Общие положения о грузоперевозках

Содержание

“” Введение
“” . Договор перевозки в системе транспортных обязательств
“” . Понятие и виды обязательств по перевозке грузов
“” . Заключение и оформление договоров перевозки грузов
“” . Порядок исполнения договоров перевозки грузов
“” Заключение
“” Список литературы

Введение
Обязательственное право является наиболее крупной подотраслью гражданского законодательства. Содержащиеся в нем правовые нормы регулируют обширный круг общественных отношений, связанных с приобретением товаров в собственность, сдачей имущества в аренду, удовлетворением потребностей граждан в жилье, сооружением производственных и социально-культурных объектов, перевозкой грузов, пассажиров и багажа, оказанием услуг, кредитованием и расчетами, страхованием, совместной деятельностью, использованием произведений науки, литературы и искусства, охраной жизни, здоровья и имущества граждан и имущества юридических лиц и т. д. При посредстве обязательственного права осуществляется перемещение имущества и других материальных благ из сферы производства в сферу обращения, а из последней
· в сферу производительного или личного потребления.
Все многочисленные отношения, регулируемые обязательственным правом, охватываются понятием отношений экономического оборота. Общим для всех отношений экономического оборота является то, что они так или иначе связаны с перемещением материальных благ в виде вещей, денег, выполнения работ, оказания услуг и т. п. Так, при купле-продаже проданная вещь переходит от продавца к покупателю. По договору подряда результаты выполненной подрядчиком работы переходят к заказчику. При аренде имущество поступает во временное владение и пользование от арендодателя к арендатору. По договору поручения имущественные права и обязанности в результате действий поверенного переходят к доверителю и т. д.
Важнейшее значение для экономики страны имеет договор перевозки грузов. Процессы перемещения товарно-материальных ценностей
· сырья и готовой продукции
· незаменимы для успешного функционирования экономики. Можно сказать, что без перевозки грузов вся система жизнедеятельности страны была бы полностью парализована.
Говоря о перевозке грузов нельзя не упомянуть о железнодорожных перевозках. В Российской Федерации железнодорожный транспорт
· естественная монополия, принадлежащая государству. Объемы грузопотоков на железной дороге позволяют сравнить ее с кровеносной системой экономики.
В данной работе будут рассмотрены транспортные обязательства и, как конкретный их вид, обязательства по перевозке грузов. При рассмотрении обязательства по перевозке грузов основное внимание будет уделено перевозке грузов железнодорожным транспортом.
При написании работы нельзя обойтись как без Гражданского Кодекса Российской Федерации, основополагающего акта для обязательственного права, так и без нормативно-правовых актов, посвященным непосредственно вопросам перевозки на том или ином виде транспорта. К числу последних следует отнести Транспортный устав железных дорог, Кодекс торгового мореплавания, Устав автомобильного транспорта, Устав внутреннего водного транспорта и ряд ведомственных актов. Кроме того, написание работы по данной теме немыслимо без использования авторской литературы, которая также использовалась при написании данной работы.

1. Договор перевозки в системе транспортных обязательств
Договор перевозки занимает центральное место в системе транспортных обязательств. По сравнению с договорами буксировки, перевозки пассажира и багажа, договором транспортной экспедиции он занимает первое место по объему и количеству заключаемых в нашей стране договоров. Более того, по отношению к подавляющему большинству из названных он выступает в качестве «первоначального договора» (например, по отношению к договору транспортной экспедиции).
В соответствии со ст. 784 Гражданского Кодекса, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, который должен быть удостоверен соответствующим письменным документом. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Правила перевозок являются важным источником транспортного права. В развитие и дополнение транспортных уставов и кодексов они содержат как положения общего характера (порядок предъявления грузов к перевозке и их выдачи, оформление транспортной документации), так и специальные правила о перевозках отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.). Отдельно утверждаются правила перевозок пассажиров и багажа.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Договор перевозки не есть нечто единообразное для всех видов транспорта либо перевозимого объекта. При наличии ряда общих черт договор перевозки груза и договор перевозки пассажира и багажа имеют значительные правовые особенности, и ГК устанавливает для них наряду с общими нормами также ряд специальных правил: о грузах – ст.785, 791, 794, 797, о пассажирских перевозках – ст.786, 795, 800. Договор перевозки груза в свою очередь также имеет ряд разновидностей на железнодорожном и водном транспорте.
Определение условий перевозки достигается сторонами. Эта формулировка, отражающая свободу договора в условиях рынка с правом сторон свободно определять его условия (ст. 421 ГК), в сфере транспортной деятельности имеет свои рамки ввиду особенностей транспорта (массовость операций, единство транспортно-технологических процессов, интересы безопасности).
Соглашение сторон об условиях перевозки возможно, если нормы права предоставляют клиентам право выбора между определенными условиями перевозки (например, избрание вида отправки, скорости доставляемого груза и т.д.) или носят диспозитивный характер. Большинство норм транспортного права, особенно на железнодорожном и воздушном транспорте, имеют императивный характер, что обусловлено транспортно-технологическими особенностями работы транспорта и интересами безопасности перевозок.Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Понятие транспорта общего пользования было введено ст. 100 Основ гражданского законодательства 1991 года и получило дальнейшее развитие и уточнение в ст. 789 ГК РФ. Главная его особенность – наличие обязанности осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. Именно в этих целях договор перевозки на транспорте общего пользования признается публичным договором. Согласно ст. 426 ГК при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК обратиться в суд о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков.
Предусматривая обязательную публикацию перечня организаций, являющихся транспортом общего пользования, абз. 2 п.1 ст.789 не определяет порядок публикации этого перечня. До определения такого порядка в транспортных уставах и кодексах или специальном акте и начала его практического применения перевозчиками общего пользования следует считать железные дороги, входящие в общую сеть железных дорог РФ и открытые для общего пользования, автотранспортные предприятия, названные в ст. 4 УАТ, а также водных и воздушных перевозчиков с общетранспортными задачами. Ограничения в этом отношении могут вытекать из выданной перевозчику лицензии, о чем должно быть объявлено. Информация клиентуре по данному вопросу должна публиковаться в сборниках правил перевозок (тарифах) и объявляться во всех пунктах отправления.
Признание договора перевозки публичным не означает, что перевозчик обязан осуществить перевозку между пунктами отправления и назначения, руководствуясь исключительно выбором клиента. На железнодорожном транспорте станции выполняют операции по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, перевозимых повагонными и мелкими отправками, в контейнерах, а также операции по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа. Станции могут открываться для выполнения всех или некоторых операций. Причем железные дороги осуществляют перевозки между станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций. Перечень операций, выполняемых каждой станцией, содержится в тарифных руководствах. Поэтому клиент может сдать груз перевозчику, например, в контейнере или мелкой отправкой при условии, что станции отправления и назначения открыты для выполнения таких операций. Аналогично эта проблема решается и на внутреннем водном транспорте.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В статье 790 ГК названы два различных порядка определения провозной платы на транспорте: перевозки транспортом общего пользования оплачиваются по утвержденным тарифам (п. 2 ст. 790), другие перевозки – по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом и правовыми актами (п.1 ст. 790). Оба положения сформулированы в общей форме и не исключают более полного регулирования по этому вопросу в других законах и правовых актах.
Действующее в РФ законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) предусматривает различный порядок установления провозных платежей в зависимости от вида транспорта и вида оказываемых им услуг.
Тарифы на железнодорожном транспорте устанавливаются исходя из того, что он является субъектом естественных монополий и его деятельность в сфере перевозок регулируется на федеральном уровне. Тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством РФ возложены данные функции. Таким органом является Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте. В ст. 44 ТУЖД установлена плата за пользование вагонами и контейнерами. Ее исчисление определяется в порядке, установленном Правительством РФ. Тарифы на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МПС или железными дорогами (на практике с последними), причем субъект РФ обязан за счет своего бюджета возместить железной дороге убытки, возникшие вследствие регулирования тарифов.
Следует отличать услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и предусмотренные тарифом, от услуг, когда тариф не установлен. В первом случае оплата осуществляется по тарифу, во втором – по соглашению сторон.
Таким образом, мы можем определить договор перевозки как договор, порождающий обязательства в сфере транспорта. Условия его аналогичны общим условиям договора, но имеется определенная специфика в определении этих условий. В частности, как было рассмотрено выше, особенности правого регулирования провозной платы обусловлены как характером транспорта так и его экономическим положением на рынке
· принадлежит он к числу естественных монополий или нет. Специфика также имеется и в объекте перевозки
· пассажиры это или грузы. В нашем дальнейшем рассмотрении, в соответствии с темой настоящей дипломной работы, мы будем рассматривать именно грузовые перевозки, осуществляемы железнодорожным транспортом.

2. Понятие и виды обязательств по перевозке грузов

Как было определено нами выше, обязательства по перевозке грузов есть обязательство, в силу которого перевозчик обязуется доставить груз в указанный пункт назначения, а отправитель груза или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги.
По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель
· предъявить груз к перевозке. Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут приобретать правовые формы:
заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте;
договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта;
административно-плановых актов в особых случаях.
Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу (фрахт, чартер).
При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. На железнодорожном и речном транспорте особо выделяются декадные заявки, а при экспортных перевозках
· полумесячные заявки. Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки.
Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном ст. 798 ГК. Такая форма взаимоотношений между перевозчиком и грузовладельцем применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец
· предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Договоры об организации перевозок получили разное наименование в транспортных уставах и кодексах (годовой договор
· на автомобильном транспорте, навигационный
· на внутреннем водном и др.). Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон и пр.
Выполнение действий, указанных в ст. 791 ГК, происходит в порядке, установленном транспортным законодательством. Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. В установленных случаях и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств в большем количестве, чем указано в заявке (в порядке сгущения). Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке.