Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление

Содержание

“” Введение

“” . Юридическое закрепление прав и обязанностей предпринимателей как субъектов предпринимательской деятельности
“” . Возникновение права на предпринимательскую деятельность
“” . Объем прав и обязанностей предпринимателей

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Для предпринимательской деятельности важно то, что гражданское право имеет дело во-первых, с имущественными отношениями, то есть с такими общественными отношениями, которые возникают по поводу различного рода материальных благ: вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова. Причем гражданское право регулирует не все имущественные отношения, а только те которые являются имущественно-стоимостными. К ним относятся как товарно-денежные отношения, так и отношения по обмену вещами, дарению и пр. Во-вторых, предметом гражданского права являются личные неимущественные отношения, возникающие, например, по поводу деловой репутации, наименования юридического лица, либо эти отношения связаны с личностью участвующих в них лиц.
Гражданское право основано на определенных принципах, отражающих его наиболее существенные свойства и обеспечивающих основные права и свободы предпринимателей. К ним относятся принципы: дозволительной направленности гражданско-правового регулирования, равенства правового режима для всех субъектов гражданского права, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, неприкосновенности собственности, свободы договора, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств по территории России.
Все это обусловливает актуальность избранной темы
· права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление.
Целью представленной курсовой работы является исследование основных аспектов возникновения и осуществления прав и обязанностей предпринимателя и их юридического закрепления.
В данной работе мы кратко рассмотрим основные законодательные массивы в этой сфере.
1. Юридическое закрепление прав и обязанностей предпринимателей как субъектов предпринимательской деятельности

Исходным и самым существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, гласящей, что предпринимательская деятельность есть разновидность деятельности экономической. Данное обстоятельство почему-то не получило отражения в приведенном выше легальном определении предпринимательской деятельности. Это и позволяет, в отрыве от конституционной нормы, весьма произвольно понимать предпринимательскую деятельность, наполнять ее неодинаковым содержанием в зависимости от субъективного усмотрения лица, производящего толкование легальной дефиниции.
Предпринимательство для современной России – явление относительно новое. Легальный отсчет истории нынешнего российского предпринимательства начинается с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» .
Важнейшим нормативным актом является Конституция РФ от 12 декабря 1993 г ., в которой:
1) четко решена главная экономическая и правовая проблема – проблема собственности. Признается многообразие форм собственности и одинаковая их государственная защита. Особо подчеркнуты охрана частной собственности и возможность иметь в частной собственности землю только российским гражданам и их объединениям;
2) установлены гарантии свободы экономической деятельности. Каждый вправе по своему усмотрению использовать имеющиеся у него способности и имущество для предпринимательской деятельности;
3) закреплен механизм рыночных отношений, В частности, гарантированы создание и функционирование единого экономического пространства и единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию;
4) конституционно подтверждено, что единственной денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Государство в лице Центрального банка России взяло на себя обязательство защищать и обеспечивать устойчивость рубля;
5) зафиксировано, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом;
6) Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью: охраняются труд и здоровье людей, вводится гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности ведется по четырем основным направлениям, которым корреспондируют четыре крупных блока нормативных актов. Первый блок определяет внутренние отношения в конкретном субъекте предпринимательской деятельности: порядок его учреждения, управления и самоуправления, организации труда.
Второй блок регулирует отношения по «вертикали»: между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления, с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления.
Третий блок опосредует отношения субъектов предпринимательства по «диагонали», в частности с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному регулированию и контролю.
Четвертый блок, последний по счету, но не по значимости, регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности по «горизонтали» – со своими партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.
В регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических реформ «задействованы» все отрасли права – государственное, административное, финансовое, уголовное право и др. Ведущей отраслью, ядром среди них является гражданское право. Именно оно опосредует отношения рыночного, предпринимательского характера, т. е. те отношения, где непосредственно создается предпринимательская прибыль. Одной или обеими сторонами в этих отношениях выступают субъекты предпринимательской деятельности – непосредственные участники, творцы новой российской экономики.
Источники гражданского права (акты, содержащие гражданско-правовые нормы) многочисленны, сложны и противоречивы. Эти источники включают: Конституцию РФ; Федеративный договор и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектами РФ; части первую и вторую и третью Гражданского кодекса РФ; все соответствующие законы современной России, нормативные акты Правительства РФ; нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; обычаи делового оборота.
Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не допускается применение лишь таких обычаев делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.
Изложенные положения прошли проверку на практике и получили ее подтверждение. Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, обобщив соответствующую практику, в своем совместном постановлении от «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дали на этот счет следующие разъяснения: под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т. е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.) .
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что в России в результате проведения реформ будет сформирована социально ориентированная рыночная экономика с преобладанием в ней предпринимательского способа хозяйствования. Однако указанная цель достижима лишь в случае строгого соответствия осуществляемых реформ конституционно-правовой характеристике российской экономики, что предполагает активную творческую роль федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процессе реформирования, а также адекватную конституционным установлениям деятельность самих предпринимателей.
В то же время, нельзя не согласиться с мнением И.В. Цветкова о том, что изучение материалов судебно-арбитражной и хозяйственной практики позволяет утверждать: сегодня, к сожалению, отдельные законодательные акты, предназначенные для регулирования российской экономики, отличаются невысоким качеством и довольно низкой эффективностью их воздействия на складывающиеся в стране экономические отношения. А потому ожидать от отечественной экономики высоких темпов роста не приходится. Ее не спасают ни богатейшие природные, интеллектуальные и иные ресурсы страны, ни сложившиеся в последнее время благоприятные макроэкономические условия экономического роста . Например, говоря о низком качестве отдельных актов отечественного законодательства, нельзя не отметить наличие в них серьезных дефектов юридической техники, нарушений правил формальной логики и современного русского языка .
Низкое качество законов ведет к неопределенности, противоречивости правового регулирования экономических отношений, в результате чего в реальной хозяйственной жизни возникает множество серьезнейших конфликтов, оказывающих крайне негативное влияние на развитие российской экономики.
И все же более вредным и опасным для отечественной экономики является то, что подавляющее большинство существующих законов не оказывает реального и эффективного воздействия на поведение субъектов российской экономики. Практика показывает: отечественное законодательство оказалось оторванным от реальной экономической жизни страны, его нормы (причем как публично-правовые, так и частноправовые) живут сами по себе в текстах законодательных актов, ученых трудах или, в лучшем случае, в залах судебных заседаний, а повседневные экономические отношения формируются по иным правилам. Можно смело утверждать: сегодня российская экономика представляет собой не упорядоченную законодательством организованную систему, а беспорядочную, спонтанно развивающуюся стихию. Именно в неорганизованности и заключается главная причина сохраняющейся неэффективности экономики России, и эта причина носит не частный, а системный характер.
2. Возникновение права на предпринимательскую деятельность

Возникновение права на предпринимательскую деятельность
· это наделение лица способностью ее осуществлять, то есть момент, когда физическое лицо становится предпринимателем. Этот момент есть момент государственной регистрации лица в качестве предпринимателя.
В настоящее время в стране происходит процесс, начавшийся 1 июля 2002 года
· единым органом, регистрирующим юридические лица стало МНС РФ. Однако, во многих субъектах РФ, например в Тверской области, не во всех городах и районах созданы соответствующие подразделения налогового органа. Поэтому там до сих пор регистрацию осуществляют регистрационные палаты. Процесс перевода регистрации предпринимателей
· физических лиц в налоговые органы также еще не завершен.
Предпринимателем считается гражданин (физическое лицо), который осуществляет любые не запрещенные законодательством виды хозяйственной деятельности и стремится к получению максимальной прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательской называется инициативная самостоятельная деятельность лица, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257 ГК РФ), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с тем, что с 1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001
· 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», возникла необходимость привести нормы действующего законодательства в соответствие с новой системой регистрации. Результатом этой работы законодателя стало принятие Федерального закона от 21.03.2002
· 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», который также вступил в силу с 1 июля 2002 года.
Прежде всего, переработке подвергнуты нормы Гражданского кодекса РФ, основные в регулировании процесса создания и прекращения деятельности юридических лиц. Окончательно решены вопросы об определении момента создания и места нахождения юридического лица. Согласно новой редакции статьи 51 юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Эта же норма о моменте приобретения прав юридического лица вновь созданной организацией приводится и в других нормативных актах.
В отношении места государственной регистрации юридического лица, которое и определяет место его нахождения, положения статьи 54 повторяют норму Закона «О государственной регистрации юридических лиц»: оно определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Существенные изменения внесены в Законы «Об общественных объединениях», «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях», а также в другие нормативные акты, затрагивающие вопросы государственной регистрации юридических лиц.
Если для основной массы юридических лиц по-прежнему сохраняется уведомительный принцип государственной регистрации, то для общественных объединений, религиозных организаций, торгово-промышленных палат, политических партий, кредитных организаций предусмотрен специальный порядок.
Так, государственная регистрация торгово-промышленных палат, общественных объединений, религиозных организаций будет проходить в два этапа. Первоначально решение о государственной регистрации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (в настоящее время – Министерством юстиции РФ) или его территориальным органом в зависимости от территориальной сферы деятельности создаваемых организаций. При этом для отдельных организаций предусмотрены специальные основания для отказа в государственной регистрации.