Сравнение в рассказе М. А. Шолохова Судьба человека

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Сравнения как традиционное стилеобразующее средство
1.1. Понятие сравнения в лингвистическом аспекте
1.2. Виды сравнительных конструкций
1.3. Сравнительный оборот и его особенности
1.4. Способы выражения сравнительных отношений в художественных текстах
Глава 2. Сравнения в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»
2.1. Грамматическая форма выражения сравнений
2.2. Синтаксическая функция сравнительных конструкций в предложении
2.3. Сравнения, выраженные фразеологической единицей
2.4. Лексико-семантические особенности шолоховских сравнений
Глава 3. Изучение сравнений в школе
3.1. Работа со сравнениями на уроках русского языка
3.2. Работа со сравнениями на уроках литературы
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сравнение – это образное выражение. Часто используется в литературе, в случае, когда необходимо показать, что явления, предметы или лица, о которых идет речь, имеют какие-либо общие черты.
Цель использования данного литературного приема – акцентировать внимание на каком-либо свойстве субъекта речи, придать наглядность или объяснить значение.
Чаще всего для сравнения используют союзы «как», «словно», «подобно», «будто», «точно» и т.д. Использование этого приема в повседневной жизни делает нашу речь более яркой, живой, насыщенной и понятной.
Сравнение – излюбленный литературный прием всех писателей, поэтов и копирайтеров. Потому как порой достаточно всего лишь одного точного сравнения, чтобы максимально точно отобразить характер персонажа или нарисовать яркую картинку какого-либо явления. Кроме того, интересное сравнение надолго остается в памяти читателей.
Сравнение
 образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни.
В сравнении два сопоставленных образа: основной, в котором заключен главный смысл высказывания (синтаксически это первый член сравнения), и вспомогательный (второй член сравнения), присоединяемый к основному союзами «как», «будто», «словно»: «моя жизнь, словно бушующее море», «сердечко стонет, как осенний лист дрожит», «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» (А.С.Пушкин, «Зимний вечер»), «и он убит
и взят могилой, / Как тот певец, неведомый, но милый…» (М.Ю.Лермонтов, «Смерть Поэта»).
Сравнение
прием, широко используемый в художественной речи. Он выявляет сходство, соответствия, параллели между природными явлениями и жизнью людей, между людьми. Сравнение как бы закрепляет разнообразные ассоциации, возникающие у писателя.
Сравнения нередко создают целый ассоциативный ряд, необходимый для возникновения образа. Например, в стихотворении А.С.Пушкина «К морю» море вызывает у поэта целый ряд ассоциаций с человеком вообще и «гениями»
Наполеоном и Байроном. Эти ассоциации закреплены в сравнениях. Шум моря, с которым прощается поэт, сравнивается с «ропотом заунывным» друга, его «зовом… в прощальный час»: «Как друга ропот заунывный, / Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный / Услышал я в последний раз!»
В личности Байрона поэт видит те же качества, что и у «свободной стихии»: могущество, глубину, мрачность, неукротимость: «Твой образ был на нем означен, / Он духом создан был твоим: / Как ты, могущ, глубок и мрачен, / Как ты, ничем не укротим». В первом сравнении Пушкин подчеркивает сходство между морем и человеком, другом, во втором
сходство Байрона с морской стихией. Основной смысл высказывания меняется (в первом случае
море, во втором
Байрон), но в результате создается впечатление, что и море, и Байрон
как бы существа, имеющие одинаковую природу: гордые, свободолюбивые, волевые, стихийные и неудержимые.
В народной поэзии широко используются так называемые устойчивые сравнения, то есть сравнения, опирающиеся на традицию, применяемые в одних и тех же ситуациях. Как и постоянные эпитеты, такие сравнения не являются индивидуальными, а берутся из запаса, который есть у народного сказителя или певца. Это образная модель, легко воспроизводимая в нужной ситуации. Разумеется, и поэты, опирающиеся на фольклор, используют устойчивые сравнения, например, М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»: «Вот нахмурил царь брови черные, / И навел на него очи зоркие, / Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого».
Т.о. целью дипломной работы является исследование сравнений в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»”.
Задачами дипломного исследования являются:
1. Рассмотреть сравнение как традиционное стилеобразующее средство.
2. Изучить сравнения в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».