Фотография в криминалистике

В.В.Кузнецов,
преподаватель кафедры криминалистики ЮИ МВД РФ

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ, ВИДЕОЗАПИСЬ
В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1. Краткий очерк истории фотографии. Криминалистическая
фотография: понятие, значение, система.

Фотография в работе органов внутренних дел занимает вид-
ное место и широко применяется как средство фиксации доказа-
тельственной информации при производстве следственных дейс-
твий.Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатлен-
ные объекты в предметно-пространственной форме и в большем
объеме ,чем это позволяет их словесное описание в протоколе
следственного действия.
Изучение криминалистической фотографии предполагает изу-
чение не только ее специальных видов, но и общей фотографии,
так как без знания основ общей фотографии трудно освоить прие-
мы криминалистической.

В 1989 году исполнилось 150 лет, как была открыта фотог-
рафия. С первых лет своего существования она получила примене-
ние не только в быту, но и использовалась в решении сугубо на-
учных задач. Фотография ( фото-свет, графо- пишу).
Появлению фотографии предшествовали открытия многих уче-
ных. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой
светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы
которой описал в своих трудах еще выдающийся итальянский уче-
ный и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Большой
вклад в развитие фотографии внесли французы Жозеф Нисефор Нь-
епс, Луи-жак Манде Дагерр и англичанин Вильям Фокс Генри Тал-
болт. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ньепсом, полу-
чил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами

– 2 –
ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой
способ он назвал дагерротипией. В своих работах Дагерр исполь-
зовал материалы исследования Ньепса, однако он никогда об этом
не упоминал. Технология Дагерра не позволяла размножать сним-
ки, и только изобретение англичанина Талболта положило начало
разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков
и способствовало открытию нового способа приготовления свето-
чувствительной бумаги. В 1835 г. Талболт пропитав хлористым се-
ребром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде
негатива. Затем, приложив к нему бумагу, обработанную тем же
раствором, он получил позитивный отпечаток. Снимки были далеки
от совершенства, но своим изобретением Талболт доказал возмож-
ность тиражирования отпечатков.
Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро про-
никла в другие страны. В России первые фотографические изобра-
жения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоро-
вичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в це-
лях улучшения изображения заменить тиосульфит натрия (гипо-
сульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в
развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобрета-
тели. Изобретатель-самоучка И.В..Болдырев предложил способ из-
готовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпус-
ка подобных пленок американской фирмой “Кодак”, С.А.Юрковский
изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций,
И.И.Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л.Ле-
вицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую
камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ на-
водки на резкость находит находит применение и в современных
крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено ис-
пользование при съемке в неблагоприятных условиях электричес-
кой дуги. Основоположником научной и судебной фотографии явля-
ется русский специалист Е.Ф.Буринский. В 1894 г. по поручению
Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографи-
ческого восстановления древних письмен. Им был разработан ме-
тод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот Х1У в. на
сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями
безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восс-
тановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом по-

– 3 –
вышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исто-
рического значения этой работы, Российская Академия наук удос-
тоила Е.Ф.Буринского премии имени М.В.Ломоносова “за метод
исследования, равный значению микроскопа”.
В 70-х г.г. прошлого века предпринимаются попытки ис-
пользовать фотографию для целей регистрации и расследования.
Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.).
Затем соообщения о фотографировании преступников появились в
Бельгии, Швейцарии и в других странах. В это время разрабаты-
ваются специальные способы и аппаратура для фотографирования
преступников. Существенных результатов в этой области добился
французский криминалист А.Бертильон, сконструировавший нес-
колько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте
происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны пра-
вила сигналетической и измерительной фотосъемки. Примером при-
менения фотографии при розыске может послужить сообщение “Юри-
дической газеты” за 1896 г. в котором описывался розыск двух
арестантов, сбежавших из Ярославского острога. “Смотритель
острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волоко-
ламский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное
требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По
описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а за-
тем возвращены в острог”.
Наряду с использованием фотографии в розыскной и регист-
рационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом
направлении много и плодотворно работал Е.Ф.Буринский. В 1892
году при Санкт-Петербургским окружном суде он на свои средства
создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо
нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создает-
ся правительственная судебно-фотографическая лаборатория, за-
ведование которой было поручно Е.Ф.Буринскому. В 1912 г. лабо-
ратория была преобразована в Петербургский кабинет научно-су-
дебной экспертизы, что положило начало созданию криминалисти-
ческих учреждений в России.
Развивая применение фотографии в следственной работе,
Е.Ф.Буринский занимается разработкой приемов и средств судеб-
ной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего
применять фотографию на всякий случай, Е.Ф.Буринский считал,

– 4 –
что необходимо разработать правила судебной фотографии, кото-
рые должны найти отражение в законе и быть обязательными для
исполнния всеми.
Первой работой по вопросам использования фотографии в
борьбе с преступностью была книга С.М.Потапова “Судебная фо-
тография” (1926 г.), в которой он дал определение судебной фо-
тографии как системы “научно выработанных методов фотографи-
ческой съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и
представления суду наглядного доказательственного материала”.
Работа выдержала три издания. В последнем издании этой работы
(1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на:
судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экс-
пертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлеваю-
щей фотосъемки – сигналетической, метрической, масштабной,
репродукционной и дедективной. Вторая охватывает три вида экс-
пертизы: для установления тождества,для выявления недоступных
обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое
деление фотографии носит относительный характер, так как одни
и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принци-
пе применяться как следователем, так и экспертом-криминалис-
том.

Определение судебной фотографии, предложенное С.М.Потапо-
вым, в сущности сохранилось до настоящего времени.. Его лишь
конкретизировали и несколько модернизировали. В рекомендован-
ном учебнике (т.1,1987 г.) это определение выглядит следующим
образом: “Криминалистическая фотография – это один из разделов
криминалистической техники. Она представляет собой систему на-
учных положений и разработанных на их основе фотографических
методов, средств и приемов, используемых при фиксации и иссле-
довании доказательств для раскрытия и предотвращения преступ-
лений”.
Под фотографическими средствами имеют в виду аппаратуру
для съемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые
для их обработки химические реактивы. Фотографические методы и

– 5 –
приемы – это система правил и рекомендаций по применению фо-
тографических средств для получения фотоизображений.
Практическое значение криминалистической фотографии иск-
лючительно велико. Она служит основным средством запечатления
внешнего вида самых различных объектов, имеющих доказательст-
венное значение по уголовным делам, их признаков, а в ряде
случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюст-
ративным материалом, но и источником доказательств, средством
для розыска и идентификации различных объектов. Применение фо-
тографических методов исследования существенно расширяют воз-
можности криминалистической и других видов судебных экспертиз.
Являясь разделом криминалистической техники, криминалис-
тическая фотография с учетом задач, стоящих перед ней, и сфер
применения условно подразделяется: на оперативно-розыскную,
судебно-следственную и судебно-экспертную (судебно-исследова-
тельскую) фотографию. Судебно-следственную и оперативно-ро-
зыскную фотографию можно объединить в одну группу – запечатле-
вающая фотография, так как в работе следователя и оперативного
работника применяются преимущественно методы последней. Объек-
тами съемки в следственной практике являются: места происшест-
вий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника,
вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении
преступления. Объектами съемки, применяемой в процессе опера-
тивно-розыскной деятельности, служат событие преступления и
лицо, его совершающее. Деление фотографии на запечатлевающую и
исследовательскую также условно, поскольку в экспертной прак-
тике применяются не только исследовательские, но и запечатле-
вающие методы и, наоборот, при расследовании могут применяться
исследовательские методы, например создание специальных усло-
вий съемки и обработки фотоматериалов.
Полученные при производстве различных следственных дейс-
твий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к
протоколам соответствующих следственных действий. Об изготов-
лении этих фотодокументов делается отметка в протоколе следс-
твенного действия, а сами фотоснимки оформляются в виде фото-
таблиц, снабженных пояснительными надписями, либо приобщаются
к делу в конверте. Фототаблицы подписываются следователем и
лицом, производившим съемку.

– 6 –
От фотодокументов-приложений к протоколам следственных
действий следует отличать фотодокументы-вещественные доказа-
тельства, полученные вне производства по уголовному делу. Эти
снимки после их просмотра приобщаются к делу следователем спе-
циальным постановлением и служат полноценным средством доказы-
вания.
По сравнению с другими методами фиксации (протоколы, схе-
мы, планы, рисунки, чертежи и т.п.) криминалистическая фотог-
рафия обеспечивает более высокую степень наглядности, объек-
тивности, точности и полноты запечатления.
Перед судебно-исследовательской фотографией стоит иная
задача. На основе научно-разработанных методов криминалисти-
ческой фотографии исследуются объекты, имеющие или могущие
иметь доказательственное значение по уголовному делу. Фотос-
нимки, выполненные в процессе экспертного исследования, служат
иллюстративным материалом к заключению эксперта и позволяют
проследить за ходом экспертизы, воочию убедиться в наличии или
отсутствии тех или иных признаков в объектах исследования.
Признаки, выявленные в процессе фотографического исследования,
эксперт кладет в основу заключения, т.е. они являются состав-
ной частью заключения, имеющего значение средств доказывания.
Ясно, что процессуальный режим фотоизображений может быть раз-
личным.
При производстве следственных действий, экспертных иссле-
дований возникает необходимость запечатлеть определенные мате-
риальные объекты, общий вид места происшествия, следы, вещест-
венные доказательства, а также этапы следственного действия и
экспертного исследования. Для этих целей криминалистикой, ис-
ходя из целевого назначения, разработаны специальные виды и
методы фотографической съемки.

.
– 7 –

2. Методы запечатлевающей фотографии.
Применение фотографии
при производстве следственных действий

Основными методами запечатлевающей фотографии являются
следующие: панорамная фотография, стереофотография, измери-
тельная фотография, репродукционная фотография, макрофотогра-
фия,сигналетическая фотография.
 _Панорамная фотография.  .Это последовательная съемка объек-
та, изображение которого при заданном масштабе не может помес-
титься в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах,
соединенных потом в общий снимок – панораму. При съемке пано-
рамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватыва-
лась небольшая часть предыдущего кадра, т.е. на смежных кадрах
дважды фиксировался один и тот же объект-ориентир. В практике
различают два способа панорамной съемки – круговой и линейный.
Панорамную съемку можно производить как с помощью специального
фотографического аппарата, так и обычной малоформатной каме-
рой.
Круговая панорама снимается с одной точки путем поворачи-
вания фотоаппарата в горизонтальной плоскости вокруг оси шта-
тива (или воображаемой оси – при съемке с рук). Круговое пано-
рамирование применяется чаще всего при съемке многоплановых
объектов как на открытой местности, так и в помещении. Нельзя
снимать круговым панорамированием объекты, близко расположен-
ные к фотоаппарату, т.к. различие в расстоянии от фотоаппарата
до частей предмета, попадаемого в кадр, может создать большие
перспективные искажения.
Линейная панорама изготовляется путем перемещения фотоап-
парата параллельно переднему плану фотографируемого участка.
Каждый последующий кадр должен частично перекрывать предыду-
щий. Линейное панорамирование применяется при съемке объектов,
близко расположенных к фотоаппарату, и в тех случаях, когда
нельзя выбрать более удаленную точку съемки. Линейным панора-
мированием удобно фотографировать дорожку следов ног человека,
следы транспортных средств, расположение пятен крови на полу и
т.п.

– 8 –

 _Стереофотография  .представляет собой метод получения фотои-
зображений, воспринимаемый в трех измерениях, объемно. На та-
ких снимках легко определить пространственное расположение
предметов, их форму, размеры и расстояние между ними.