Представления о религиозные воззрениях германцев в позднеантичных источниках

содержание

“1-2”
Введение
Глава 1. Общая характеристика позднеантичной литературы
1.1.Гай Юлий Цезарь
1.2. Публий Корнелий Тацит
Глава 2. Религиозные верования древних германцев
2.1. Следы тотемизма в религии древних германцев
2.2. Лечебная магия. Погребальный культ.
2.3. Боги древних германцев
2.4. Жрецы и культы древних германцев
Заключение
Литература
введение
Проблема понимания религии, её сущности и природы сегодня становится предельно актуальной. Особенностью религии вообще является то, что она представляет собой такой пласт культуры, который непосредственно связан с опытом массового сознания, нравственно-психологическим наследием. Религия – это не абстрактное миросозерцание, а мироощущение, способ каждодневного поведения, в котором решающую роль играют не доводы разума и логика, а обыденное сознание, мирочувствование. Религия – феномен многослойный, многогранный, в ней житейские, обыденные переживания прихотливо смыкаются с высокими метафизическими спекуляциями.
Религия существует в обществе не как чужеродное ему тело, а в качестве одного из проявлений жизни социального организма. Она является частью общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, т.к. прочно вплетена в ткань общественных отношений. Однако, характер и степень этой связи на разных этапах развития неодинаковы. С усилением социальной дифференциации возрастает и самостоятельность различных сфер общественной жизни. Общество, идя по пути специализации и дифференциации, эволюционирует от состояния целостности, в котором еще неразличимы и слиты воедино все слагаемые его жизнедеятельности, к такому состоянию, которое представляет собой единство многообразия.
Говорить о религии как о специфическом социальном феномене, различаемом в ряде других (мораль, искусство, философия, право, наука) можно лишь применительно к довольно поздним эпохам. Однако, религия как явление, присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, т.к. основным вопросом для каждого человека был и остается вопрос о смысле жизни. На сегодняшний день мы видим многообразие различных религий, которое ставит вопрос о первоначальной форме религиозного сознания в человечестве.
Наука, в основном, археология и этнография, не простирает истоки европейской цивилизации далее руин Храмовой культуры Мальты (IV – II тысячелетие до н.э.), от Крита и Минен (III – II тыс. до н.э.). При этом до нас дошли только хозяйственные записи и несколько нерасшифрованных текстов, так что о характере религиозных верований того времени можно только гадать. Поэтому история европейской религиозной мысли начинается приблизительно с “Илиады” Гомера, т.е. приблизительно с VIII – VII веков до н. э. Древнейшим в мире датированным памятником религиозной литературы является корпус текстов из пирамиды Унаса, в котором прямо говорится о творце “видимого и невидимого мира” Ра-Атуме. Вообще, ситуация с различными религиями древних народов необычайно сложна, так как от некоторых из них сохранилось большое количество многообразных источников, о других же мы имеем лишь небольшие упоминания в свидетельствах более поздних авторов.
Религия древних германцев представляет собой интереснейшее явление истории и культуры древних народов. Существуют различные виды источников изучения древнегерманской религии: археологические памятники, данные средневековой христианской литературы, средневековые скандинавские сборники – эдды, различные пережитки древней религии в виде народных поверий и обычаев, описанных в этнографической литературе, а также свидетельства римских и греческих авторов.
Все эти виды источников достаточно подробно изучены исследователями, достаточно вспомнить, что именно пробуждение к германской языческой старине в первой половине ХIХ века, связанное с подъемом национального движения в Германии было одним из первых шагов науки истории религии и что на этой почве сложилась первая классическая школа в этой области знания – мифологическая школа, представленная такими именами как Якоб Гримм, Вильгельм Шварц, Адальберт Кун и другие. Несмотря на упрощенную односторонность этого направления, переоценку им фольклорного материала как непосредственного реликта древней религии и мифологии, именно за создателями мифологической школы остается заслуга первооткрывателей.
Различные ученые, занимающиеся в науке проблемой изучения древних Германцев, абсолютно не затрагивают вопроса их религии, Ф. Энгельс, В. Буданова), или затрагивают очень мало (С. А. Токарев), так, что можно сделать вывод, что в достаточно полном объеме данная тема в современной науке не раскрыта и представляет собой широкое поле деятельности для исследования. при выборе темы автор работы руководствовался именно этим соображением, а также причиной личного интереса к древним религиям вообще и к религиям древних германцев в частности.
В процессе работы будет прослежена эволюция взглядов римских историков на вопросы религии древних германцев от Юлия Цезаря до Тацита, задачей работы было поставлено именно изучение в позднеантичных источниках вопросов религии и верований древних германцев. При написании работы опора осуществлялась, в основном, на два историко-литературных труда – Юлия Цезаря “Записки о Галльской Войне” и Тацита “О происхождении и местожительстве германцев”, а также опирались на другие источники, затронутые в научной литературе.
Религиозные верования древних германцев по различным источникам можно проследить, начиная от тотелиума и заканчивая распространением среди германских племен, мы же в своей работе затронем лишь небольшой пласт истории религиозных воззрений древних германцев в эпоху их соприкосновения с цивилизованными народами античного мира, когда они находились в рамках родовых отношений и часть племен только начала у них выходить. Следует также отметить, что религиозные верования древних германских племен неоднородны, так как различные племена стояли на разных уровнях развития, а также испытывали различную степень влияния извне: южные и юго-западные больше, а северные меньше.
Тема “Представления о религиозные воззрениях германцев в позднеантичных источниках” интересна, глубока и обширна и не может быть ограничена рамками одной, даже достаточно объемной, работы. Тема эта требует дальнейшего, более углубленного и тщательного исследования.
глава 1.
общая характеристика позднеантичной литературы
Периодом позднеантичной литературы принято называть период римской литературы эпохи империи, временные границы которого можно обозначить приблизительно с 30-х годов до н.э. до IV века нашей эры. По сравнению с греческой, римская литература гораздо более поздняя, а, следовательно, более зрелая и созвучная западноевропейской культуре нового времени в период позднего средневековья, Возрождения, Просвещения и классицизма. В римской литературе утрачивается широта проблематики, характерная для лучших произведений греческой литературы, а также известная гармония между личностью и обществом; однако, вместе с тем, в ней в ней резко возрастает интерес к внутреннему миру человека, который часто находится в трагической дисгармонии с окружающей действительностью. В поисках ответов на различные проблемы писатели постоянно обращаются к греческой литературе и философии, своеобразно преломляя и осмысляя по-своему наследие греческой культуры. В результате в Риме создается новый художественный синтез, отвечающий своеобразным задачам, возникающим перед литературой на различных этапах римского общества. Так, например, несмотря на то, что в Греции было достаточно талантливых и глубоких историков, но такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом исторической жизни, с такой беспощадной критикой имперской эпохи и с таким свободно-демократическим настроением могли появиться только в Риме.
Остановимся же немного на личности и творчестве двух наиболее ярких римских историков – Гае Юлии Цезаре и Публии Корнелии Таците, в опоре на труды которых была написана эта работа.

Гай Юлий Цезарь
Гай Юлий Цезарь (102 – 44 гг. до н.э.) – одна из самых ярких фигур на фоне римской революции, полководец, один из основателей Римской империи и цезаризма, был выдающимся автором военно-исторических мемуаров и написал несколько литературно-критических работ высокого художественного качества по языку и стилю.
Цезарь родился в 102 году до нашей эры, происходил из патрицианского рода Юлиев: он получил ораторское образование и учился на острове Родосе у знаменитого оратора Молона.
Еще в ранней юности Цезарь доблестно служил в азиатских войсках Терма и Сервилия Исаврика, проявляя большую храбрость и инициативу; столь же смело он вел себя в плену у захвативших его пиратов. Еще не занимая ни одной должности, он привлек к суду за вымогательства в провинции консулуара и аристократа Корнелия Долабеллу и если не добился его осуждения, то обратил на себя внимание силой и блеском своего красноречия.
Будучи антисулланцем, он, однако, не принял участия в восстании консула Лепида, добивавшегося ультра аристократической конституции, зато позже он поддерживает предложение Помпея о восстановлении народного трибунала, выступает как сторонник демократической партии популяров, привлекая на свою сторону соперничающих в политической борьбе римлян и римский плебс, что обеспечивает ему огромную популярность.
С 58 года до н.э. Цезарь ведет захватнические войны. Он завоевывает Галлию и становится её проконсулом, а также одерживает победы над гельветами и над германским вождем Ариовистом, чем заслуживает внимание сената и народа, в его честь неоднократно назначаются торжества и длительные молебствия. К 50-му году Цезарь окончательно покоряет галлию. Уже в 51-ом году он находит нужным опубликовать свои мемуары о Галльской войне, тщательно избегая в них упоминания о таких фактах, которые могли бы дать повод к политическому преследованию, или смягчая их там, где упоминание о них было невыгодно. Также Цезарь усиленно подкупает в Риме сколько-нибудь влиятельных и нужных ему людей. Но все оказывается тщетным, он начинает гражданскую войну, которой не хотел и не мог хотеть: его собственное, хотя и преданное ему и закаленное в боях войско было очень утомлено продолжительной войной в Галлии, и ему не под силу была борьба со всем государством. Цезарем ведется успешная борьба. Однако само население Рима и Италии, как ни гуманен был Цезарь во время своего италийского похода, очень дорожило идеей республики и свободы, видя её воплощение в Сенате, и потому относилось к нему подозрительно, так что Цезарь даже не рискнул обратиться с речью к народу.
Стремясь к полному единовластию, Цезарь не только относится с полным пренебрежением к Сенату, но не уважает и демократических учреждений. Так, он смещает не угодных ему народных трибунов Цесетия и Марулла, нарушает основные права комицией, которые должны теперь беспрекословно избирать его собственных кандидатов на должности. В последний год своей жизни Цезарь сосредотачивает в своих руках все высшие государственные должности вместе с трибунской властью и пожизненной диктатурой, которая вообще была немыслима в прежнем республиканском строе и стала особенно одиозной со времени Суллы.
Кончилось дело тем, что он вооружил против себя даже своих ближайших помощников, которые выросли в атмосфере большой республиканской свободы, а теперь оказались простыми адъютантами и чиновниками всемогущего властелина. В 44 году до н.э. Цезарь был убит в Сенате сторонниками республики.

“Записки о Галльской войне” представляют собой произведение, прославляющее подвиги и завоевания Цезаря в Галлию и фактически неудачные походы в Британию. Другое его произведение – “Записки о гражданской войне” стремиться убедить читателя в том, что гражданская война вызвана исключительно действиями врагов Цезаря и вместе с тем показать, что он только защищал права республики, попранные Понтием и его сторонниками. Цезарь пишет свои записки в третьем лице, чтобы придать более объективный характер действиям и приказаниям “полководца мудрого и любимого войсками, ведущего народ Рима к победам”.
Литературные труда Цезаря, по мнению Цицерона, отличаются строгой точностью и простотой, – они восходят к школе Фукида; им свойственная “чистая и знаменитая краткость”. С них точно сорвана “одежда” словесных эффектов, фигур и др.”. Действительно, Цезарь в своих “Записках о галльской войне” и “Записках о гражданской войне” дал классические образцы ясной, экспрессивной и предельно лаконичной латинской прозы, совершенной по грамматическому строю и очень изысканной по лексике. Он сам пишет, что основой красноречия является умелый выбор слов и что слов неупотребительных или малоупотребительных необходимо избегать как опасных утесов.
В трудах Цезаря встречаются художественные описания. Например, грандиозных Геркинских лесов, полей, ландшафтов с могучими однорогими быками, лосями и зубрами. Замечательны также описания жизни галлов, германцев, венетов, их прочнейших кораблей в закрытом море Севера. С увлечением военного специалиста он пишет о крепостях, осадах, военных машинах, укреплениях. Со всеми техническими подробностями описывает он знаменитый римский мост через Рейн, очень сложный по конструкции, который его воины построили в 10 дней.
Как пишет академик М. М. Покровский, “сквозь “Записки о Галльской войне” просвечивает очень искусный полководец и администратор, который сумел в борьбе с весьма воинственным и свободолюбивым неселением покорить для Рима целую страну, освободив Рим и от галльской и от германской опасности”.
1.2. Публий Корнелий Тацит
Публий Корнелий Тацит является одним из крупнейших историков и писателей Древнего Рима. Биография Тацита полностью не сохранилась, сведения о его жизни необычайно скудны.
Доподлинно известно, что Публий Корнелий Тацит родился в 55 году в Умбрии. Он происходил из всаднического сословия, а, приехав в Рим, получил солидное риторическое образование, считавшееся необходимым для будущего государственного деятеля. Женитьба на дочери знаменитого полководца и видного сенатора Агриколы помогла ему достичь высоких государственных должностей, он стал быстро продвигаться по служебной лестнице и в 97 году достиг консулата. При Траяне, вероятно, в 113-116 годах, Тацит был назначен проконсулом провинции Азии. Последние годы жизни Тацита мало известны. Умер он в 120 году.
Талантливый оратор, часто выступавший с речами, Тацит быстро получил известность и славу. Он предпочитал суровую философию стоиков, ибо она, призывая к укреплению нравственного мужества, усиливала волю и выдержку людей в тяжелые времена.
Речи Тацита не дошли до наших дней. Во время правления Домиана, враждовавшего с сенаторами, будущий историк воздерживался от всяких выступлений и не публиковал своих литературных трудов.
Когда в 93 году умер Агрикола, Тацита не было в Риме и он не мог произнести традиционную надгробную речь. Но в 97 году (по другим источникам – в 98 году) он написал и издал свою первую историческую монографию “О жизни и характере Юлия Агриколы (жизнеописание Юлия Агриколы)”. Тацит изобразил своего героя скромным, деловитым, почтительным по отношению к императору и вместе с тем, умеренным и добродетельным в частной жизни, подчеркивая, что такой человек сможет спокойно просуществовать при любом императоре. Возмущенно описывая кровавые злодеяния Домициана и скорбя о преждевременной смерти Агриколы, автор “жизнеописания” в то же время признает, что он, Агрикола, ушел из жизни вовремя. В 90-х годах I века террор при Домициане особенно усилился. Заканчивая свой труд уже при Нерве, Тацит пишет, что при Домициане невозможно было хвалить честных людей, теперь же, когда император Нерва впервые соединил в Риме “принципат и свободу”, граждане наконец-то вздохнули полной грудью.
Особое внимание уделяется в произведении деятельности Агриколы в Британии.