Крестьянская война под предводительством Ст. Разина

ПЛАН

Введение
1. ДОНСКОЙ АТАМАН
2. ВОЖДЬ МЯТЕЖНОГО КРЕСТЬЯНСТВА
3. ПОРАЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ

В истории нашего Отечества есть темы, к которым не угасает ни интерес читателей, ни внимание ученых. Сколько бы книг, брошюр, статей, очерков им ни посвящалось, люди разных возрастов и поколений, вкусов и увлечений ждут новых публикаций по этим проблемам, потому что они поистине неисчерпаемы. К их числу относится и история величайшей в феодальную эпоху битвы народных масс России за волю
·Крестьянской войны 1667
·1671 гг., возглавленной Степаном Тимофеевичем Разиным.
Еще звучали выстрелы со стен астраханского кремля, бушевали ожесточенные схватки Крестьянской войны, а первый ее историк уже тайно вел свои записи, чтобы спустя восемь лет составить о ней первое летописное сказание. Это был сын боярский Петр Алексеев Золотарев, служивший у астраханского митрополита Иосифа, казненного разницами. В написанном им сказании (Золотаревском летописце) он излил свою ненависть к восставшим, накопленную за полтора года тревожной жизни в захваченной разницами Астрахани, но в то же время и запечатлел свидетельство очевидца об этом «бунташном» времени. С тех давних пор ведется изучение и осмысление этого крупного народного движения эпохи феодализма.
О Степане Тимофеевиче Разине, сумевшем объединить под своими знаменами десятки тысяч восставших крестьян разных национальностей
·русских и украинцев, мари и татар, мордвы и чувашей, написано немало. Личность легендарного предводителя восставшего крестьянства вот уже на протяжении трех столетий привлекает внимание историков, писателей, публицистов. Его образ нашел отражение в произведениях мастеров искусств.
А. С. Пушкин считал Разина «единственным поэтическим лицом русской истории», с увлечением собрал и издал в своей обработке цикл песен о Разине. К любимому народному герою неоднократно обращали свои взоры А. Н. Радищев, декабристы, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов. Революционеры-демократы видели в Разине народного вождя, одно имя которого сплачивало и поднимало народ на борьбу за волю. Среди потаенных произведений революционных народников имела хождение написанная Сергеем Синегубом поэма о Степане Разине.
В ряду исторических лиц
·борцов за свободу, которым предполагалось поставить памятники на городских улицах и площадях Страны Советов, был и Степан Разин. С. Т. Коненков выполнил из дерева скульптурную группу «Ватага Степана Разина». Она была установлена в Москве на Лобном месте.
Трудно объять великое множество публикаций, посвященных второй Крестьянской войне в России.
Настоящим научным подвигом было выявление и издание в четырех томах всех актовых материалов о второй Крестьянской войне, выполненное научным сотрудником ЦГАДА Е. А. Швецовой и вышедшее в свет в 1954
·1976 гг. По этим источникам можно проследить зарождение движения, ход Крестьянской войны в городах и районах России, действия отдельных отрядов во главе с местными руководителями, раскрыть движущие силы, идеологию и цели повстанцев. Это монументальное издание документов дополняют сборники «Записки иностранцев о восстании Степана Разина» и «Иностранные известия о восстании Степана Разина», опубликованные под редакцией А. Г. Манькова. В них вошли разрозненные и малоизвестные памятники, которые по-новому осветили “ряд аспектов темы, и в частности характер Каспийского похода разинцев, внутреннее состояние Астрахани в период восстания, отношение иностранцев к нему.
В 1966 г. вышли из печати два обобщающих капитальных труда
·«Крестьянские войны в России в XVII
·XVIII вв.», где раздел о восстании Разина написан А. Г. Маньковым, и «Крестьянская война в России в 1670
·1671 гг.» И. В. Степанова. Но тема продолжала привлекать внимание историков: выяснялись причины и общие вопросы второй Крестьянской войны; ход движения в различных районах страны и участие в нем городского населения; идеология повстанцев и внешнеполитический аспект восстания. Эти работы позволили уточнить хронологию и географию второй Крестьянской войны, углубить представление об устройстве управления в захваченных повстанцами областях.
Своеобразным итогом исследований историков о крестьянских войнах стало издание в сборника статей «Крестьянские войны в России XVII
· XVIII веков: проблемы, поиски, решения», подготовленного Институтом истории СССР АН СССР. В нем четко обозначены роль и место восстания Степана Разина в истории классовой борьбы в России. Заслуживают внимания книга В. И. Буганова «Крестьянские войны в России XVII
·XVIII вв.», а также монография А. П. Пронштейна и Н. А. Мининкова «Крестьянские войны в России XVII
·XVIII веков и донское казачество».
Советских историков живо интересует личность самого С. Т. Разина. Биографический очерк и социально-психологический портрет предводителя второй Крестьянской войны в России даны в статьях В. И. Буганова и Е. В. Чистяковой. В популярной серии «Жизнь замечательных людей» научно обоснованную художественную биографию народного вождя опубликовал А. Н. Сахаров, перу которого принадлежит также капитальная статья о формировании С. Т. Разина как руководителя крестьянского восстания.
Постепенно создается и портретная галерея талантливых сподвижников Разина. Опубликованы работы о таких крестьянских вожаках, как Василий Ус и Никифор Черток и др.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ДОНСКОЙ АТАМАН

Донской казак Тимофей Разин был на Дону человек пришлый, не из потомственных казаков. Потянули его в эти места еще в молодости рассказы о привольной жизни, о воинской славе, которую может добыть тот, кто храбр, силен и ловок, кто умеет обращаться с саблей, кто как ветер горазд скакать на лихом коне.
На Дон устремлялись беглые крепостные крестьяне, холопы, городская беднота, ратный люд, доведенный до отчаяния тяжкой царской службой. В донские края пробирались группами и поодиночке, целыми деревнями и семьями. «С Дона выдачи нет!»
·об этом негласном законе знали на Руси все угнетенные и обиженные и когда терпеть жестокость господ, произвол властей, голодное, полунищее существование было невмочь, снимались с насиженных мест. Лесами и степями в ночное время продвигались люди на юг, на Дон, стараясь держаться подальше от дорог и крупных населенных пунктов, где правительство устраивало специальные заставы для ловли беглых.
Видимо, так же, таясь, ушел на вольный Дон и Тимофей Разя. Он навсегда покинул свой двор под Воронежем, где жил вместе со вдовой мачехой Анной (отец его, женившись вторично, вскоре умер) и сводный братом Никифором, а вся дальнейшая жизнь его прошла в казачьей службе: разъездах, сторожах, жестоких схватках с крымцами и злых сечах с турками. Стал Тимофей благодаря личным заслугам «домовитым» казаком, известным в Черкасске человеком. Пользовалось имя его почетом и доброй славой за проявленную доблесть, за отвагу, за кровь и раны, полученные в боях.
Вел Тимофей Разя обычную для казака жизнь
· промышлял зверем и птицей. Иметь пашню и сеять хлеб на Дону запрещалось тогда под страхом смертной казни. Неоднократно ходил он в походы против крымских улусов, под турецкую крепость Азов. Возможно, участвовал он и в знаменитом Азовском сидении, когда в 1637 г. казаки отбили Азов у турок и сами удерживали его до 1642 г. Трудности этой эпопеи отразились в «Повестях об Азовском сидении», в сложенных в ту пору песнях. Уцелевшие казаки дали обет посетить далекий Соловецкий монастырь на Белом море и поклониться святым Зосиме и Савватию, исцелявшим раны, по преданию.
Происхождение прозвища Разя пока неизвестно. Возможно, Тимофей был обязан ему своим разящим ударом, а может быть, приклеилось оно к нему из-за привычки часто употреблять в разговоре словечко «рази» (разве)… Как бы то ни было, но от этого прозвища прочно обрадовалась фамилия Разин, которую носили три сына Тимофея: Иван, Степан и Фрол
·и которая стала одной из самых известных в истории нашего Отечества.
Есть предположение, что в одном из походов среди захваченных пленных (ясыря) досталась Тимофею молодая турчанка, ставшая впоследствии его женой. Не случайно в статейном списке дипломата подьячего Г. Михайлова, возвращавшегося из Крыма в апреле 1671 г., сообщалось со слов некоего Батыра-аги: крымскому хану Адиль-Гирею якобы стало известно от азовского паши и ногайских мурз, что сын Тимофея Разина. Степан был тумой (так называли детей от брака русского с турчанкой). Дети научились от матери турецкому языку, легко понимали татарский. Названной (крестной) матерью Степана была русская женщина Матрена, по прозвищу Говоруха, а крестным
·войсковой атаман Корнила Яковлев. Как известно, казаки не отличались набожностью. Население Войска Донского было пестрым и по исповеданию, и по национальному составу: кроме русских жили здесь украинцы, татары, попадали сюда с ясырем польки и турчанки.
Тимофей Разя умер в 1649 или 1650 г. Вероятно, у него открылись старые раны. Незадолго до смерти он собирался на богомолье в Соловецкий монастырь
· место паломничества многих хворых и недужных казаков. Надеялся на исцеление и Тимофей, но отправиться в дальний путь у него уже не было сил.
После смерти отца старшим в семье стал Иван. Гордился им отец: статным вырос большак, видным. У матери-красавицы унаследовал он глаза-уголья, густые кудри, черные брови вразлет. В отца пошел характером: своенравным был Иван, гордым, независимым я таким же, как Тимофей, удалым и бесстрашным.
Вполне вероятно, что боевое крещение Иван Разин получил еще подростком под Азовом.
Возмужав, Иван Разин побывал во многих походах и проявил себя достойным сыном героя Азова. В 1654 г., когда началась война России с Речью Посполитой, Иван Разин возглавил отряд казаков в войске полкового воеводы князя Юрия Долгорукого. Участвовал Иван в самых жарких сражениях, терпеливо переносил все тяготы и лишения военной жизни и лишь с одним не мог смириться
·с подчиненным своим положением царскому воеводе. Службу свою считал он вольной, а себя
·свободным человеком. Так издавна повелось среди донцов. Ведь само слово «казак», заимствованное из тюркских языков, означает удалец наездник, вольный, ни от кого не зависимый воин. В 1665 г., не испросив у воеводы разрешения, увел Иван Разин свой казачий отряд на Дон, но был настигнут ратными людьми Долгорукого, схвачен и препровожден в полковой стан.
Разбирательство царского воеводы было коротким: со старинными казацкими обычаями он не посчитался и самовольный уход И. Разина с казаками из расположения войск расценил как дезертирство. Последовал приговор
·смертная казнь, и Иван Разин в присутствии большого числа казаков (чтоб другим неповадно!) был повешен. Возможно, очевидцем казни старшего брата стал и Степан Разин. Во всяком случае расправа с Иваном потрясла его. Лютую ненависть затаил он против царских воевод и бояр, а с князем Юрием Долгоруким (будущим карателем восставших) были у него особые счеты. На плечи Степана легли заботы о семье.
В 1658 г. С. Т. Разин был включен в состав донской станицы, отправленной из столицы Войска Донского Черкасска в Москву. Почему выбор пал на Степана? К этому времени Разин снискал определенный авторитет. И не только потому, что приходился крестником войсковому атаману К. Яковлеву, но и благодаря собственным заслугам. Среди казаков молодой Разин слыл умным, ловким, расторопным, не менее бывалых донцов сведущим в военном деле. Мог Разин красно сказать, умел внимательно выслушать. От природы переимчивый, одаренный прекрасной памятью, он помимо русского знал еще несколько языков. Секретарь шведского посольства в Персии Э. Кемпфер позднее сообщал, что С. Т. Разин владел в общей сложности восемью языками. Для члена посольства это, конечно, обстоятельство немаловажное.
В конце 1661 г. в составе донской станицы был послан для переговоров с калмыцкими тайшами (родовыми старшинами) о совместных действиях против ногайских татар. Год спустя Разин участвовал в московском посольстве, на которое была возложена та же миссия. Переговоры проходили в Астрахани. Своим богатством, размахом торговли, многообразием ремесел, людностью город мог посоперничать с самой Москвой. Астрахань славилась белокаменным кремлем, оживленной речной гаванью, шумными базарами с восточными товарами, садами, рыбными и соляными промыслами. Но и в богатой, процветающей Астрахани население изнемогало под гнетом государства, жестоко страдало от злоупотреблений и притеснений местной администрации. Астраханские жители не скрывали своего недовольства. Их ненависть к царским властям, боярам и воеводам грозила при малейшем поводе вырваться наружу, вылиться в мятежные действия. Разин мог воочию убедиться, что Астрахань недаром считалась одним из самых «бунташных» городов России.
Посольство, в состав которого входил С. Т. Разин, успешно выполнило свою задачу. С калмыцкими тайшами был заключен военный союз против ногайских татар и крымского хана, предпринимавших опустошительные набеги на русскую территорию. Из Москвы была прислана царская грамота с одобрением деятельности посольства. Вскоре во главе отряда донцов С. Т. Разин участвовал в совместном с запорожскими казаками и калмыками походе против крымских татар. Поход закончился победой над крымцами в бою при Молочных Водах на Крымском перешейке. На Дон С. Т. Разин вернулся с богатыми трофеями и пленными. Военная удача помогла ему еще более выдвинуться в казацкой среде. В это время Разину было 32
·33 года. Он признанный головщик
·военный предводитель. Ему не терпится попробовать свои силы в большом военном походе, привезти богатую добычу, щедро одарить ею донцов.
Испытывая большие финансовые затруднения из-за войн, правительство все урезало и все реже посылало на Дон жалованье. Воеводы пограничных городов доносили, что «ныне на Дону голод большой». Среди Донского казачества углублялось имущественное неравенство, появились «домовитые» (зажиточные) и «голутвенные» (бедные) казаки. Увеличивало число недовольных и самоуправство царских воевод. Когда в 1665 г. по приказу полкового воеводы князя Юрия Долгорукого был схвачен и повешен старший брат Степана Разина Иван, жестокость князя и бесцеремонное нарушение им принципа вольности службы казаков царю привели в негодование население Войска Донского.
С. Т. Разин видел, что на родном Дону тоже становится безотрадно, что среди низов казачества, среди осевших по станицам и хуторам беглых людей зреет протест против подневольной жизни. Обиженные и униженные, беззащитные и обобранные, потерпевшие от произвола властей и господ люди неизменно находили у Степана Разина сочувствие.
Когда спало половодье и потеплело, на берегах Дона, между речками Тишиной и Иловлей, стали скапливаться недовольные. Во главе массы неорганизованных, но смелых, решительных и вооруженных людей встал казак Степан Тимофеевич Разин. Он проявил своеволие, набрав свой отряд из казацкой голи и пришлых людей
·беглых крестьян, посадских тяглецов, стрельцов, не входивших в состав Войска Донского и не подчинявшихся казацкой старшине (верхушке). Разин снарядил свой поход независимо от войскового круга. Это объясняется не столько пренебрежением к казацким традициям, сколько настороженным отношением старых атаманов к ставшему слишком авторитетным и популярным на Дону головщику.
Отправляясь к берегам Каспийского моря без решения круга, Разин тем самым противопоставил себя верхушке донцов, показал, что намерен, не считаясь с ней, настоять на своем. Он задумал поход, для того чтобы раздать захваченную добычу нуждающимся, накормить голодных, одеть и обуть раздетых и разутых. Он нашел свой, казацкий, как казалось ему, самый простой выход из невыносимого положения народа, и прежде всего тех, кто был ближе всего к нему,
·донской казачьей голытьбы и беглого крестьянства.
К походу тщательно готовились. Копили припасы, добывали лодки. В феврале 1667 г. опытный в военном деле С. Т.