Референдум

РАСПЕЧАТКА
Оглавление:
Введение
Основная часть
1. Референдум:
1.1. Понятие референдума
1.2. Виды референдума
1.3. Значение референдума
1.4. Практика проведения референдума в нашей стране
2. Законодательство о референдуме:
2.1. Краткая характеристика
2.2. Конституция Российской Федерации, как источник законодательства о референдуме
2.3. Законодательство о референдуме РФ
2.4. Законодательство о референдуме субъектов РФ
2.5. Законодательство о местном референдуме
3. Право граждан РФ на участие в референдуме:
3.1. Принципы избирательного права
3.2. Субъекты имеющие право участвовать в референдуме
4. Инициатива проведения и назначения референдума:
4.1. Субъекты, имеющие право инициативы проведения референдума в РФ
4.2. Вопросы, которые не могут выноситься на референдум
5. Подготовка референдума. Голосование и определение его результатов
5.1. Подготовка референдума
5.2. Проведение референдума
5.3. Права центральной комиссии
5.4. Последний этап Референдума
6. Развитие института референдума
7. Современные проблемы института референдума
Заключение
Список использованной литературы и нормативных актов.
Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации
· Российская Федерация есть демократическое государство. Одним из проявления демократизма является народовластие. В условиях народовластия осуществление власти контролируется народом. Народовластие как форма государства и способ проявления превращается в принципы обладания властью и её осуществления. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как через органы государственной власти и местного самоуправления, так и непосредственно. В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократии. Одним из непосредственных выражений власти народа является референдум.
Институт референдума в Российской Федерации сравнительно новое явление. А это значит, что развитие будет иметь место, и в связи с этим возникает интерес к результатам, являющимся следствием этого развития.
Таким образом, при изучении данной темы возникает задача
· подробно изучить институт референдума в Российской Федерации и предположить дальнейшее его развитие в соответствии с изменением происходящими в государстве и в обществе.

I. Референдум: понятие, виды, значения

1.1. Понятие референдума
В изученной мною литературе понятие «референдум» трактуется по разному. Я считаю, что наиболее широко и точно оно представлено у автора Комаровой В.В.: «Референдум
· это форма непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, имеющие высшую юридическую силу и обязательное для исполнения органами, организациями и гражданами, в отношении которых решение референдума имеет императивный характер».
Референдум входит в число институтов конституционного права сравнительно мало исследованных отечественной правовой наукой. В связи развитием практики проведения различных референдумов интерес к этому институту значительно возрос. Проведение референдума предполагает реализацию комплекса прав и свобод. Можно сказать, что референдум
· это институт, который относится к системе прав и свобод человека и гражданина. Законодательство о референдуме подтверждает юридические качества данного института, а так же его особое положение среди других институтов конституционного права. На основании вышеизложенного, можно определить, что институт референдума
· это комплекс правовых норм, регулирующих отношения в связи назначением, проведением и определением результатов референдума. Правовое регулирование такого института вытекает из конституционного права граждан на участие в референдуме. В Конституции Российской Федерации оно выражено в следующей форме: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать в референдуме»(ч. 2 ст. 32)1.

1.2. Виды референдума
Референдумы делятся на консультативные и императивные. Смысл термина «консультативный референдум» состоит в том, что орган, уполномоченный принять решение по какому-либо вопросу советуется с электористом по вопросу содержания своей деятельности. Этот вид референдума близок по характеру к опросу граждан, но является более точным. Однако главным недостатком консультативного референдума является неконкретность, а это позволяет государственным органам манипулировать мнением народа, в свою очередь, императивный референдум отличается от консультативного правовой силой его решений. Решение императивного референдума имеет конкретный общеобразовательный и окончательный характер. Как правило, на императивный референдум выносится проект нормативного акта, который вступает в силу сразу после окончания референдума. Этот референдум также называется ратифицирующим. В зависимости от содержания законопроекта выделяют: конституционный и законодательный референдумы. Конституционным является референдум, на котором рассматриваются вопросы, связанные с принятием и изменением основного закона. Процедура проведения конституционного референдума сложнее, чем у других видов референдума. Для принятия обычного закона по законодательству достаточно. Чтобы за проект проголосовало более половины участников. Для принятия изменений и дополнений Основного закона необходимо, чтобы за них проголосовало более половины внесенных в списки голосования граждан России.2
На законодательный или обыкновенный референдум вносится вопрос о принятии того или иного обыкновенного закона или внесение изменений в закон ранее утвержденный на референдуме.
По времени проведения референдума до или после принятия закона
· различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный) референдум.