Система обеспечения финансовой безопасности РФ

Содержание

“” Введение
“” Глава 1. Понятие и правовые основы обеспечения финансовой безопасности государства
“” .1. Правовое регулирование вопросов экономической безопасности в российском законодательстве
“” .2. Понятие и сущность финансовой безопасности государства.
“” Глава 2 Система обеспечения финансовой безопасности государства
“” .1. Угрозы финансовой безопасности государства
“” .2. Органы, обеспечивающие экономическую (в т.ч. финансовую) безопасность государства
“” .3. Государственный финансовый контроль экономических субъектов как действенное средство решения проблемы финансовой безопасности Российской Федерации
“” .4. Пути совершенствования системы экономической безопасности
“” Заключение
“” Список использованной литературы

Введение

Проблемы экономической безопасности в последнее время все чаще оказываются в центре общественного внимания, становятся предметом обсуждения как представителей различных областей научного знания, так и властных структур.
Экономическая безопасность – фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Как отмечают специалисты Института США и Канады РАН1, в самом общем виде экономически эффективное государство – это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.
Общепризнанным является то, что экономическая безопасность является комплексной категорией, выражающей сложноструктурированное, многоуровневое явление общественной жизни. Наиболее агрегированным понятием в сфере экономической безопасности применительно к отдельной стране является понятие «национальная экономическая безопасность». Национальная экономическая безопасность – это такое состояние экономики и общественных институтов (в том числе – институтов власти), при котором обеспечивается гарантированная защита национальных экономических интересов, эффективное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.
Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях – финансовая безопасность. И вот почему. В современных условиях воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. Как справедливо отмечает Ю.М. Осипов, с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своем финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. А глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства.
С учетом изложенного считаю что выбранная мной тема для исследования является актуальной.
Предмет моего изучения
· правоотношения складывающие в процессе обеспечения финансовой безопасности государства урегулированные финансовым и иным законодательством.
Цель моей работы: всесторонне изучения правовой категории «финансовая безопасность государства».
Задачи исследования:
– раскрытие места и роли финансовой безопасности в системе национальной экономической безопасности,
– выявление и мониторинг угроз национальной безопасности, связанных с функционированием финансово-кредитной системы
– изучение системы обеспечения финансовой безопасности в государстве
– анализ проблемы низкой эффективности отдельных элементов системы обеспечения безопасности государства в финансовой сфере и пути ее решения.
Методология: частно-научные и специальные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, исторический, технико-юридический, лингвистический, метод сравнительного правоведения. Применение названных методов позволило мне исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, их целостности и всесторонности.

Глава 1. Понятие и правовые основы обеспечения финансовой безопасности государства
1.1. Правовое регулирование вопросов экономической безопасности в российском законодательстве

В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.
· 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ
· 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.
Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах – участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах. … Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне».
Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров и критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления.
При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.
К сожалению ни понятие экономической, ни финансовой безопасности ни нашло своего отражения в действующей Конституции РФ. Не принят сегодня и закон, или какой либо другой специальный акт, посвященный вопросам экономической безопасности, хотя попытки его внесения на рассмотрения в Госдуму были.
По моему мнению, обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных финансовых интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз успешному функционированию российских предприятий на внутренних и внешних рынках и экономическому развитию нашей страны в целом должна быть закреплена в Конституции. Только тогда посредством системы финансовой безопасности законными путями будут реализованы жизненно важные интересы россиян (в основном заключающиеся в снижении уровня бедности в стране), финансовые интересы российских товаропроизводителей и нашей страны в целом на международной арене (в глобальной экономике).

1.2. Понятие и сущность финансовой безопасности государства

В законодательстве определение экономической безопасности прописано в федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В нем сказано, что «экономическая безопасность – состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям».
Проблемы обеспечения отдельных видов экономической безопасности должны рассматриваться в разрезе различных уровней национальной безопасности. В этой связи можно говорить о выделении, например, в составе национальной финансовой безопасности финансовой безопасности государства и общества (с выделением в структуре последних региональной финансовой безопасности и финансовой безопасности хозяйствующих субъектов), а также финансовой безопасности личности.
Суть финансовой безопасности с точки зрения системного подхода заключается в том, чтобы не разрушались межсистемные связи, чтобы каждая из подсистем существовала и развивалась ради других, а не изолированно от них. Помогать этому, а соответственно и обеспечивать, должны соответствующие государственные органы, поддерживающие экономику и соответственно финансовую безопасность через систему правовых, организационных, политических и иных мер.
С позиций экономической безопасности именно кредитно-финансовая сфера России является сегодня одним из наиболее слабых ее звеньев. Поэтому в нынешней ситуации обеспечение финансовой безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач.
Сущность финансовой безопасности государства, по нашему мнению, можно определить как состояние ее экономики и финансовых институтов, при котором обеспечивается формирование государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций, и их адекватное использование государством. Финансовая безопасность общества при таком понимании будет характеризоваться как состояние финансов, обеспечивающее гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, поддержание социально-политической стабильности общества, формирование необходимого экономического потенциала и финансовых условий для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов. Финансовая безопасность общества в обязательном порядке предполагает также готовность и способность финансовых институтов создавать и реализовывать механизмы защиты национальных интересов в финансовой сфере. Важным аспектом финансовой безопасности государства и общества является гармонизация общенациональных интересов и интересов субфедеральных образований в финансовой сфере.
Если попытаться сформулировать понятие «финансовая безопасность России», то оно могло бы выглядеть следующим образом:
Финансовая безопасность России
· составная часть экономической безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России, выраженной через систему критериев и показателей ее состояния, характеризующих сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов и наличие необходимых денежных, валютных, золотых и т.д. резервов.
Важнейшей составляющей национальной финансовой безопасности является налоговая, представляющая вид финансовой безопасности наряду с бюджетной безопасностью, безопасностью в сфере функционирования денежно-кредитной системы и т.д.

Глава 2 Система обеспечения финансовой безопасности государства
2.1. Угрозы финансовой безопасности государства

Прежде чем описывать и анализировать собственно системы финансовой безопасности мы должны раскрыть основные угрозы финансовой безопасности государства, в том числе Российской Федерации.
Отмечу что разработка самого понятия – финансовая безопасность РФ
· была обусловлена угрозами финансово-кредитной сфере России и принятием новой «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации
· 24 от 10 января 2000 г.
В Концепции отмечается что перед разведывательным сообществом западных стран поставлена задача содействовать всеми возможными средствами обеспечению коммерческих интересов ведущих зарубежных фирм и корпораций в российской экономике. Одновременно указывается на стремление иностранного финансового капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий. Наблюдается согласно Концепции – избирательная направленность инвестиционной политики западных стран в сторону увеличения объема портфельных инвестиций и инвестиций в рынок корпоративных ценных бумаг за счет уменьшения доли прямых финансовых вложений в различные отрасли экономики страны.
Противоправная деятельность иностранцев на российском фондовом рынке проявляется в виде внедрения в обход антимонопольного законодательства крупного зарубежного капитала в российскую экономику с целями перепрофилирования, свертывания производства или ликвидации конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг российских предприятий, завоевания внутреннего рынка России и завладения российской собственностью путем активного участия в процессах приватизации и акционирования.
Прослеживается тенденция к использованию коммерческих банков, находящихся под контролем иностранного капитала, для завладения предприятиями и организациями, имеющими стратегическое значение для экономики страны.
Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и требуют внесения серьезных коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство (в частности, необходимо внесение изменений в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).
Из новой Концепции логически вытекает, что обеспечение финансовой безопасности РФ
· это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов.
Такая деятельность направлена также на упреждение и ликвидацию угроз развитию и укреплению прав и свобод личности, материальным и духовным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны.
При этом функции обеспечения финансовой безопасности России не ограничиваются и не сводятся только к защите. Главным приоритетом деятельности государства в сфере обеспечения финансовой безопасности является развитие его граждан, повышение качества их жизни.
Обеспечение финансовой безопасности страны в настоящее время возможно только при соблюдении национальных интересов России при проведении экономических реформ и учете существующих угроз.
Среди основных национальных интересов России в области финансовых отношений можно отметить следующие:
повышение эффективности финансовой системы как важнейшего регулятора рыночных отношений, на основе подержания государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями при соблюдении таких приоритетов, как целевое инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства; усиление сдерживания инфляционных процессов; противодействие «бегству» российского капитала за границу; стимулирование иностранных капиталовложений (особенно долгосрочных в сферу производства);
создание единой сбалансированной правовой основы, обеспечивающей эффективное формирование и функционирование финансово-кредитной системы социально ориентированного рыночного хозяйства страны, а также правоохранительного механизма по его защите от воздействия криминальных процессов и посягательств.
Что же угрожает сейчас национальным интересам России в области финансовых отношений?
Внутренние угрозы:
приобретение экономическим (финансовым) кризисом затяжного характера, сохранение тенденции торможения выхода из него, возникновение необратимых или труднообратимых последствий для прогрессивного развития страны в общей структуре экономики и целом ряде ее отраслей, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса;
сокращение используемой ресурсной основы в финансово-кредитной сфере деятельности для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ;
дезорганизация финансово-кредитной системы и ослабление ее регулирующих функций в сфере формирования и исполнения бюджета, целенаправленного инвестирования приоритетных отраслей экономики, борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж и создания предпосылок для развития российского предпринимательства;
низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, сужение внутреннего финансового рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста;
криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;
рост финансовых потерь в результате увеличения масштабов и углубления социальной напряженности в сфере экономических отношений.
Внешние угрозы:
утрата Россией части своих внешнеэкономических позиций в результате ее вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков;
нарушение национальных приоритетов России в финансовой области из-за продвижения иностранными партнерами выгодных им экономических проектов и финансовых программ;
формирование иностранными партнерами такой структуры внешнеэкономических связей с Россией, когда последняя постепенно превращается в их сырьевой придаток;
противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования;
рост внешней финансовой задолженности России, усиление ее зависимости от иностранных кредитов; превышение внешним долгом критического уровня, допустимого для суверенного государства;
криминализация некоторых видов внешнеэкономических связей с Россией, неконтролируемый вывоз капиталов из России;
активизация экономической разведки в кредитно-финансовой сфере страны.
Особое внимание заслуживает также следующие угроза: одним из факторов, негативно влияющих на развитие экономики страны на протяжении последних лет, остается отток капиталов за рубеж. В Послании президента Федеральному собранию РФ в 2006 г. обозначено, что «Россия крайне заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных, инвестиций. Это
· наш стратегический выбор и стратегический подход». Несомненно данное заявление является актуальным в настоящее время, так как отток капитала из России за последние 10 лет, согласно определениям и расчетам Fitch Rati
·g, составили около 250 млрд долл. Данные показатели являются чрезвычайно высокими и продолжают увеличиваться.
Проблемы бегства, оттока капитала за рубеж, безусловно, оказывают свое влияние не только на эффективность проводимых бюджетной, налоговой реформ, привлекательность и защищенность инвестиций в российскую экономику, но и представляют одну из основных угроз финансовой безопасности страны в целом.
В условиях современных российских реалий одной из наиболее существенных угроз, оказывающих комплексное негативное воздействие на всех уровнях национальной экономической безопасности, является уклонение от уплаты налогов. Последнее, в свою очередь, обусловлено действием множества причин и факторов. Среди них особо следует выделить несовершенство действующего налогово-бюджетного законодательства и недостатки сложившейся практики его применения, связанные с искажениями принципов бюджетного федерализма. Указанные явления не только детерминируют значительные потери доходов вследствие уклонения от налогов для бюджетной системы в целом, но и порождают (обостряют) серьезные противоречия в налогово-бюджетной сфере как между федеральным центром и территориями, так и между отдельными субфедеральными образованиями.
Уклонение от уплаты налогов, связанное с искажениями принципов бюджетного федерализма, необходимо рассматривать в качестве фактора, продуцирующего особо негативные последствия для национальной финансовой безопасности, поскольку указанное явление, порождая конфликты интересов внутри и между различными уровнями бюджетной системы РФ, ставит под угрозу ее единство и, следовательно, целостность всей финансовой системы страны.

2.2. Органы, обеспечивающие экономическую (в т.ч. финансовую) безопасность государства

Для обеспечения своей финансовой безопасности государство, использует различные органы. Мы рассмотрим их в аспекте сравнения с соответствующим органами зарубежных государств.
Защиту как от внешних, так и от внутренних угроз экономической безопасности РФ осуществляют одни и те же организации. На сегодня таких организаций на федеральном уровне насчитывается более 30. Но ни о какой координации этих ведомств говорить не приходится, все это приводит к «разрывной» политике, а не комплексности обеспечения безопасности и, как следствие, развития страны. Еще более слабым звеном в системе обеспечения экономической, в том числе, финансовой безопасности является отсутствие специализированных государственных служб и ведомств, осуществляющие разведывательную деятельность экономической направленности за рубежом. Так, в отличие от других государств, у нас такой деятельностью среди военизированных организаций занимаются только СВР и ГРУ, среди гражданских – МИД. К примеру, в США такой деятельностью занимаются более 10 организаций.
Особую роль в обеспечении финансовой безопасности государств играют органы экономической разведки.