен быть принят от органов транспорта и доставлен к месту нахождения получателя груза. Как правило, когда такие перевозки представляют собой небольшой объем хозяйственной деятельности предприятий, эти операции выполняют сами отправители и получатели грузов. Однако в тех случаях, когда объем таких перевозок значителен, осуществление операций, связанных с доставкой грузов в пункты отправления и совершение других действий, поручается специальным организациям, которые по договорам с грузоотправителями, грузополучателями принимают на себя выполнение всех или части этих операций. Такие организации существуют и именуются экспедиционными, а заключаемые ими договоры именуются договорами экспедиции.
В договоре экспедиции участвуют экспедитор и клиент. Основная функция экспедитора заключается в том, что он обязуется за определенное вознаграждение выполнить операции, связанные со сдачей груза органам транспорта в целях его отправки и принятием груза от органов транспорта по его прибытии в пункт назначения.
Основные функции клиента заключаются в предоставлении груза, принятии его от экспедитора после его прибытия и уплате экспедитору соответствующего вознаграждения за оказанные услуги.
Таким образом, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя, грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Глава 1. Правовая характеристика договора транспортной экспедиции

1.1. Договор транспортной экспедиции как один из видов транспортных договоров

Зарождение транспортно-экспедиторского обслуживания связано с развитием мировой торговли и транспорта. Первой транспортно-экспедиторской организацией считается фирма
·Данзас
·, образовавшаяся в 1552 году в г. Базеле и являющаяся в настоящее время одной из крупнейших транспортно-экспедиторских фирм мира.
На раннем этапе развития экспедирования характерной чертой являлось постепенное выполнение перевозчиком всех функций и формальностей по отправке грузов, принадлежащих купцу. По мере развития международной торговли начинается постепенное отделение экспедиторских функций от перевозчика.
В дальнейшем экспедиторские организации получают все большее и большее распространение, и в конце XIX и начале ХХ в.в. конкурентная борьба между ними привела к образованию крупных экспедиторских фирм, укреплению их монополистических позиций на отдельных рынках.
В настоящее время вследствие огромного роста международного товарообмена роль экспедиторских фирм значительно возросла, экспедитор является основным посредником между продавцом и покупателем, определяющим наиболее подходящего перевозчика, кратчайший и наиболее выгодный путь перевозки.
В зависимости от сферы деятельности различают внутренних экспедиторов, занимающихся организацией перевозок грузов внутренней торговли, международных экспедиторов.
Существует четкое разграничение на внутренних и международных экспедиторов. Как правило, крупные экспедиторские организации занимаются в первую очередь международным экспедированием, более мелкие фирмы – вопросами внутренней торговли. Тем не менее не исключено участие мелких фирм в экспедировании внешнеторгового грузооборота.
С точки зрения вида транспорта, экспедирование разделяется на железнодорожное, морское, автомобильное, авиационное и речное экспедирование.
В связи с тем, что перевозка грузов связана, как правило, с их складированием, а ставки за хранение являются обычно довольно высокими, экспедиторские фирмы имеют в портах, на железнодорожных станциях и аэродромах свои или арендуемые складские помещения. Для обслуживания складов содержится штат рабочих. Склады необходимы экспедиторам также для комплектации сборных отправок, которые приносят им наибольшую прибыль. Сборные отправки загружаются на транспортные средства таким образом, чтобы их грузовместимость использовалась максимально, а грузы подбираются так, чтобы провозная плата за вагон или автомобиль в целом была минимальной. Например, такие крупные экспедиторские фирмы как
·Шенкер
· во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) или
·Данзас
· в Базеле (Швейцария) комплектуют и отправляют ежедневно большое количество сборных вагонов.
Обычно заказчик, передавая свой груз экспедитору, поручает ему произвести все операции, связанные с переотправкой до места потребления или момента передачи груза получателю.
В контракте на экспедирование груза участвует и так называемый
·фобовский
· экспедитор, который выступает по поручению поставщика, экспортирующего груз морским путем на условиях ФОБ. В его обязанности входит организация перевозки груза до борта судна, т.е. доставка груза от пункта отправления внутри страны до порта, хранение в порту, выполнение таможенных формальностей и т.д.
С точки зрения используемых видов транспорта, экспедирование можно разделить на простое, когда перевозка осуществляется каким-либо одним видом транспорта, и комбинированное, когда груз перевозится двумя или большим количеством видов транспорта.
Приведенное разделение транспортно-экспедиторских фирм является весьма условным, так как точных и четких общих критериев классификация экспедиторских фирм не существует.
В Гражданском кодексе РФ договору транспортной экспедиции посвящена глава 41 «Транспортная экспедиция», то есть законодатель особо выделяет данный вид договорных отношений.
В ст. 801 ГК РФ договор транспортной экспедиции определен как обязательство, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента
· грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой.
Из приведенного определения договора транспортной экспедиции можно сделать вывод, что это договор консенсуальный, взаимный и возмездный. Его консенсуальный характер заключается в том, что он признается заключенным в момент достижения соглашения между экспедитором и клиентом, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, а также расчеты между сторонами совершаются во исполнение уже возникшего обязательства. Взаимность этого договора обусловлена возложением прав и обязанностей на каждую из сторон договора: экспедитор за вознаграждение обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором условий, а клиент имеет право на такое обслуживание за счет оплаты услуг экспедитора. Возмездность договора экспедиции очевидна, т.к. из определения договора усматривается, что экспедитор принимает на себя выполнение определенных операций за соответствующее вознаграждение. Особенность отношений, возникающих у сторон при заключении договора транспортной экспедиции, заключается в том, что экспедитор должен иметь лицензию на право осуществления этой деятельности. Эта обязанность установлена ст. 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.
· 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, которая гласит, что «в целях обеспечения безопасности дорожного движения лицензированию подлежит транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц».
Таким образом, экспедитором может быть любое юридическое либо физическое лицо, получившее статус предпринимателя, имеющее лицензию на осуществление экспедиционной деятельности, которая выдается специальным органом, осуществляющим лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности. Такими органами являются:
на морском, внутренневодном и автомобильном транспорте – Министерство транспорта Российской Федерации;
на железнодорожном транспорте – Министерство путей сообщения.
В зависимости от вида транспортных услуг, существуют различные положения о правилах их лицензирования: Положение о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов и др.
Экспедиционные услуги подлежат обязательной сертификации. Объектами сертификации являются процессы предоставления услуг, оказываемых до приема и после выдачи груза, в пути следования при перевозке грузов на различных видах транспорта. Сертификации подлежат транспортно-экспедиторские услуги, к которым предъявляются требования обеспечения безопасности на транспорте, сохранности перевозимых грузов, охраны окружающей среды. Сопутствующие услуги, предоставляемые грузоотправителям, могут подвергаться добровольной сертификации.
Отказ экспедитора от обязательной сертификации экспедиционных услуг, отрицательный результат сертификационных услуг влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности.
Предмет договора транспортной экспедиции определяется обязательствами по организации и осуществлению перевозок.
Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно подразделить на:
основные, формирующие данный договор;
дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.
По смыслу ст. 801 ГК РФ основные условия договора транспортной экспедиции связаны с перевозкой груза. В их числе, прежде всего:
заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении;
оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку;
оплата провозных платежей;
заключение договоров перевозки, договоров фрахтования;
обеспечение отправки и получения груза и т.п.
К дополнительным услугам отнесены:
получение требующихся для экспорта и импорта документов;
выполнение в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом, таможенных и иных формальностей;
проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
хранение груза;
его получение в пункте назначения.
Экспедитор может также взять на себя маркировку груза, его затаривание, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.
Перечень экспедиторских услуг, содержащийся в ст. 801 ГК, не является исчерпывающим.
Определяя место транспортной экспедиции в системе гражданских договоров, необходимо учитывать следующее.
Во-первых, в рамках транспортной экспедиции могут выполняться обязательства различной направленности (возмездного оказания услуг, поручения и т.д.). Причем данный договор не предусматривает обязательств какой-либо иной направленности, нежели та, которая отличает тот или иной тип договора, выделенный в ГК по признаку направленности. Это дает основания для вывода о том, что договор транспортной экспедиции сформулирован законодателем не по самостоятельному признаку направленности, а по вторичному системному признаку, служащему основой для выработки нормативной базы, лишь уточняющей правовое регулирование того типа обязательства, которое в нем присутствует.
Поскольку направленность является основным системным признаком и квалификация любого договора должна начинаться с установления его направленности, следует отметить, что направленность договора транспортной экспедиции определяется направленностью того обязательства, которое выполняет экспедитор. Так, если экспедитор оказывает фактические услуги, транспортная экспедиция имеет направленность возмездного оказания услуг. Если экспедитор оказывает юридические услуги
· направленность договора поручения и т.д. Если в рамках одного договора транспортной экспедиции выполняются обязательства различной направленности, то, соответственно, этот договор имеет смешанную направленность.
Установление направленности конкретного договора транспортной экспедиции имеет нормообразующее значение. Направленность служит основой для применения к услуге, оказываемой в рамках транспортной экспедиции, родовых норм, отражающих направленность этой услуги. Например, если на экспедитора возложена обязанность по оказанию от своего имени юридических услуг, связанных с перевозкой, к таким правоотношениям должны применяться нормы института комиссии.
К сожалению, ГК не предусматривает возможности применения к транспортной экспедиции положений соответствующих договорных институтов, в то время как законодательная реализация данного системного принципа сделала бы регламентацию транспортной экспедиции более полной и четкой. В этом отношении Основы гражданского законодательства 1991 г., предусматривавшие в ст. 105 возможность применения к транспортной экспедиции норм о поручении и комиссии, в большей степени учитывали место транспортной экспедиции в системе гражданских договоров.
Транспортная экспедиция представляет собой «перевозочный» вид каждого из договорных типов, который ею конкретизируется. Например, если по договору транспортной экспедиции оказываются комиссионные услуги, то можно сказать, что он является «перевозочным» видом договора комиссии, и т.д. Поскольку институт транспортной экспедиции является специальным по отношению к содержащимся в нем основным обязательствам (поручению, комиссии и т.д.), нормы об этих обязательствах могут применяться к отношениям транспортной экспедиции лишь в части, не противоречащей ее специфике. В связи с этим значительный интерес представляет анализ того, какие правила об основных обязательствах, присутствующих в договоре транспортной экспедиции, могут применяться к ней, несмотря на ее особенности.
Во-вторых, отношения транспортной экспедиции имеют особенности, обусловившие специфическое правовое регулирование. Эти особенности выражаются в том, что услуги транспортной экспедиции непосредственно связаны с перевозкой. Именно связь с перевозочным процессом придает родовым обязательствам оказания фактических и юридических услуг специфический отпечаток.
Данный признак послужил основой для формирования унифицированных норм, применимых к «перевозочным» видам обязательств различной направленности. Эти унифицированные положения собраны в гл. 41 ГК.
Наиболее характерна в этом отношении ст. 803 ГК, предусматривающая, что ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, если экспедитор докажет, то нарушение экспедиторского обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки.
В то же время следует отметить, то перевозочная специфика оказывает более разнообразное влияние на регулирование фактических и юридических услуг, оказываемых по договору транспортной экспедиции. Оно не исчерпывается формированием унифицированных правовых норм. В частности, перевозочная специфика фактических услуг отличается от перевозочной специфики юридических услуг, а «перевозочное поручение» отличается от «перевозочной комиссии». Поэтому закон должен предусматривать, наряду с унифицированными нормами, также специальное регулирование, отражающее индивидуальную связь с перевозкой конкретного типа (вида) обязательства. Данные правила могли бы быть размещены в главах, посвященных этим обязательствам.
К сожалению, ГК не предусматривает такой регламентации. Влияние перевозочного фактора ограничено созданием унифицированных норм. Это свидетельствует о том, что связь конкретных фактических и юридических услуг с перевозкой является проблемой, заслуживающей углубленного анализа.
Пунктом 3 ст. 801 ГК РФ определение условий выполнения договора транспортной экспедиции отнесено к соглашению сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. В настоящее время вступил в силу Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». МПС России и Минтранс России утвердили Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями. К указанным Правилам приложен примерный договор на выполнение централизованного вывоза (завоза) грузов со станций железных дорог и транспортно-экспедиционных услуг и операций.
Кроме того, сохраняют силу (в части, не противоречащей ГК, а также Федеральному закону “О транспортно-экспедиционной деятельности”) нормы Устава автомобильного транспорта и утвержденные в соответствии с ним Минавтотрансом РСФСР Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом от 30.07.71, разд. 27 которых посвящен правилам транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР.

1.2. Элементы договора транспортной экспедиции
· стороны договора, их права и обязанности

Сторонами в договоре транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент. Экспедитором может быть юридическое лицо или гражданин-предприниматель. Функции экспедитора осуществляет, как правило, лицо, не являющееся перевозчиком груза. Вместе с тем ГК допускает возможность принятия перевозчиком на себя обязанностей экспедитора. Договор экспедиции заключает та же транспортная организация, которая осуществляет доставку груза. Например, автотранспортная организация, которой груз вручен для перевозки, заключает также с его отправителем договор транспортной экспедиции. В этом случае одно и то же лицо будет выполнять функции, составляющие содержание разных договоров с несовпадающими правами и обязанностями. Договор перевозки груза, являющийся реальным договором, заключается путем вручения экспедитором по поручению клиента груза перевозчику для его доставки из пункта отправления в пункт назначения. Совершаемые той же транспортной организацией операции, предшествующие договору перевозки, а также способствующие доставке груза и получению его клиентом, составят содержание договора транспортной экспедиции.
Экспедитор осуществляет свою деятельность не только за счет клиента, но и за вознаграждение. Он может действовать от имени клиента на основании выданной ему доверенности (ст. 802 ГК). Но клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры от собственного имени, т.е. практически выполнять функции агента клиента. В этом случае в отношениях с третьими лицами, и прежде всего с перевозчиком, стороной в соответствующем обязательственном отношении (например, грузоотправителем или грузополучателем) будет экспедитор. Тем не менее, по отношению к клиенту в соответствии с заключенным с ним договором транспортной экспедиции такое лицо остается экспедитором и будет нести перед ним ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей экспедитора.
Права и обязанности экспедитора и клиента регламентируются главой 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указание клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.
П. 1 ст. 3 Закона исходит из прав клиента, в частности, из его права:
выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.
Вместе с тем п. 1 предусматривает возможность отступления экспедитора от указаний клиента при наличии следующих условий:
– это необходимо в интересах клиента;
– экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие клиента на такое отступление;
– экспедитор не смог по независящим от него обстоятельствам получить ответ на свой запрос в течение суток.
При наличии указанных обстоятельств экспедитор вправе принять самостоятельно необходимое решение. Возникшие в связи с этим необходимые дополнительные расходы должны быть возмещены клиентом.
Если полученные экспедитором указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору, а экспедитор по независящим от него причинам не имел возможности их уточнить, он действует исходя из интересов клиента. В случае спора доказывать указанный характер своих действий должен экспедитор.
По смыслу п. 2 ст. 3 Закона, предусматривается случай, когда договором предусмотрено право экспедитора самостоятельно выбирать вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта или без согласования с клиентом изменять указанные условия, установленные договором.
В любом случае экспедитор обязан исходить из интересов клиента и незамедлительно уведомлять клиента о производственных изменениях.
При этом, очевидно, клиент вправе отменить решения экспедитора и дать соответствующие новые указания.
В отличие от п. 2, п. 1 ст. 3 Закона регулирует действия экспедитора, когда согласно договору он вправе отступать от указаний клиента с согласия последнего.
Закон конкретизирует применительно к договору транспортной экспедиции общие нормы ГК РФ об обеспечении исполнения обязательств путем удержания находящегося в распоряжении кредитора имущества должника.
Согласно ст. 359 ГК РФ кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.
Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования, хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели.
Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь, несмотря на то, что после того, как эта вещь поступила во владение кредитора, права на нее приобретены третьим лицом.
Правила настоящей статьи применяются, если договором не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 360 ГК РФ Требования кредитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом.
Обращение взыскания на удерживаемый груз осуществляется в соответствии с правилами ст. 349, 350 и других статей § 3 гл. 23 ГК РФ по решению суда.
Согласно Закону удержание возможно, только если это предусмотрено договором транспортной экспедиции. Если сторонами этого договора являются предприниматели, то в сумму убытков экспедитора может быть включена и упущенная выгода.