Серебряный век

“серебряный век” как социально-культурный феномен
Временные границы “серебряного века”
“Серебряный век” как социально-культурный феномен
Две тенденции во взглядах на искусство и систему творчества
Самые значительные поэтические школы
Школа символистов
Акмеизм
Футуризм
Эгофутуризм
Имажинизм
Новокрестьянская поэзия
Религиозный резонанс.
Учение Льва Толстого. Толстовство, толстовцы.
Журнал “Мир искусства”. Программа мирискусников. Деятельность Дягилева
Социально-культурные общности “Серебряного века”
библиография
“серебряный век” как социально-культурный феномен
Временные границы “серебряного века”
Начало 20-го века. Грядущий вихрь социальных потрясений, кажется, должен смести всё. Но при грохоте оружия – Русско-японской, первой мировой, других войн – музы не молчат.
“Серебряный век” – это время ярких метафор, неустанный поиск глубинного смысла слов, звуков, фраз.
Хронологически и идеологические границы русской поэзии ХХ века не совпадают, как вообще не совпадают хронологические периоды с периодами культуры.
Идеологически границы русской поэзии ХХ века приходится отодвинуть, по крайней мере, на 10 лет назад. Взятая в таком хронологическом масштабе, русская поэзия ХХ века являет картину закономерно и последовательно развивающейся смены школ, течений, группировок, на первый взгляд неожиданных и неизвестно откуда появлявшихся.
“Серебряный век” как социально-культурный феномен
Предчувствие великих потрясений витало в воздухе. Лихорадочно-быстрое развитие русского и мировой культуры, ощущение исчерпанности прежних ценностей, страх перед кровавым утверждением новых
· и всё это вместе определяло атмосферу русского серебряного века.
Ощущение рубежа веков как времени рождения трагического, обречённого поколения было присуще русским поэтам и художникам всегда.
Лирика
·Серебряного века
· многообразна и музыкальна. Сам эпитет
·серебряный
· звучит, как колокольчик. “Серебряный век” – это целое созвездие поэтов, художников, музыкантов. Стихи
·Серебряного века
· – это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и . . . музыкально.
Две тенденции во взглядах на искусство и систему творчества
Основное, что улавливается в русской поэзии 1890-1924 годов, – это две резко выраженные тенденции, два устремления, разбивающие поэтов этой эпохи на два лагеря, чуждых друг другу по мироощущению, идеологии, взглядам на искусство и систему творчества.
Одно устремление может быть охарактеризовано как эстетизм, признание самодовлеющей ценности искусства, преклонение перед формой художественного произведения, отрыв от общественного.
Другое – отказ от эстетизма, отрицание самодовлеющей ценности художественной формы, признание исключительной роли поэзии, как социального фактора.
Самые значительные поэтические школы
В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Это и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном : работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.
Школа символистов
К концу 90-х годов господствующее положение в русской поэзии начинает занимать школа символистов. Эстетика символизма сложная и многосоставная: он генетически связан с романтизмом, с идеалистической философией, с религиозными настроениями рубежа веков, с философией интуитивизма. Символизм провозглашал не только культ формы стиха, но и культ символов: отвлеченность и конкретность необходимо легко и естественно слить в поэтическом символе, как
·в летнее утро реки воды гармонично слиты солнечным светом
·. Это и происходит в стихах К. Бальмонта, похожих на шелест листвы.
Русские поэты прочно связали символизм с драматизмом и напряженностью эпохи рубежа веков, общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий.
Философскую основу русского символизма углубило учение Владимира Соловьева о “душе мира”, который вошел в сознание русских поэтов не как создатель религиозно-философской системы, а как поэт-пророк, “провозвестник событий, которым надлежало развернуться в мире” (А. Блок).
Внутренний мир личности, любовь, одиночество, тоска по “цыганской” воле или по космическому “развоплощению” у лирических героев Александра Блока и Андрея Белого.
В 1910 году происходит кризис и распад символистского поэтического направления в России, но значение поэтов символистов для национальной и мировой культуры переоценить невозможно. Они обогатили поэзию принципами музыкальной композиции, стремясь к синтезу разных искусств, способствовали их сближению в ХХ веке.
Акмеизм
Также, как и символизм, акмеизм вобрал в себя много разнообразных влияний и в его среде наметились разнообразные группировки. Объединяла же акмеистов любовь к реальному, предметному миру.
Акмеизм – стиль, придуманный и основанный Гумилевым, подразумевал отражение реальности легкими и емкими словами. Сам Гумилев очень критически относился к своим стихам, работал над формой и над содержанием. Гумилев, как известно, много путешествовал по Африке, Турции, востоку. Впечатления от путешествий отразились в его стихах, диких экзотических ритмах. В его стихах звучит и музыка заморских стран, и песни России, и смех и слезы любви, и трубы войны.
Особо следует выделить среди акмеистов Анну Ахматову и Осипа Мандельштама.
Без преувеличения можно сказать, что ни у одного из всех русских поэтов нашего столетия не было такой неразрывной связи с читателями, как у Анны Ахматовой.