Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций по Российскому законодательству

Содержание

“” Введение

“” . Юридически лица
· коммерческие организации
“” .1. Понятие и виды коммерческих организаций
“” .2. Порядок создания и учредительные документы коммерческой организации

2. Регистрация и функционирование комерческих организаций как субъектов предпринимательского права
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·10
“” .1. Государственная регистрация коммерческих организаций
“” .2. Реорганизация коммерческих организаций
“” .3. Правовой режим имущества коммерческой организации

“” Заключение
“” Список нормативно
· правовых актов и специальной дитературы
“” Приложение 1
“” Приложение 2

Введение

Предпринимательство
· необходимый компонент рыночной экономики и демократии. Если правовая и экономическая система государства построены на правах человека и гражданина, то наличие частной собственности и свободного предпринимательства неизбежно. Это порождает, в свою очередь, принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих данную область общественных отношений.
Для уяснения правового положения юридического лица большое значение имеют цели создания и признаки этого субъекта гражданских правоотношений. В силу исторического развития основными целями создания юридических лиц являются:
1) обособление определенной имущественной массы и включение ее в гражданский оборот (в хозяйственных (торговых) обществах оно достигает наивысшего развития, позволяя сконцентрировать в одних руках разрозненные капиталы, дающие в хозяйственной деятельности каждый в отдельности небольшой эффект; в результате централизации капиталов создается возможность решения крупных хозяйственных задач);
2) ограничение предпринимательского риска (наивысшего развития достигло в акционерных обществах, где акционеры и акционерные общества взаимно не несут ответственности по обязательствам друг друга, риск акционера ограничивается стоимостью его акций);
3) оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов различного рода как в имущественной, так и в нематериальной сфере (например, извлечение прибыли
· в коммерческих юридических лицах, коллективные культовые мероприятия
· в религиозных организациях). Цель юридического лица должна быть легальной и удовлетворять требованиям, предъявляемым к осуществлению субъективных гражданских прав.
Через выделение основной экономической и правовой цели данного института должно выводиться понятие юридического лица.
В современном российском законодательстве содержится следующее определение: юридическое лицо
· это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс или смету, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК).
Организационное единство, обеспечивающее стабильное существование юридического лица, формирование и выражение вовне его автономной воли, а также имущественная обособленность, обеспечивающая имущественную самостоятельность, создают необходимые предпосылки для самостоятельного участия в гражданском обороте. Функционирование системы юридических лиц в рыночной экономике регулирует весьма обширный массив законов и нормативных актов. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В данной работе мы рассмотрим основные нормативные положения касающиеся коммерческих юридических лиц
· их правое положение, разновидности организационно-правовых форм и общий порядок регистрации и реорганизации. При рассмотрении данных вопросов, несомненно актуальных по причине своей исключительной значимости для экономики страны, мы будем использовать как нормативные положения Гражданского Кодекса Российской Федерации и иных законов и подзаконных актов, так и авторскую литературу ученых-цивилистов, работающих в данном направлении.

1. Юридически лица
· коммерческие организации
1.1. Понятие и виды коммерческих организаций

Коммерческие организации
· это юридические лица, для которых извлечение прибыли является основной уставной задачей. По критерию правоспособности, о котором говорили выше их можно подразделить на две группы.
В первую входят те предпринимательские организации, которые обладают общей правоспособностью. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. В круг таких юридических лиц входят коммерческие организации (за исключениями, установленными законом). Извлечение прибыли для них – основная цель деятельности. К таким юридическим лицам относятся следующие.
1. Полные товарищества. Их участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (статьи 69
· 81 ГК РФ).
2. Товарищества на вере (коммандитные товарищества). Они объединяют две разновидности неодинаковых в правовом отношении участников: полных товарищей, осуществляющих предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающих по обязательствам товарищества всем своим имуществом и вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества (статьи 82 – 86 ГК РФ).
3. Общества с ограниченной ответственностью. Их участники несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Это есть организационно-правовая форма, связанная с объединением капиталов (статьи 87
· 94 ГК РФ).
4. Общества с дополнительной ответственностью. Их участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами самого общества (статья 95 и статьи 87
· 94 ГК РФ).
5. Акционерные общества. Их участники несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество эмитирует ценные бумаги (акции), которые являются средством привлечения капиталов со стороны лиц, которые взамен приобретают права на участие в управлении (за исключением привилегированных акций). Акционерные общества бывают открытого и закрытого типа. Различие между ними состоит в ограниченном и неограниченном количестве акционеров (статьи 96
· 104 ГК РФ и федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95).
6. Производственные кооперативы. Их члены несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных федеральным законом «О производственных кооперативах» от 08.05.96 и уставом кооператива. Наряду с общим федеральным законом «О производственных кооперативах» действует федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.95, устанавливающий статус одной из разновидностей производственных кооперативов – сельскохозяйственных кооперативах статьи (107
· 112 ГК РФ).
7. Особую разновидность коммерческих организаций составляют дочерние и зависимые хозяйственные общества (статьи 105 и 106 ГК РФ). Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое, преобладающее или участвующее, общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Во вторую группу входят юридические лица, наделенные специальной правоспособностью. Суть специальной правоспособности состоит в том, что ее обладатели могут иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Эту группу составляют коммерческие организации, которые в порядке исключения из общего правила не обладают общей правоспособностью (государственные и муниципальные унитарные предприятия и иные виды организаций, предусмотренные законом, например банки, страховые организации). Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых предусмотрена специальная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Общие положения относительно унитарных предприятий содержатся в статьях 113
· 115 ГК РФ.
Относительно унитарных предприятий можно сказать следующее. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, законодательством установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия (производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка драгоценных металлов и радиоактивных элементов и др.). С точки зрения отношения к имуществу унитарные предприятия не едины. Одним имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, а другим – на праве оперативного управления. Последние именуются федеральными казенными предприятиями.
1.2. Порядок создания и учредительные документы коммерческой организации

Создание предпринимательской организации состоит из двух стадий. Первая – подготовительная. Она для будущих предпринимателей, пожалуй, самая ответственная и сложная. На этой стадии разрабатывается локальная нормативная модель предпринимательства, воплощаемая в учредительных документах – уставе и (или) учредительном договоре. Именно на их основе будет действовать юридическое лицо, заниматься предпринимательством. Вторая стадия – государственная регистрация. Учреждение предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, ограничивается второй стадией – государственной регистрацией.
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, то оно действует на основе устава, утверждаемого этим учредителем. В п. 2 ст. 52 ГК РФ сформулированы общие требования к сведениям, включаемым во все учредительные документы – ив договор, и в устав. В указанных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и цели деятельности коммерческой организации могут быть определены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. Какие же конкретно учредительные документы нужны для создания той или иной организационно-правовой формы предпринимательства? Коммерческие организации по критерию учредительных документов, необходимых для их образования, подразделяются на три группы.
В первую группу входят хозяйственные товарищества. Для их создания достаточно одного документа – учредительного договора, который подписывается всеми участниками товарищества (полными товарищами). Участники – вкладчики (коммандисты) товарищества на вере учредительный договор не подписывают.
В содержании учредительного договора полного товарищества и товарищества на вере есть некоторые различия. Общее у обоих договоров то, что они должны содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, условия о размере и составе складочного капитала товарищества; размере и порядке изменения долей каждого из участников – полных товариществ в складочном капитале; размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов. Учредительный договор товариществ на вере кроме перечисленных содержит еще сведения о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиком.
Во вторую группу входят общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, для создания которых необходимо подготовить два документа: учредительный договор, который подписывается всеми его учредителями, и утвержденный ими же устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав. Учредительные документы общества с ограниченной и дополнительной ответственностью должны содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, условия о размере уставного капитала общества; размере долей каждого из участников; размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные Федеральным законом “Об обществах с ограниченной ответственностью”.
Особенность общества с дополнительной ответственностью заключается в том, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их имущества. В учредительных документах общества и определяется размер этой ответственности.
В третью группу коммерческих организаций входят акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, них основной учредительный документ – устав. Устав акционерного общества утверждается его учредителями и должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное фирменные наименования общества; место нахождения общества; тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров – владельцев акций каждой категории (типа); размер уставного капитала общества; структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества; иные положения, предусмотренные Федеральным законом “Об акционерных обществах”. Уставом могут быть, например, установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.
Учредители акционерного общества заключают между собой письменный договор о создании общества, являющийся разновидностью договора о совместной деятельности (см. ст. 1041 ГК РФ). Он определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества.
Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы в печати. Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. Устав производственного кооператива, утверждаемый общим собранием его членов, должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, условия о размере паевых взносов членов кооператива; составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; характере и порядке трудового участия членов кооператива в его деятельности и их ответственности за нарушение обязательства по личному, трудовому участию; порядке распределения прибыли и убытков кооператива; размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а устав унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), – Правительством РФ. Эти уставы должны содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.
Единообразнее решается вопрос об учредительных документах некоммерческих организаций. У всех этих организаций учредительным документом является устав, но некоторые из них должны иметь и другие учредительные документы. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. К ним, например, относятся средние специальные учебные заведения.
Таким образом, все коммерческие организации, кроме хозяйственных товариществ (а их создание – большая редкость), действуют на основе устава. Поэтому на примере устава и рассмотрим более предметно структуру и содержание учредительных документов.

2. Регистрация и функционирование комерческих организаций как субъектов предпринимательского права
2.1. Государственная регистрация коммерческих организаций

С 1 июля 2002 года вступил в силу федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001
· 129-ФЗ. Рассмотрим его основные положения. Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее – регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации”. Наличие существующих ныне подзаконных актов позволяет предположить, что это будет Министерство по налогам и сборам Российской Федерации. Вводится единый реестр зарегистрированных юридических лиц, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра.
Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра. Ведение государственного реестра осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Необходимые для регистрации документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Уполномоченным лицом (далее – заявитель) могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

2.2. Реорганизация коммерческих организаций

Порядок реорганизации хозяйствующих субъектов – юридических лиц зависит главным образом от двух факторов: оснований, по которым производятся эти процедуры, и организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности. Общие правовые нормы, устанавливающие этот порядок, изложены в части первой ГК РФ, а более конкретные, относящиеся к той или иной организационно-правовой форме, в законах о них. Так, реорганизацию сельскохозяйственных кооперативов регулирует гл. VIII федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации” от 8 декабря 2003 г.; акционерных обществ – гл. II федерального закона “Об акционерных обществах” от 26 декабря 2003 г.; потребительских обществ – гл. VII федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О потребительской кооперации в Российской Федерации” от 11 июня 2002 г. Конкретные причины реорганизации хозяйствующих субъектов бывают самыми разными. Но все они так или иначе обусловлены перераспределением капитала, борьбой за передел собственности.
Действующее законодательство восприняло ранее существовавшие формы реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.